Ярослав РАЗУМОВ, "Панорама", 2 апреля
Громкая история с задержанием на таможенном посту "Калжат" нескольких десятков грузовых автомобилей с грузами из Китая по подозрению в лжетранзите (пожалуйста, Панорама № 9), получила развитие на этой неделе. Александр Малянов, замначальника департамента таможенного контроля (ДТК) по Алматинской области, представил на встрече с журналистами в Казахстанском пресс-клубе новую информацию по этому делу. По его словам, ДТК, направивший ранее соответствующий запрос в Урумчийскую таможню КНР, получил от китайских коллег официальный ответ. Из этих материалов видно, что "документы, представленные нам перевозчиками по таможенному оформлению 54 автомобилей, не имеют к таможне в Урумчи и китайским экспортерам никакого отношения. То есть, урумчийская таможня четко заявляет о факте подделки этих документов". На момент проведения пресс-конференции по результатам проверки документов установлено, что 21 автомобиль должен был остаться на территории Казахстана и, соответственно, перевозимые на них товары должны были поступить на рынок без уплаты таможенных платежей. На сегодня по статье Уголовного кодекса "экономическая контрабанда" возбуждено пять уголовных дел в отношении компаний-перевозчиков, и еще 16 будут возбуждены. Но часть товаров, находившихся в этих автомобилях, все же следовали в Киргизию. Хотя этот факт не освобождает от ответственности перевозчиков за подделку документов. Эта ситуация будет рассматриваться в рамках не уголовного, а Административного кодекса. - До последнего дня взаимопонимания с перевозчиками мы не находили. Все они бойкотировали наши действия, и после досмотра 11 автомобилей всякое содействие с их стороны было прекращено. После того, как на прошлой неделе ДТК провел встречу с предпринимателями из Киргизии с участием генерального консула Кыргызской Республики, на которой мы попросили гостей повлиять на перевозчиков, чтобы те перемещали автомобили на другие таможенные склады (тот, на котором сейчас находятся автомобили, перегружен, из-за чего досмотр идет очень медленно). По нашим расчетам, мы могли бы завершить досмотр всех автомобилей за две недели, в то время как скоро будет два месяца с момента их задержания. И только вчера, наверное, под влиянием получателей грузов из Киргизии, два перевозчика согласились на перемещение грузов, - заявил г-н МАЛЯНОВ. Он также отметил, что со стороны перевозчиков через СМИ неоднократно звучали в адрес ДТК обвинения в якобы имевшем место нарушении международных соглашений о порядке перевозки транзитных грузов. Но, подчеркнул г-н Малянов, тот момент в соглашениях, на который ссылаются при этом оппоненты, не имеет отношения к таможенным органам, а адресован самим перевозчикам. В данной ситуации нарушения со стороны перевозчиков налицо, и говорить, что нарушаются их права, неправильно. Однако оппоненты, как показала пресс-конференция, настроены на продолжение борьбы. В зале присутствовали как адвокаты грузоперевозчиков, так и люди, называвшие себя представителями грузополучателей из Кыргызстана. Один из них публично заявил, что декларации, переданные китайской таможней казахстанским коллегам, "по всем пунктам не соответствуют действительности". И предложил всем вместе, грузополучателям, грузоотправителям, перевозчикам, представителям СМИ с участием консулов Китая и Кыргызстана, проверить соответствие грузов и китайских деклараций. На что г-н Малянов ответил: - Думаю, что вы можете участвовать в судебном процессе по этому вопросу, но не проводить какие-то следственные действия. Участница пресс-конференции, представившаяся как адвокат грузоперевозчика, сослалась на нормы международных соглашения, воспрещающие таможенный досмотр транзитных грузов. На это Совет ЖУНУСБЕКОВ, начальник отдела дознания управления по борьбе с контрабандой ДТК по Алматинской области, процитировал данную статью соглашения: "во избежание злоупотреблений, таможенные органы могут проводить досмотр транзитных грузов только при подозрении в наличии нарушений". - Нарушения здесь налицо, - подчеркнул он. Представители грузоперевозчиков также распространили сообщение для прессы, в котором, в частности, объясняется ситуация с тем, что г-н Малянов охарактеризовал как "подделку документов", то есть, что в документах страной назначения был указан Кыргызстан. В сообщении этот факт объясняется тем, что "китайскими таможенными брокерами в десяти таможенных декларациях на десять автомашин, представленных ими на таможенной границе КНР, вместо страны назначения товаров "Кыргызстан" ошибочно было указано "Казахстан"". Г-н Жунусбеков прокомментировал это так: он может допустить, что в "каком-то отдельном документе могут быть допущены ошибки", но не в таком количестве. |