Виктор БУРДИН, "Время", 28 апреля
В Алматы в апреле резко подорожали мобильные телефоны. Как выяснилось, всему виной – ценовой сговор продавцов. Оказывается, конкуренты договорились прийти к единому ценовому знаменателю ради общей выгоды. В Алматы действуют две самые крупные точки розничных продаж телефонов – в торговых домах "Зангар" (бывший ЦУМ) и "Студент". Мелкие ретейлеры уже много лет назад облюбовали первые этажи обоих торговых комплексов. Тут покупает мобильники практически вся южная столица – алматинцев привлекали хороший выбор и приемлемые цены. Вот кому-то и пришла в голову идея спасительной "уравниловки". В марте 2010 года большинство продавцов соток в "Зангаре" и "Студенте" заключили между собой джентльменское соглашение. Копия такой бумаги продавцов из "Студента", громко названной Соглашением о единой политике торговой наценки на сотовые телефоны на 2010-2011 годы, попала к нам в редакцию. По сути, это секретный договор о коллективной борьбе торговцев за кошельки покупателей. "Учитывая арендную плату, заработную плату сотрудников, налоговые платежи и сборы, необходимо установить и удерживать достойный уровень цен на сотовые телефоны, – сказано в нем. – Инициативной группой арендаторов разработан единый прейскурант цен на основные бренды сотовых телефонов. Соглашение распространяется на всех индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в ТД "Студент". Стороны обязуются не разглашать конфиденциальные сведения производственного и коммерческого порядка". Похожий "союзный договор" был заключен и в "Зангаре", что неудивительно: ведь многие арендаторы имеют несколько торговых точек в обоих магазинах. Документ составлен "по-взрослому": он предусматривает штрафные санкции для "нарушителей конвенции" – за скидки клиентам (в "Студенте" – от 5 тыс. тенге, в "Зангаре" – от 25 тыс. тенге). В минувшие выходные наш корреспондент отправился в эти торговые дома. Действительно, цены на трубки там – как под копирку. Более того, по витринам даже кочует единый прайс-лист, в который продавцы тыкают со словами: "Покупайте у нас – все равно такие же цены везде". При этом делать скидки отказываются. Хотя, казалось бы, конкурентов хватает: в "Студенте" около сотни витрин с сотками, в "Зангаре" – до двухсот. Но, как выяснилось, далеко не всегда конкуренция – двигатель торговли. - В начале этого года конкуренция дошла до того, что продавцы делали накрутку на телефон всего 500 тенге, – рассказала нам продавщица "Зангара" Алтынай. – Нередки случаи, когда в день мы продавали всего три телефона – никакой выгоды от такой торговли не было. Ведь только за аренду мы платим 10 тыс. тенге в день. Вот кто-то и предложил всем торгующим поднять цены на сотки и сравнять их. Сейчас хотят назначить человека, который будет следить за тем, чтобы никто не делал скидок: все арендаторы будут скидываться на зарплату "смотрящему". А пока тех, кто нарушает договор, вычисляем сами. Первый раз нарушители платят штраф – 25 тыс. тенге, во второй раз у них забирают витрину. Одна такая продавщица уже ушла из "Зангара". После ценового договора мы стали зарабатывать гораздо больше. Теперь на самый дешевый телефон накрутка 3 тыс. тенге, на дорогой – до 15 тысяч. Кстати, потребители сразу почуяли ценовой сговор. Алматинка Лаура ОРАЗЫМБЕТОВА пожаловалась на продавцов начальнику межрегиональной инспекции Агентства по защите конкуренции К. НУРПЕИСОВУ. Девушка сообщила: 14 апреля 2010 года она собралась купить сотовый телефон, предварительно проследив за тем, как модель дешевеет. Однако, придя в "Студент", девушка с ужасом обнаружила: ее любимый телефон подорожал на 5 тыс. тенге! "Продавцы в один голос говорят, что не имеют права делать скидку даже 300 тенге, так как их штрафуют, – пишет в своем обращении покупатель. – Я удивилась: на каком основании и кто штрафует? В ответ услышала: охрана подходит и без всяких оснований опечатывает витрину, пока продавец не выплатит штраф. За продавцами следит человек, в чью компетенцию входит надзор за порядком продажи товара. Увидев, что кто-то продал телефон, он тут же подходит к покупателям и, не представившись, спрашивает: "За какую цену вы купили телефон? Дали ли вам что-то в подарок?". Мы обратились за комментариями к руководству торговых домов. Вице-президент "Зангара" Тамара ПЫШКО была кратка: - Я ничего сказать не могу. Это было решение наших арендаторов. В администрации торгового комплекса "Каркара", которому принадлежит "Студент", представляться отказались, но признались, что "на отдельные позиции по телефонам установлены единые цены". В обоих магазинах нам пообещали, что если администрация сочтет нужным, то свяжется с нашим корреспондентом и даст свои комментарии. Однако вчера до подписания этого номера в печать в редакцию никто из них не звонил. Тем временем начальник отдела организационно-правового обеспечения межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции по Алматы Еркин МАГЗЫМБЕКОВ подтвердил нам: его ведомство уже работает по заявлениям потребителей. - Сейчас идет предварительное рассмотрение жалоб, оно только началось, – пояснил он. – По итогам данного рассмотрения мы назначим расследование, и только после этого центральный аппарат нашего агентства в Астане будет принимать решение. - А вообще по закону независимые друг от друга продавцы могут назначать единые цены на товар? - Нет. Но в каждом конкретном случае надо разбираться. |