Ирина Семибратова, Бауржан Смагулов, www.31.kz, 27 апреля
В ЦОНах – наплыв граждан, желающих поменять старые удостоверения на новые с ИИНом. Центры обслуживания переходят на усиленный режим работы. Однако избежать очередей пока не получается. Новые документы обнажили старые проблемы. Столичные жители штурмуют местные ЦОНы. Очереди, как горько шутят пенсионеры, напоминают советские гастрономы. Правда, здесь люди стоят не за пресловутой колбасой, а в надежде получить так называемые ИИНы. Другими словами, двенадцатизначный номер на удостоверениях и паспортах. Столичные ЦОНы работают в авральном режиме. Здесь признают, что пришлось даже пойти на увеличение штата сотрудников. АЙГУЛЬ МАХАМБЕТОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ДОКУМЕНТАЦИИ: - Массовая пропаганда пошла по теле-радио, у нас очень много людей. Если раньше у нас две станции было, то сейчас четыре станции обслуживания. Ажиотаж и давка наблюдается и в других регионах страны. Это уже Караганда. Местные жители оккупируют паспортные столы с раннего утра. Все за теми же ИИНами. ДИАНА СУРГАНОВА: - На выходе какой-то человек предлагает записываться в очередь за определенную плату. В Министерстве юстиции, в чьем введении находятся Центры Обслуживания, заявляют, ажиотажа можно было избежать. Обвиняют самих граждан, что не шли получать ИИНы заранее. Однако народ, в основном это пенсионеры, недоумевает. Говорят, что о новых номерах узнали в последнюю очередь. О проблемах ЦОНов заговорили даже в правительстве. Премьер-министр страны поручил своим подчиненным принять экстренные меры. Но для начала потребовал создать специальную рабочую группу. КАРИМ МАСИМОВ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РК: - Сегодняшним протоколом создается рабочая группа во главе с министром юстиции. Срок действия рабочей группы – 1 месяц. С учетом первых четырех месяцев работы в новых условиях, замечаний и вопросов, которые возникали, проработать и до 1 июня внести мне предложения о работе ЦОНов. У людей есть вопросы, и мы это прекрасно с вами знаем. Между тем, иностранные эксперты, занимавшиеся проблемами казахстанских ЦОНов, корень зла видят в другом. Извечную проблему очередей в центрах обслуживания они объясняют несколькими причинами. СЕРГЕЙ ПИЗИКОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ "USAID": - Это, действительно, низкая зарплата сотрудников ЦОНов. Соответственно, низкая ответственность. Это недостаточный уровень их образования и квалификации. Недостаточная штатная численность, недостаточное оборудование. Это все имеет место быть, и обостряется в последнее время. Бесплатно получить ИИН казахстанцы могут до тринадцатого августа. После – только за деньги. Тем временем, парламентарии предлагают продлить бесплатную замену документов до конца года. Однако, когда СИК и РНН, а именно их должен полностью заменить персональный номер, прекратят свое существование, пока не известно. |