NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 06:04 ast
04:04 msk

Точка невозврата
В межрайонном экономическом суде Алматы состоялись первые слушания по иску Амстердамского торгового банка к аэропорту южной столицы Казахстана. Воздушная гавань должна банкирам $38 млн. и рискует потерять свою заложенную недвижимость
04.05.2010 / скандалы

Виктор БУРДИН, "Время", 1 мая

Вчера в межрайонном экономическом суде Алматы состоялись первые слушания по иску Амстердамского торгового банка (АТБ) к аэропорту южной столицы Казахстана. Напомним, воздушная гавань должна банкирам $38 млн. и рискует потерять свою заложенную недвижимость (см. "Аэропорт заберут за долги?", "Время" от 27.4.2010 г.). Вчера же в прессе появилась информация о том, что российский Альфа-банк, которому принадлежит АТБ, не исключает возможности закрытия аэропорта.
Мы немедленно связались с президентом АО "Международный аэропорт Алматы" (МАА) Айболом БЕКМУХАМБЕТОВЫМ.
- По-моему, банкиры сгущают краски. Закрыть аэропорт – это несерьезно, – прокомментировал высказывание представителя Альфа-банка Айбол Ануарович. – Терминал – собственность города. Пусть даже банк заберет все объекты, но терминал останется. Его никак не могут закрыть.
Кстати, вы в курсе, что такие стратегические объекты закладываются в банках только с разрешения правительства? Бывший президент АО МАА ( Таир ИДРИСОВ. – В. Б.) недавно был в прокуратуре и сообщал, что получал в Астане разрешение на то, чтобы отдать объекты аэропорта в залог. На днях мы получили письмо из Министерства транспорта и коммуникаций, в котором сказано, что на самом деле не было никакого постановления правительства о залоге – премьер-министр просто не ставил свою подпись под документом. Он (Идрисов. – В. Б.) успел получить подписи председателя комитета гражданской авиации, министра транспорта, но не премьера. Выходит, бывший президент (АО МАА. – В. Б.) не имел права брать кредиты под залог.
- Аэропорт разорен?
- Аэропорт у нас прекрасный, у него много рейсов, он не убыточный. Но его довели до преддефолтного состояния.
- Если у вас кипит работа, то почему вы не возвращаете долги?
- Денег нет. Чтобы заработать 38 миллионов, нам требуется 5-7 лет. Но мы вернем эти деньги! У нас есть и другие кредиторы: Казкому мы должны более $100 млн., поставщикам топлива – $20 млн. Всего набегает около $200 млн. долга.
В мэрии южной столицы тоже уверены: аэропорт не закроют.
- Терминал аэропорта принадлежит городу Алматы – он является муниципальной собственностью. Он не в залоге, – заверил нас зам-акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ. – Аэропорт лишь арендует у города здание (терминала. – В. Б.). Заложены другие объекты недвижимости.
Мы не вмешиваемся в проблему, ведь это конфликт двух частных компаний. У города Алматы никаких отношений с банком-кредитором нет. Но скандал находится под пристальным вниманием руководства города.
Между тем в Альфа-банке утверждают, что не все так просто, как кажется казахстанским бизнесменам и чиновникам. Вчера мы дозвонились в Москву – до директора по взысканию корпоративной просроченной задолженности Альфа-банка Заали ЦАНАВА.
- В Алматы утверждают, что основное здание аэропорта не заложено.
- У нас в залоге находится здание для прилета пассажиров площадью 2956 кв. м, помещение досмотра, четырехэтажное здание гостиницы с подвалом, двухэтажное здание VIP-терминала (591 кв. м), двухэтажное здание Дворца культуры плюс несколько земельных участков, – зачитал по документам г-н Цанава . – Таким образом, у нас в залоге прилет, досмотр, вылет, VIP-зал. А теперь вопрос: сможет ли аэропорт без этого работать? Если по решению суда закроются те части аэропорта, которые находятся в залоге, я не представляю, как он будет функционировать. В Алматы утверждают, что терминал не заложен? Не исключено, что имеет место подлог документов. А это уже отдельная история с уголовной ответственностью.
- А что из имущества аэропорта в залоге у других банков? Если они начнут судиться и отбирать недвижимость, что тогда останется от вашей воздушной гавани?
- Я хочу, чтобы вы понимали: мы не стремимся причинить ущерб Казахстану, пассажирам. Мы хотим, чтобы к нам относились серьезно, и вернули деньги, которые у нас взяли.
- В администрации аэропорта утверждают, что ведут диалог с вами, что в Москву летали и вице-президент АО МАА, и член правления.
- Это вранье. В Москву только один раз прилетали две женщины из Алматы, и то – по моей настоятельной просьбе. Кажется, это было в начале 2010 года. И прилетели они ни с чем. Так и сказали: "У нас нет предложений". Они стали просить дискаунт (частичное списание задолженности или пени. – В. Б.) . Я сказал: чудес не бывает, если вы не готовы выплачивать долг, то возьмите тайм-аут, после чего выйдите на нас с каким-то предложением. На этом они уехали, и с тех пор – четыре месяца молчания. Мы поняли, что, наверное, уже никаких "мирных переговоров" не будет.
- Новый руководитель аэропорта вступил в должность лишь 4 месяца назад. Был ли у вас диалог с предыдущими менеджерами?
- Когда в аэропорту работала предыдущая команда, к нам вообще никто не прилетал – мы сами постоянно ездили в Казахстан и предлагали свои варианты решения проблемы. Только я летал в Алматы целых три раза!
- Вы предлагали реструктурировать долг?
- У нас есть подписанная казахстанской стороной программа ре-структуризации, условия которой были для нее очень комфортными. Она предполагала, что аэропорт внесет первый платеж в размере 5 млн. долларов через полгода, а выплата остальной суммы растягивалась небольшими платежами минимум на три года и могла быть отсрочена еще на больший срок. Но они не стали платить – не внес-ли даже первые 5 млн. долларов. И не предложили никаких своих вариантов. В общей сложности переговоры шли полтора года.
- Почему вы прождали так долго? Почему сразу не обратились в суд?
- После подписанной программы реструктуризации прошло полгода – мы ждали. Потом началась смена команды управленцев аэропорта. Мы обсудили ситуацию внутри банка и сказали: хорошо, давайте подождем еще. А в ответ, говоря откровенно, нас продинамили.
Мы и сейчас готовы реструктурировать долг, но на приемлемых для банка условиях. Но списывать часть долга мы не будем. Была бы это на ладан дышащая контора – другой разговор. Но ведь самолеты летают, деньги зарабатываются, а в банк они не приходят.
- Проводили ли вы оценку заложенного имущества после кризиса и обрушения цен на недвижимость? Если его продать, то хватит ли этих денег, чтобы покрыть долг?
- Мы пока этого делать не будем. Какой смысл продавать недвижимость, если мы не вернем всю сумму задолженности?

------

Сидя на взлетной полосе
Асель Маратова, "Бизнес и власть", 30 апреля

Половина имущества аэропорта Алматы может за долги перейти в собственность Амстердамского торгового банка (АТБ). Как сообщили "&" в Минтранскоме, если национальная безопасность страны окажется под угрозой, государство вправе ввести временное управление аэропортами.
АТБ не может добиться от АО "Международный аэропорт Алматы" (МАА) возврата кредита, срок погашения по которому наступил еще в марте 2009-го, сообщил банк 26 апреля. Кредит в размере $33 млн на строительство международного пассажирского терминала (который до сих пор не достроен, хотя заемные средства полностью потрачены) был выдан в 2007 году. На сегодня с учетом пени МАА должен банку свыше $38 млн.
"Учитывая недобросовестные действия МАА, банк был вынужден прибегнуть к судебным мерам защиты своих законных прав", – говорится в сообщении АТБ. По данным банка, 5 апреля специализированный межрайонный экономический суд Алматы запретил МАА предпринимать действия, направленные на отчуждение или обременение движимого и недвижимого имущества аэропорта. В числе объектов, на которые может быть обращено взыскание, здания пассажирского, VIP- и бизнес-терминалов, а также две гостиницы, включая новый отель Park Inn. "Банк сожалеет о возможных неудобствах, которые могут быть причинены исполнением мер обеспечения в отношении МАА", – подчеркивается в пресс-релизе АТБ.
Банк готов к конструктивному диалогу с заемщиком, однако все это время переговоры больше напоминали монолог, сказал "&" Заали Цанава, директор по взысканию корпоративной просроченной задолженности Альфа-Банка (владеет 100% акций АТБ). "Мы ведем диалог в одностороннем порядке уже год. В ответ тишина или даже хуже – согласие на реструктуризацию задолженности и последующее невыполнение взятых на себя обязательств. В такой ситуации мы обычно предупреждаем должника, что такая позиция неприемлема, даем время на осознание, а затем действуем. Именно так мы поступили с МАА, который просто устранился от переговоров", – отметил г-н Цанава. По его словам, неуплату долга в МАА объясняют нехваткой средств. "Банк проявил крайнюю гибкость и все еще открыт для конструктивного решения вопроса, но для защиты своих интересов обратился в суд. Мы не преследуем цели закрыть аэропорт. Но если мы будем вынуждены, то пойдем и на это", – подчеркнул банкир.
В МАА отказались прокомментировать "&" ситуацию, сославшись на отсутствие времени и порекомендовав использовать в качестве информации интервью с президентом МАА Айболом Бекмухамбетовым, опубликованное в газете "Время". Если вкратце, то в числе прочего глава МАА усомнился в подлинности договоров, касающихся оформления кредита. Это вызвало недоумение у г-на Цанава. "МАА пытается подвергнуть сомнению сам факт получения кредита, в то время как в инвестиционном меморандуме АО "Международный аэропорт Алматы" на стр. 46 прямо говорится о получении МАА кредита от АТБ в соответствии с договором № КС-543/07", – заявил банкир.
Директор "Транспэренси Казахстан" Сергей Злотников в беседе с "&" задается другим вопросом: почему аэропорт, построенный на государственные средства, оказался в частных руках. "Куда смотрели власти? – возмущается он. – Сейчас для начала надо разобраться, где эти $33 млн. Терминал так и не достроили, а денег нет. Работа аэропорта оставляет желать лучшего. А фигуранты, то есть собственники, наверное, уже, как обычно, за границей с этими деньгами".
Напомним, в августе прошлого года на специальном совещании по вопросам аэропорта аким Алматы Ахметжан Есимов раскритиковал работу МАА и поднял вопрос о вхождении в состав совета директоров МАА представителя акимата. Чем закончилось дело, неизвестно. В акимате от комментариев отказались.
Г-н Злотников отмечает, что если в сообщении АТБ все изложено верно, то действия банка правомерны и он может забрать недвижимость аэропорта. "На мой взгляд, платить в данном случае придется государству, хотя для государства сегодня эта сумма не лишняя, и ее можно было бы потратить на что-то нужное", – говорит эксперт.
Мажилисмен Камал Бурханов убежден, что государство должно воспользоваться моментом и вернуть аэропорт в госсобственность. "Такие стратегические объекты, как аэропорты, плотины, нефте – и газопроводы, ЛЭП, должны быть под контролем государства. В случае с аэропортом Алматы власть не имеет морального права оставаться в стороне. Государство должно владеть по крайней мере 51% доли в таких объектах, чтобы не допускать возникновения подобных ситуаций", – сказал он "&".
В начале 1990-х, вспоминает депутат, многие объекты перешли в частные руки, поскольку молодому государству было сложно их содержать. Сейчас, по его словам, республика встала на ноги. "В принципе, для нашей страны $33 млн – не очень большие деньги. Было бы неплохо вложить их в аэропорт и установить контроль над ним, хотя бы частичный. Пусть эта частная компании руководит, занимается вопросами аренды, платит налоги – все-таки рынок есть рынок. Но в стратегическом плане государство должно контролировать. Ведь здесь в первую очередь стоят вопросы безопасности полетов, угрозы террористов", – отметил г-н Бурханов. А деньги, потраченные на уплату долга кредитору и приобретение доли в МАА, затем должны вернуться в казну, добавил он. "Из поступающей от деятельности аэропорта прибыли необходимо вернуть в бюджет все до последней копейки", – подчеркнул парламентарий.
Между тем государство заняло выжидательную позицию. "Аэропорт находится в частной собственности. Пока деятельности аэропорта нет угроз, обслуживание пассажиров производится, мы не будем вмешиваться. Но если национальная безопасность окажется под угрозой, государство, согласно статье 14 Закона "О государственном регулировании гражданской авиации", может ввести временное управление аэропортами", – сообщил "&" замглавы комитета гражданской авиации Минтранскома Баянбек Смагулов.

Справка:
Аэропорт Алматы построен в 1935 году и до 1990 года входил в состав Казахского управления гражданской авиации. 26 апреля 1991 года реорганизован в компанию "Аэропорт Алма-Ата", после чего название и собственники компании несколько раз менялись. На сегодня, по данным KASE, собственниками АО "Международный аэропорт Алматы" на паритетной основе являются TOO "Meridian Capital Limited" (Бермуды) и TOO "SAT Infosystems".

-----

В случае необходимости государство возьмет в управление Международный аэропорт Алматы
Алматы. 30 апреля. "Kazakhstan Today"

В случае необходимости государство возьмет в управление Международный аэропорт Алматы. Об этом в интервью газете "Время" заявил председатель Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК Радильбек Адимолда, передает агентство.
Напомним, что Амстердамский торговый банк (АТБ), выдавший в 2007 году АО "Международный аэропорт Алматы" (МАА) кредит на сумму $33 млн, намерен вернуть долг недобросовестного заемщика через суд. В том числе – за счет продажи недвижимого имущества аэропорта, находящегося в залоге. На сегодняшний день общая сумма задолженности (включая пеню) АО "Международный аэропорт Алматы" перед банком составляет более $38 млн. Срок погашения кредита наступил в марте 2009 года.
"Если что-то будет угрожать национальной безопасности, государство может ввести собственное управление любым аэропортом страны", – сказал Р. Адимолда, отвечая на вопрос, будет ли государство вмешиваться в эту проблему.
В свою очередь президент АО "Международный аэропорт Алматы" Айбол Бекмухамбетов утверждает, что Алматы без воздушной гавани не останется.
"В сообщении сказано, будто в залоге у банка находится и пассажирский терминал, но это не так. Терминал находится в коммунальной собственности города, и в списке залогового имущества его нет. Поэтому об остановке деятельности аэропорта не может быть и речи", – сказал он.
"В залоге у АТБ находится 14 объектов недвижимости, в том числе земельные участки каких-то физических лиц, не принадлежащие аэропорту. Но из всего этого залогового имущества АТБ интересуют только 4 объекта: здание VIP-терминала, дворец культуры, строящаяся гостиница и земля под ней. Даже если банк через суд заберет эти объекты, на дееспособности аэропорта это никак не отразится", – отметил А. Бекмухамбетов.
По информации газеты, нынешнее руководство аэропорта, которому по наследству достались огромные долги предшественников – экс-главы АО "МАА" Таира Идрисова и его команды, намерено через суд восстановить статус-кво.
"У меня очень много вопросов по поводу всей этой сделки с АТБ. Посмотрите на этот протокол заседания совета директоров без подписей всех акционеров и печати (бумага, на основании которой его предшественники брали многомиллионный кредит). По этой, я бы сказал, филькиной грамоте и был выдан кредит. К тому же у нас в распоряжении есть только копия этого так называемого "документа": оригинала мы в глаза не видели", – сообщил А. Бекмухамбетов.
Однако, по его словам, "заемные деньги полностью потрачены". "Куда – непонятно. Второй пассажирский терминал, для которого и брался этот кредит, не достроен, а по бумагам на его строительство затрачено $65 млн. Более того, прежние руководители аэропорта мне говорили, что еще нужно $70 млн. В общем, вопросов – масса. Но ставить их – задача уже правоохранительных органов", – подчеркнул президент АО "Международный аэропорт Алматы". По его данным, проблемным кредитом уже заинтересовалась транспортная прокуратура.
По словам Р. Адимолды, "финансовые проблемы у аэропорта существуют из-за того, что целесообразность строительства нового терминала не была тщательно просчитана". "До такого большого потока пассажиров, который предполагает новый терминал, еще далеко. Думаю, в ближайшее время можно было бы обойтись пропускной способностью существующего терминала: его можно было расширить, удлинить, не вкладывая огромные средства в новое здание", – считает председатель Комитета гражданской авиации.
Как сообщалось ранее, по информации АТБ, "ввиду того, что АО "Международный аэропорт Алматы" не предпринимает никаких мер к выплате долга, АТБ принял решение обратить взыскание на недвижимое имущество, принадлежащее АО "Международный аэропорт Алматы", заложенное в обеспечение кредита".
"5 апреля 2010 года Специализированный межрайонный экономический суд Алматы в порядке обеспечения иска Амстердамского торгового банка вынес определение, которым запретил АО "Международный аэропорт Алматы" предпринимать какие-либо действия, направленные на отчуждение или обременение движимого и/или недвижимого имущества, принадлежащего АО "Международный аэропорт Алматы" на праве собственности", – говорится в заявлении АТБ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Атырауской области на покинутом месторождении из скважин выходит нефть 31.05.2010
Прощай, сгоревшая "Россия"… 31.05.2010
Акция протеста на кирпичном заводе. Рабочим не платят зарплату 31.05.2010
Аэропорт не отдадим! 31.05.2010
Гастарбайтеры открыли летний сезон 31.05.2010
Трясина для "прорывного" проекта 28.05.2010
Вот въехали! 28.05.2010
Поликлинику открыли для министра? 28.05.2010
В Акмолинской области фермеры не могут закупить топливо по льготной цене, установленной государством 28.05.2010
"Обращение работников ПФ "Эмбамунайгаз" 28.05.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz