NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 02:13 ast
00:13 msk

Аэропорт с петлей на шее
Скандальной историей с незаконным залогом имущества аэропорта южной столицы в Амстердамский торговый банк (АТБ) заинтересовались правоохранительные органы
05.05.2010 / скандалы

Виктор БУРДИН, "Время", 5 мая

Скандальной историей с незаконным залогом имущества аэропорта южной столицы в Амстердамский торговый банк (АТБ) заинтересовались правоохранительные органы. Вчера президент АО "Международный аэропорт Алматы" (МАА) Айбол БЕКМУХАМБЕТОВ разъяснял в Юго-Восточной транспортной прокуратуре, сколько денег было взято в кредит и куда они потрачены. Нынешнее руководство аэропорта не сомневается: прежний менеджмент "увел" кредитные деньги.
- Скорее всего, прокуратура будет возбуждать уголовное дело, – так прокомментировал вчера свой визит в надзорный орган г-н Бекмухамбетов.
Напомним, аэропорт должен АТБ $38 млн. Банкиры не исключают, что работа аэропорта может оказаться под угрозой, поскольку в залоге у АТБ находится большая часть недвижимого имущества воздушной гавани (см. "Точка невозврата", "Время" от 1.5.2010 г.). Однако, как выясняется, бывший президент МАА Таир ИДРИСОВ взял этот огромный кредит незаконно: стратегические объекты закладываются в банках только после постановления правительства, которого… не было. Вот что рассказал вчера газете "Время" вице-президент АО МАА по безопасности Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ:
- Основные средства от АТБ были получены в 2008 году. В декабре 2007 года был составлен договор о займе, но в нем речь шла только о $7 млн. 14 апреля 2008 года сумма займа была увеличена до $10 млн., а уже 5 мая – до $33 млн. (к весне 2010 года долг вместе с пеней вырос до $38 млн. – В.Б.). В договоре идет ссылка на постановление правительства №320 от 4 апреля 2008 года. Я обалдел, когда узнал, что такого постановления просто нет: его согласовывали, подписывали ответственные люди, но премьер-министр в итоге не дал добро (выделено нами. – Ред.)! И это еще не все. Если вы обратите внимание на даты, то выходит, что сначала в аэропорту взяли кредит, а потом стали "продвигать" проект постановления правительства (выделено нами. – Ред.). По всей видимости, юристы аэропорта не сразу поняли, что такая сделка с банком должна сопровождаться разрешением главы Кабмина.
Айбол Бекмухамбетов добавил: его предшественник Идрисов, готовя проект правительственного постановления, успел получить подпись председателя Комитета гражданской авиации Минтранскома. Люди, возглавлявшие в 2008 году как КГА, так и Минтранском, сегодня уже там не работают. А что же сейчас поделывает прежний рулевой аэропорта?
- Правда ли, что Таир Идрисов сейчас живет в Арабских Эмиратах? – спросил наш корреспондент Нурлана Жумасултанова.
- Да, это факт. Он покинул территорию страны после того, как управление аэропортом перешло к новой команде в декабре 2009 года. Идрисов – не глупец, он понимал, что мы начнем разбираться, и все его "подвиги" всплывут. А мы не собираемся отвечать за чужие грехи.
Когда мы "вошли" в аэропорт, здесь только по поставкам авиакеросина была задолженность на 6,6 млрд. тенге ($44,5 млн. – В.Б.). Причем топливо было получено, отправлено авиакомпаниям, они уже рассчитались с аэропортом. А деньги ушли.
Все в порту было "обложено" фирмами Идрисова: (они контролировали. – В.Б.) поставки керосина, продуктов питания, изготовление бетона для новой взлетно-посадочной полосы, грузы, земельные отношения.
- После смены команды управленцев поменялись ли акционеры МАА?
- Нет, акционеры остались прежними. Они верили (Идрисову. – В.Б.) на протяжении 9 лет, он им показывал отчетность, что в аэропорту все хорошо.
Основные долги были сделаны в 2007-2008 годах. До этого все шло нормально. Но когда ввязались в строительство новой взлетно-посадочной полосы, второго терминала и гостиницы, это обескровило аэропорт. Если темпы роста перевозок сохранялись бы на уровне 25 процентов в год – возможно, предприятие и выдержало бы такой кредит. Но случился кризис, перевозки сократились на 40 процентов. Умные люди (на месте Идрисова. – В.Б.) продолжили бы потихоньку стройку собственными силами, а не кредитовались бы на бешеные суммы и под дикие проценты.
Первым в жертву он (Идрисов. – В.Б.) принес коллектив: в феврале 2009 года сократил зарплату на 25-30 процентов – это при том, что из-за девальвации деньги и так обесценились на четверть. Зато себе довольствие не уменьшил.
Вскоре сложившуюся ситуацию уже невозможно было скрывать от акционеров. И те выгнали прежнюю команду.
Когда мы пришли, в первую очередь попросили совет директоров вернуть зарплату персоналу – а это 3,5 тысячи человек – на прежний уровень.
- Продолжил ли аэропорт сотрудничество с фирмами, подконтрольными Идрисову?
- С фирмами мы расторгли контракты, потому что цены, по которым они нам поставляли товары, были сильно завышены. Например, их маржа с каждой тонны керосина была 50 долларов. А ведь в сутки требовалось тысячи тонн топлива.
Мы избавились от посредников в поставке керосина. Продукты питания тоже приобретаем напрямую у производителей – теперь они нам обходятся в 2-3 раза дешевле!
- В прошлую пятницу, 30 апреля, вы в качестве представителя АО МАА присутствовали на первом судебном заседании по иску АТБ к аэропорту. Ваши впечатления от процесса?
- Слушания только начались. Но "наезд" банка оправдан: аэропорт ведь деньги брал! Другой вопрос – были ли они использованы по назначению? Мы полагаем, что части этих средств вообще "приделали ноги".
Президент АО МАА тоже прямо говорит о пропаже кредитных денег.
- Прежнее руководство брало несколько кредитов на строительство нового пассажирского терминала, – рассказал Айбол Бекмухамбетов. – $33 млн. у АТБ и $65 млн. – в Казкоме. Голландская фирма проводит аудит. Они говорят, что в стройку вложено фактически не больше $10 млн. Куда делись остальные средства? Новый терминал сейчас представляет собой недостроенный железный каркас, а, судя по занятым деньгам, там уже должны стоять телескопические трапы, сканеры и прочая дорогостоящая техника. Сейчас стройка заморожена.
Несмотря на разгорающийся скандал, авиационные власти страны пока не намерены вмешиваться.
- Аэропорт – частная структура, а частник должен отвечать сам за себя, – заявил нам вчера председатель Комитета гражданской авиации Минтранскома Радильбек АДИМОЛДА. – Если ситуация будет выходить за рамки, то государство будет вмешиваться. Пока такой необходимости нет. Но все происходящее в аэропорту мы отслеживаем и не дадим событиям развиваться бесконтрольно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В Атырауской области на покинутом месторождении из скважин выходит нефть 31.05.2010
Прощай, сгоревшая "Россия"… 31.05.2010
Акция протеста на кирпичном заводе. Рабочим не платят зарплату 31.05.2010
Аэропорт не отдадим! 31.05.2010
Гастарбайтеры открыли летний сезон 31.05.2010
Трясина для "прорывного" проекта 28.05.2010
Вот въехали! 28.05.2010
Поликлинику открыли для министра? 28.05.2010
В Акмолинской области фермеры не могут закупить топливо по льготной цене, установленной государством 28.05.2010
"Обращение работников ПФ "Эмбамунайгаз" 28.05.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz