Виктор БУРДИН, "Время", 5 мая
Скандальной историей с незаконным залогом имущества аэропорта южной столицы в Амстердамский торговый банк (АТБ) заинтересовались правоохранительные органы. Вчера президент АО "Международный аэропорт Алматы" (МАА) Айбол БЕКМУХАМБЕТОВ разъяснял в Юго-Восточной транспортной прокуратуре, сколько денег было взято в кредит и куда они потрачены. Нынешнее руководство аэропорта не сомневается: прежний менеджмент "увел" кредитные деньги. - Скорее всего, прокуратура будет возбуждать уголовное дело, – так прокомментировал вчера свой визит в надзорный орган г-н Бекмухамбетов. Напомним, аэропорт должен АТБ $38 млн. Банкиры не исключают, что работа аэропорта может оказаться под угрозой, поскольку в залоге у АТБ находится большая часть недвижимого имущества воздушной гавани (см. "Точка невозврата", "Время" от 1.5.2010 г.). Однако, как выясняется, бывший президент МАА Таир ИДРИСОВ взял этот огромный кредит незаконно: стратегические объекты закладываются в банках только после постановления правительства, которого… не было. Вот что рассказал вчера газете "Время" вице-президент АО МАА по безопасности Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ: - Основные средства от АТБ были получены в 2008 году. В декабре 2007 года был составлен договор о займе, но в нем речь шла только о $7 млн. 14 апреля 2008 года сумма займа была увеличена до $10 млн., а уже 5 мая – до $33 млн. (к весне 2010 года долг вместе с пеней вырос до $38 млн. – В.Б.). В договоре идет ссылка на постановление правительства №320 от 4 апреля 2008 года. Я обалдел, когда узнал, что такого постановления просто нет: его согласовывали, подписывали ответственные люди, но премьер-министр в итоге не дал добро (выделено нами. – Ред.)! И это еще не все. Если вы обратите внимание на даты, то выходит, что сначала в аэропорту взяли кредит, а потом стали "продвигать" проект постановления правительства (выделено нами. – Ред.). По всей видимости, юристы аэропорта не сразу поняли, что такая сделка с банком должна сопровождаться разрешением главы Кабмина. Айбол Бекмухамбетов добавил: его предшественник Идрисов, готовя проект правительственного постановления, успел получить подпись председателя Комитета гражданской авиации Минтранскома. Люди, возглавлявшие в 2008 году как КГА, так и Минтранском, сегодня уже там не работают. А что же сейчас поделывает прежний рулевой аэропорта? - Правда ли, что Таир Идрисов сейчас живет в Арабских Эмиратах? – спросил наш корреспондент Нурлана Жумасултанова. - Да, это факт. Он покинул территорию страны после того, как управление аэропортом перешло к новой команде в декабре 2009 года. Идрисов – не глупец, он понимал, что мы начнем разбираться, и все его "подвиги" всплывут. А мы не собираемся отвечать за чужие грехи. Когда мы "вошли" в аэропорт, здесь только по поставкам авиакеросина была задолженность на 6,6 млрд. тенге ($44,5 млн. – В.Б.). Причем топливо было получено, отправлено авиакомпаниям, они уже рассчитались с аэропортом. А деньги ушли. Все в порту было "обложено" фирмами Идрисова: (они контролировали. – В.Б.) поставки керосина, продуктов питания, изготовление бетона для новой взлетно-посадочной полосы, грузы, земельные отношения. - После смены команды управленцев поменялись ли акционеры МАА? - Нет, акционеры остались прежними. Они верили (Идрисову. – В.Б.) на протяжении 9 лет, он им показывал отчетность, что в аэропорту все хорошо. Основные долги были сделаны в 2007-2008 годах. До этого все шло нормально. Но когда ввязались в строительство новой взлетно-посадочной полосы, второго терминала и гостиницы, это обескровило аэропорт. Если темпы роста перевозок сохранялись бы на уровне 25 процентов в год – возможно, предприятие и выдержало бы такой кредит. Но случился кризис, перевозки сократились на 40 процентов. Умные люди (на месте Идрисова. – В.Б.) продолжили бы потихоньку стройку собственными силами, а не кредитовались бы на бешеные суммы и под дикие проценты. Первым в жертву он (Идрисов. – В.Б.) принес коллектив: в феврале 2009 года сократил зарплату на 25-30 процентов – это при том, что из-за девальвации деньги и так обесценились на четверть. Зато себе довольствие не уменьшил. Вскоре сложившуюся ситуацию уже невозможно было скрывать от акционеров. И те выгнали прежнюю команду. Когда мы пришли, в первую очередь попросили совет директоров вернуть зарплату персоналу – а это 3,5 тысячи человек – на прежний уровень. - Продолжил ли аэропорт сотрудничество с фирмами, подконтрольными Идрисову? - С фирмами мы расторгли контракты, потому что цены, по которым они нам поставляли товары, были сильно завышены. Например, их маржа с каждой тонны керосина была 50 долларов. А ведь в сутки требовалось тысячи тонн топлива. Мы избавились от посредников в поставке керосина. Продукты питания тоже приобретаем напрямую у производителей – теперь они нам обходятся в 2-3 раза дешевле! - В прошлую пятницу, 30 апреля, вы в качестве представителя АО МАА присутствовали на первом судебном заседании по иску АТБ к аэропорту. Ваши впечатления от процесса? - Слушания только начались. Но "наезд" банка оправдан: аэропорт ведь деньги брал! Другой вопрос – были ли они использованы по назначению? Мы полагаем, что части этих средств вообще "приделали ноги". Президент АО МАА тоже прямо говорит о пропаже кредитных денег. - Прежнее руководство брало несколько кредитов на строительство нового пассажирского терминала, – рассказал Айбол Бекмухамбетов. – $33 млн. у АТБ и $65 млн. – в Казкоме. Голландская фирма проводит аудит. Они говорят, что в стройку вложено фактически не больше $10 млн. Куда делись остальные средства? Новый терминал сейчас представляет собой недостроенный железный каркас, а, судя по занятым деньгам, там уже должны стоять телескопические трапы, сканеры и прочая дорогостоящая техника. Сейчас стройка заморожена. Несмотря на разгорающийся скандал, авиационные власти страны пока не намерены вмешиваться. - Аэропорт – частная структура, а частник должен отвечать сам за себя, – заявил нам вчера председатель Комитета гражданской авиации Минтранскома Радильбек АДИМОЛДА. – Если ситуация будет выходить за рамки, то государство будет вмешиваться. Пока такой необходимости нет. Но все происходящее в аэропорту мы отслеживаем и не дадим событиям развиваться бесконтрольно. |