Станислава КУЦАЙ, "Экспресс-К", 11 августа
Опытные моряки уверяют, что подготовка морских кадров в актауском университете им. Есенова – это полная фикция. А ведь только на разработке месторождения Кашаган будут работать около 200 судов. Где моряков брать будем? Опять иностранцев приглашать? Не секрет, что классных преподавателей и в других вузах Актау негусто. По этому поводу аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев, который хорошо понимает всю значимость профессионального обучения, твердо заявил: будем приглашать преподавателей из России, хорошо им платить и предоставлять жилье. Недавно в университете им. Есенова появились новые тренажеры для подготовки морских кадров. По этому поводу высказался бывший инструктор – преподаватель морского учебно-тренажерного центра (МУТЦ) Юрий Тарасов. Он был приглашен в Актау из Мурманска, где долгие годы работал капитаном корабля. – На этих тренажерах имеют право обучаться только дипломированные судоводители, имеющие рабочие дипломы, – заявил Юрий Тарасов. – Кроме того, инструкторами могут быть только дипломированные моряки. С таким же успехом можно обучать на этих тренажерах и сантехников, оленеводов, а инструктором поставить тракториста. Каких судоводителей могут выпускать в этом университете, когда там нет ни одного преподавателя с морским дипломом? На выходе из такой системы будет даже не ноль, а отрицательная величина. А вот что говорит Олег Вахромеев, координатор по обучению персонала компании "Каспион оффшор констракшн", кандидат технических наук: – В Актау моряков готовят летчики, автомобилисты, сельские механизаторы, математики, киномеханики и другие "специалисты", которые на судне никогда не были и не могут отличить весло от якоря. В общей сложности за все время выпущено около 3 500 человек, а на флоте работают около 100 моряков и то после переподготовки их в России. Я всегда "хвалил" преподавателей университета им. Есенова: какой надо иметь талант и фантазию, чтобы читать лекции и проводить практические занятия по тем предметам, о которых сам представления не имеешь. А теперь подсчитайте, какие деньги вбухало государство, если год обучения студента обходится примерно в 200 000 тенге, а подготовка никому не нужного матроса по дорожной карте – 250 000 тенге.Опытный моряк Юрий Тарасов сомневается и в качестве подготовки студентов во время преддипломной практики на рыбопромысловых и транспортных судах:– Матрос должен иметь квалификационное свидетельство и необходимые сертификаты по спасательным средствам по борьбе за живучесть судна. Без квалификационного свидетельства на работу не берут. А чтобы его получить, необходимо иметь справку о плавании, то есть практику. Такую справку не дают, так как практику сейчас обеспечить затруднительно – фирмы не хотят брать выпускников из университета им. Есенова. Никто из них моряком считаться не может, несмотря на сертификаты. Если на корову поставить гребной винт, это еще не значит, что она стала линкором. Буквально три недели назад компания "Аджип" закупила для университета им. Есенова очередные тренажеры. Директор МУТЦа пообещал, что теперь здесь можно будет готовить помощников капитанов и даже лоцманов. – Да, имеются несколько дорогих и хороших тренажеров, – говорит Юрий Тарасов. – Все тренажеры смонтированы в сыром подвале, долго им не жить. Тренажеры предназначены только для обучения комсостава. Но никто из плавающих моряков сюда никогда не придет, так как в конце обучения необходимо получить сертификат международного образца. А МУТЦ не имеет права выдавать такие сертификаты опять же из-за полного отсутствия сертифицированных преподавателей. Тут придется иметь дело с дипломированными плавающими профессионалами, которые будут платить немалые деньги за получение сертификатов. И все они будут учиться в России. Совершенно дикая ситуация с тренажером по управлению ходовым мостиком. Там предполагается повышать квалификацию капитанов. Ну и кто им сейчас может что-то рассказать?! Я слышал, что сейчас от университета ряд преподавателей поедет учиться на инструкторов по тренажерам, не имеющих права там обучаться. Это просто трата государственных денег. Им, возможно, выдадут сертификаты, так как деньги будут заплачены немалые. Но дело в том, что права обучать моряков и выдавать сертификаты никто из них не получит. И все их обучение в Новороссийске будет отдыхом за счет государства. Вся эта картина представляет собой чудовищный распыл денег в никуда. Тарасову вторит Олег Вахромеев: – Потребность порта Актау в лоцманах равна нулю. У нас и лоцманской службы нет. На Северном Каспии эта профессия вряд ли будет востребована. Зачем готовить заведомых безработных? Лоцманы – штучные профессионалы. Их готовят, как правило, из капитанов. Эта квалификация очень высокая – выше, чем у выпускника мореходного училища. Тут требуются годы работы в командной должности, а уж потом строгая селекция. И не каждый ее проходит. Так что говорить о подготовке лоцманов в университете им. Есенова... Не смешите моряков и не позорьте имя блестящего профессионала, именем которого назван университет. Безусловно, Есенов отлично знал, что беда, коль сапоги начнет тачать пирожник… А еще университет приобрел учебное судно "Тюлень-3" для проведения лабораторных и практических занятий для студентов морских специальностей. – Это учебное судно – старая ржавая посудина, – уверен Олег Вахромеев. – Уже на тот момент, когда его приобретали, оно было никуда не годным. А сейчас от него осталось только название. "Тюлень-3" окончательно проржавел и затонул в бухте Баутино. Теперь его достали и распилили на металлолом. Безрадостная картина, нарисованная опытными моряками, выглядит правдоподобной. Особенно если учесть, что в данный момент в Актау работают преподаватели из Астраханского МУТЦа. И проводят они переподготовку морских кадров почему-то не в оснащенном тренажерном центре Есеновского университета, а на базе МАЭК. Отсюда – вопрос к мажилисменам от Мангистау. Уважаемые Серик Оспанов и Зейнулла Алшымбаев, в марте этого года вы обращались к премьер-министру с просьбой рассмотреть возможность организации подготовки кадров и создания морского тренажерного центра в Актау. Его создали. А не пора ли проверить, насколько он эффективен? И насколько деньги, выделенные по дорожной карте, потрачены по делу? Если из 3500 выпускников работу нашли около сотни, да и то после обучения в России, то стоит ли овчинка выделки? Руководство университета им. Есенова в ответ на нашу просьбу отказалось комментировать доводы профессиональных моряков. Моряки часто делают татуировки в виде якоря над морем. А студентам нашего морского университета можно делать тату с надписью "Век моря не видать". |