Александра АЛЕХОВА, "Время", 21 декабря
На днях в редакцию пришла группа автомобилистов, которые утверждают: они воспользовались своим правом на растаможку свежепригнанных машин по льготным тарифам. Такое право, как известно, дает Таможенный кодекс трех стран – участниц Таможенного союза: Казахстана, России и Белоруссии. Сотрудники ДТК сначала пошли автовладельцам навстречу и произвели льготную растаможку, а позже ошарашили людей счетами на оплату внушительных недоимок. - Путаница возникла с годами выпуска наших пригнанных машин, – утверждает автовладелец Алексей ГНАТКО. – По льготным тарифам, то есть по 0,4 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя, положена растаможка автомобилей не старше 10 лет. Я купил свою "тачку", не выезжая за границу: заказал ее по интернет-аукциону из Прибалтики, оплатил с помощью интернет-банкинга – и мне пришла машина со всеми документами, в которых указано: год ее выпуска 2001-й, то есть машине 9 лет. В августе мне ее растаможили по льготным ставкам. А спустя 1,5 месяца мне приходит из таможни уведомление: оплатить еще 20 тысяч евро таможенной пошлины – по 5 евро за кубический сантиметр, поскольку машина изготовлена в мае 2000 года, то есть ей 10 лет и пять месяцев! Но не одиннадцать же! А я теперь должен за автомобиль, который мне обошелся в 20 тысяч евро, платить столько же, чтобы его растаможить?! Да за эти деньги я бы в алматинском салоне мог маленький джип взять! Алексей и еще с десяток его товарищей по несчастью направили в Алмалинский райсуд Алматы (по местонахождению таможенного департамента) иски об отмене доначислений. В ответ верещагины выкатили им встречные иски и уже выиграли несколько дел. Стражи экономических границ обвинили незадачливых автовладельцев в подделке техпаспортов, выданных прежним хозяевам их машин: мол, это вы ради льготной растаможки "омолодили" своих железных коней... - В чем вина моего свояка, который купил машину за 6 тысяч долларов в Киргизии, а потом вдруг выяснилось, что она на два года старше? – недоумевает Ержан ДАУРЕМБАЕВ. – Причем у нас на руках есть ответ на запрос из страны-изготовителя – Италии, где указан тот же год выпуска, что и в техпаспорте. Ни суд, ни прокуратура мои доводы не учли. А теперь за колымагу, которой красная цена – 8 тысяч долларов, мой родственник должен доплатить 15 тысяч евро пошлины! Алексей Гнатко утверждает: за 16 лет, что он занимался автобизнесом, ему приходилось сталкиваться с тем, что в первом техпаспорте на машину указан не год ее выпуска, а дата начала эксплуатации. - Сейчас ни один казахстанец, который захочет купить за границей машину и растаможить ее по льготным тарифам, не сможет проверить реальную дату ее изготовления, поскольку наши дистрибьюторы японских автоконцернов попросту не дают таких справок, а предоставляют их только таможенникам. Как человеку не попасть впросак? – говорит Гнатко. – Я предлагал таможенникам снять проблемную машину с учета и вернуть ее обратно – туда, где она куплена. Но им надо, чтобы я доплатил. А таких денег у меня нет. Кстати, после случаев с нашими машинами в ДТК посадили человека, который специально перед растаможкой проверяет год выпуска авто. Почему они раньше этого не делали? По закону, конечно, таможенники правы: статья 188 кодекса о таможенном деле в РК позволяет им в течение пяти лет доначислить таможенные сборы, если будет установлено недостоверное декларирование товара. Но, спрашивается, зачем сначала растаможивать машину, чтобы потом "включить заднюю"?! В скобках заметим: судья Алмалинского районного суда № 2 Шолпан УМБЕТАЛИЕВА отказалась удовлетворить иски нескольких автовладельцев к таможенникам именно на основании 188-й статьи. Пресс-секретарь Таможенного комитета Минфина Ержан БАЙТАНА подтвердил: проблема действительно есть, но – только в Алматы. В телефонной беседе с начальником отдела международных отношений ДТК Алматы Газизой КУАНДЫКОВОЙ кое-что удалось прояснить. По данным ДТК, проблемных машин в Алматы всего 37. - Люди представляли поддельные справки, что машинам до 10 лет с момента выпуска, а на самом деле машинам 11 лет, – утверждала собеседница. - Так в техпаспортах же четко указана дата... - Там пишут не дату изготовления, а дату выхода с завода или дату продажи. Предположим, в 1999-м изготовили, а продали в 2001-м. Какие нам документы пришли – по таким мы таможенное оформление и производили. Потом по указанию комитета (КТК Минфина. – А. А.) мы стали перепроверять, и выяснилось: некоторым машинам более 10 лет. Причем кто-то из покупателей действительно был не в курсе, а кто-то умышленно подделывал справки дистрибьюторов. Что будет дальше? Будут уголовные дела... По словам Газизы Куандыковой, общая сумма недоимок по таможенным сборам за 37 проблемных автомобилей – свыше 81 млн. тенге. Собственники 11 таких машин погасили задолженность добровольно, доплатив в общей сложности 22 млн. 310 тысяч тенге. - Из 10 судебных дел в пяти случаях решения вынесены в пользу департамента, – пояснила Куандыкова. – По остальным судебные процессы еще идут. На 16 автовладельцев, которые не подавали на департамент в суд, но и недоплатили добровольно, мы сами подадим иски о взыскании недоимки, исковые материалы уже сформированы. Дела тех, кто доплатил добровольно, естественно, прекращены. Остальные материалы в случае подтверждения фактов подделки будут переданы в финполицию. - И все же, почему вы сначала растаможили по льготным ставкам, а теперь доначисляете огромные суммы? - Управление посттаможенного контроля не сразу обнаружило путаницу в годах выпуска. Вообще Таможенный кодекс построен на доверии: мы верим, что законопослушные граждане пришли к нам с нормальными документами, и производим таможенное оформление день в день – в режиме "одного окна". Если бы мы каждую машину на месте перепроверяли, подавали дистрибьютору запрос и через 10 дней получали ответ, то автомобиль простаивал бы на СВХ (склад временного хранения. – А. А.), а его хозяину пришлось бы платить за каждый день. А мы оформляли документы в течение двух часов. Теперь, конечно, с учетом печального опыта на растаможку тратим побольше времени, зато сразу на месте проверяем дату выпуска. Кстати, около трех недель назад "проблемные" автовладельцы направили на блог премьер-министра Карима МАСИМОВА свое обращение. Однако до сих пор не получили ответа, а теперь вообще не могут найти на премьерском блоге свое письмо. |