www.skandaly.ru, 13 сентября
Не успели российские власти урегулировать острую проблему дефицита авиационного керосина, возникшего в конце августа – начале сентября в аэропортах Московского авиаузла, как проблема перекинулась на соседний Казахстан. Особенно остро дефицит топлива ощущается на Севере страны. Как передают казахстанские СМИ, в Павлодаре автомобилисты не могут свободно заправиться дизельным топливом и бензином марки АИ 80. Несмотря на то, что в городе работает один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны, проблема остается актуальной уже почти два месяца. Перебои с ГСМ начались еще в июле. Практически на всех городских заправках бензин 92-й марки стали отпускать только по талонам. А дизельное топливо, которое есть не на всех АЗС, продают максимум по 50 литров в одни руки. Владельцы автозаправочных станций, объясняя возникший дефицит, ссылаются на российских поставщиков, которые якобы сократили оптовые поставки. По их данным, около 80% бензина в Северо-Казахстанскую область поступает из России. Чиновники, ответственные за ТЭК заявляют об обратном. Так, министр нефти и газа Республики Казахстан Сауат Мынбаев в интервью "Казахстанской правде" сказал, что "в рамках Единого Экономического Пространства Казахстана, России и Беларуси убраны таможенные границы, и товары свободно перемещаются из России в Казахстан и обратно. Как вы представляете себе, что по разную сторону границы цены могут радикально различаться. Весь бензин уйдет туда, где он дороже, особенно из приграничных регионов. Именно это и происходило нынешним летом, когда разрыв цен в Республике Казахстан и Российской Федерации стал значителен". То есть, по словам чиновника, бензин в нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем Казахстане, вроде как, по прежнему есть, но его в ущерб национальному потребителю вывозят в Россию, где продают с большей, по сравнению с внутренним рынком, выгодой. Есть и еще одна версия охватившей Казахстан "бензиновой лихорадки". Как сообщила ИА "Новости-Казахстан" заместитель начальника межрегиональной инспекции агентства Республики по защите конкуренции по Костанайской и Северо-Казахстанской областям Елена Добриян, такой острый дефицит бензина в регионе возник из-за недавно вступившего в силу закона "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов". "В связи с администрированием закона "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" возникли некоторые вопросы по отгрузке нефтепродуктов с казахстанских заводов. Это связано с оформлением сопроводительных документов по части налоговых органов. Сейчас этот вопрос решается на уровне республики – как эту процедуру сделать максимально быстрой", – прокомментировала ситуацию Добриян в своем интервью информагентству. В тоже время эксперты, хорошо разбирающиеся в хитросплетениях казахстанского ТЭКа, вовсе не склонны однозначно списывать все бензиновые проблемы Казахстана на якобы скупивших топливо россиян или только недавно возникшие бюрократические проволочки. Ведь дефицит бензина в Казахстане повторяется с заметной регулярностью, каждую весну и осень. Это заставляет серьезно задуматься о том, что причины дефицита имеют искусственный характер и вызваны действиями отдельных представителей нефтеперерабатывающих компаний, вполне конкретных топ-менеджеров НПЗ. Подобно В.В. Путину, лично решавшему проблему обеспечения топливом московских аэропортов, высшая власть Казахстана также не может не заниматься как решением возникшей проблемы, так и поисками ее причин. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев не устает говорить о том, что с дефицитом надо бороться и, что спекулянты, которые путем создания искусственного дефицита повышают цены на топливо, будут строго наказываться. Однако, существенных сдвигов в решении проблем пока не наблюдается. Ведущим национальным оператором проектов в области ТЭК является АО Национальная компания "КазМунайГаз", которая занимается добычей, транспортировкой и переработкой нефти и природного газа. Добывая каждую четвертую тонну нефти в стране, компания обеспечивает поступление каждого десятого тэньге в государственный бюджет РК. Владея почти всеми нефтеперерабатывающими мощностями в стране, компания почти монопольно определяет ситуацию с топливом внутри страны. В это время пока первые лица "КазМунайГаза", вынужденные реагировать на заявления Президента Назарбаева, пока не могут понять, в чем причина дефицита топлива в северных регионах страны, эксперты отмечают странное на первый взгляд поведение отдельных топ-менеджеров компании, которое можно расценить и как проявление корпоративной нелояльности, и прямо увязать с возникшим топливным кризисом. Среди этих безграмотных горе-управленцев, которые сначала думают о личной выгоде, забывая об интересах компании и населения и, судя по всему, пренебрегающих поручениями Президента, называют, например, управляющего директора по экспорту АО "КазМунайГаз – переработка и маркетинг" Ерлана Анарбека. Такие временные легкомысленные директора, как видно, гораздо больше времени уделяет своим фирмам-однодневкам, которые, путем внедрения примитивных схем, пытаются "встроить" в схемы контрактов Павлодарской НПЗ с давальцами сырья, и про "выгодные" торговые операции с ГСМ, уходящим куда угодно, но только не заправки. Вот для того, чтобы хоть как-то объяснить странную ситуацию, когда НПЗ вроде как загружены, а дефицит бензина в стране нарастает изо дня в день, такие менеджеры специально замедляют продвижение документов и отчетов о деятельности НПЗ. Таким образом, государственные контролирующие инстанции не могут вовремя отреагировать на ситуацию, сложившуюся на каждом конкретном предприятии, входящим в "КазМунайГаз". Все это рождает благодатную почву для искусственного дефицита нефтепродуктов, коррупции чиновников и, как следствие, – народного недовольства. Однако, неизбежная осенью активизация общественно-политической жизни в Республике все же дает надежду, что либо проблему "бензиновых кротов" "закроют" сами топ-менеджеры "КазМунайГаза", либо в ситуацию вынужден будут вмешается лично Президент Нурсултан Назарбаев и правоохранительные органы РК. Очевидно, что поводом для этого будет либо активность вернувшихся из отпусков депутатов Мажилиса – нижней палаты парламента Республики, либо народные волнения в ряде "обескровленных" в бензиновом смысле регионов. В первую очередь, видимо, в наиболее пострадавших от топливного кризиса Павлодарской, Северо-Казахстанской, Костанайской областей Казахстана. Тем более, что прямым руководителем бесхитростного изобретателя неинтеллектуальных схем встраивания своей маржи в себестоимость бензина стал сын небезызвестного чекиста Амана Шабдарбаева. Вряд ли он станет терпеть глупые шалости своих подчиненных. Проблема дефицита бензина в Казахстане, как и проблема с авиационным топливом в Москве, на самом деле, выходят далеко за рамки национальных границ. Как в разгар керосинового кризиса был велик риск, что из Москвы мог не улететь рейс в Астану, так и российский автолюбитель до сих пор не может без талонов купить бензин на казахстанской заправке. Зная об этом, впору задуматься, что вместе с Единым экономическим нашим странам пора вводить и Единое антикоррупционное пространство. Глядишь, вот тогда бы и дефицит сразу исчез и бензин появился бы вместе с "внезапно" проснувшейся совестью отдельных "бензиновых королей" и чиновников… |