NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 04:01 ast
02:01 msk

"Вкус – специфический…"
Почему вслед за московскими аэропортами эпидемия дефицита топлива охватила Казахстан
15.09.2011 / скандалы

www.skandaly.ru, 13 сентября

Не успели российские власти урегулировать острую проблему дефицита авиационного керосина, возникшего в конце августа – начале сентября в аэропортах Московского авиаузла, как проблема перекинулась на соседний Казахстан.
Особенно остро дефицит топлива ощущается на Севере страны. Как передают казахстанские СМИ, в Павлодаре автомобилисты не могут свободно заправиться дизельным топливом и бензином марки АИ 80. Несмотря на то, что в городе работает один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны, проблема остается актуальной уже почти два месяца. Перебои с ГСМ начались еще в июле. Практически на всех городских заправках бензин 92-й марки стали отпускать только по талонам. А дизельное топливо, которое есть не на всех АЗС, продают максимум по 50 литров в одни руки.
Владельцы автозаправочных станций, объясняя возникший дефицит, ссылаются на российских поставщиков, которые якобы сократили оптовые поставки. По их данным, около 80% бензина в Северо-Казахстанскую область поступает из России. Чиновники, ответственные за ТЭК заявляют об обратном. Так, министр нефти и газа Республики Казахстан Сауат Мынбаев в интервью "Казахстанской правде" сказал, что "в рамках Единого Экономического Пространства Казахстана, России и Беларуси убраны таможенные границы, и товары свободно перемещаются из России в Казахстан и обратно. Как вы представляете себе, что по разную сторону границы цены могут радикально различаться. Весь бензин уйдет туда, где он дороже, особенно из приграничных регионов. Именно это и происходило нынешним летом, когда разрыв цен в Республике Казахстан и Российской Федерации стал значителен".
То есть, по словам чиновника, бензин в нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем Казахстане, вроде как, по прежнему есть, но его в ущерб национальному потребителю вывозят в Россию, где продают с большей, по сравнению с внутренним рынком, выгодой.
Есть и еще одна версия охватившей Казахстан "бензиновой лихорадки". Как сообщила ИА "Новости-Казахстан" заместитель начальника межрегиональной инспекции агентства Республики по защите конкуренции по Костанайской и Северо-Казахстанской областям Елена Добриян, такой острый дефицит бензина в регионе возник из-за недавно вступившего в силу закона "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов".
"В связи с администрированием закона "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" возникли некоторые вопросы по отгрузке нефтепродуктов с казахстанских заводов. Это связано с оформлением сопроводительных документов по части налоговых органов. Сейчас этот вопрос решается на уровне республики – как эту процедуру сделать максимально быстрой", – прокомментировала ситуацию Добриян в своем интервью информагентству.
В тоже время эксперты, хорошо разбирающиеся в хитросплетениях казахстанского ТЭКа, вовсе не склонны однозначно списывать все бензиновые проблемы Казахстана на якобы скупивших топливо россиян или только недавно возникшие бюрократические проволочки. Ведь дефицит бензина в Казахстане повторяется с заметной регулярностью, каждую весну и осень. Это заставляет серьезно задуматься о том, что причины дефицита имеют искусственный характер и вызваны действиями отдельных представителей нефтеперерабатывающих компаний, вполне конкретных топ-менеджеров НПЗ.
Подобно В.В. Путину, лично решавшему проблему обеспечения топливом московских аэропортов, высшая власть Казахстана также не может не заниматься как решением возникшей проблемы, так и поисками ее причин. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев не устает говорить о том, что с дефицитом надо бороться и, что спекулянты, которые путем создания искусственного дефицита повышают цены на топливо, будут строго наказываться. Однако, существенных сдвигов в решении проблем пока не наблюдается.
Ведущим национальным оператором проектов в области ТЭК является АО Национальная компания "КазМунайГаз", которая занимается добычей, транспортировкой и переработкой нефти и природного газа. Добывая каждую четвертую тонну нефти в стране, компания обеспечивает поступление каждого десятого тэньге в государственный бюджет РК. Владея почти всеми нефтеперерабатывающими мощностями в стране, компания почти монопольно определяет ситуацию с топливом внутри страны.
В это время пока первые лица "КазМунайГаза", вынужденные реагировать на заявления Президента Назарбаева, пока не могут понять, в чем причина дефицита топлива в северных регионах страны, эксперты отмечают странное на первый взгляд поведение отдельных топ-менеджеров компании, которое можно расценить и как проявление корпоративной нелояльности, и прямо увязать с возникшим топливным кризисом.
Среди этих безграмотных горе-управленцев, которые сначала думают о личной выгоде, забывая об интересах компании и населения и, судя по всему, пренебрегающих поручениями Президента, называют, например, управляющего директора по экспорту АО "КазМунайГаз – переработка и маркетинг" Ерлана Анарбека. Такие временные легкомысленные директора, как видно, гораздо больше времени уделяет своим фирмам-однодневкам, которые, путем внедрения примитивных схем, пытаются "встроить" в схемы контрактов Павлодарской НПЗ с давальцами сырья, и про "выгодные" торговые операции с ГСМ, уходящим куда угодно, но только не заправки.
Вот для того, чтобы хоть как-то объяснить странную ситуацию, когда НПЗ вроде как загружены, а дефицит бензина в стране нарастает изо дня в день, такие менеджеры специально замедляют продвижение документов и отчетов о деятельности НПЗ. Таким образом, государственные контролирующие инстанции не могут вовремя отреагировать на ситуацию, сложившуюся на каждом конкретном предприятии, входящим в "КазМунайГаз".
Все это рождает благодатную почву для искусственного дефицита нефтепродуктов, коррупции чиновников и, как следствие, – народного недовольства. Однако, неизбежная осенью активизация общественно-политической жизни в Республике все же дает надежду, что либо проблему "бензиновых кротов" "закроют" сами топ-менеджеры "КазМунайГаза", либо в ситуацию вынужден будут вмешается лично Президент Нурсултан Назарбаев и правоохранительные органы РК. Очевидно, что поводом для этого будет либо активность вернувшихся из отпусков депутатов Мажилиса – нижней палаты парламента Республики, либо народные волнения в ряде "обескровленных" в бензиновом смысле регионов. В первую очередь, видимо, в наиболее пострадавших от топливного кризиса Павлодарской, Северо-Казахстанской, Костанайской областей Казахстана. Тем более, что прямым руководителем бесхитростного изобретателя неинтеллектуальных схем встраивания своей маржи в себестоимость бензина стал сын небезызвестного чекиста Амана Шабдарбаева. Вряд ли он станет терпеть глупые шалости своих подчиненных.
Проблема дефицита бензина в Казахстане, как и проблема с авиационным топливом в Москве, на самом деле, выходят далеко за рамки национальных границ. Как в разгар керосинового кризиса был велик риск, что из Москвы мог не улететь рейс в Астану, так и российский автолюбитель до сих пор не может без талонов купить бензин на казахстанской заправке. Зная об этом, впору задуматься, что вместе с Единым экономическим нашим странам пора вводить и Единое антикоррупционное пространство. Глядишь, вот тогда бы и дефицит сразу исчез и бензин появился бы вместе с "внезапно" проснувшейся совестью отдельных "бензиновых королей" и чиновников…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рыба гниет с головы! 30.09.2011
Билборды под снос? 30.09.2011
Казахстан сорвал согласование текста табачного техрегламента 29.09.2011
Строителям автострады не платят зарплату 29.09.2011
"БТА-ипотека" подала в суд на общественное объединение "Оставим народу жилье" 29.09.2011
Британские СМИ опубликовали фото апартаментов Аблязова в Лондоне 28.09.2011
"То, что говорят по поводу моего ареста – это не правда" 27.09.2011
Талдыкорганцы винят акимат в неэффективном распределении бюджетных денег 27.09.2011
7 тысяч долларов за останки соотечественников 27.09.2011
В Павлодаре бывший участковый выступает с громкими заявлениями 23.09.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz