Анар Тастанбекова, Асет Кундакбаев, ТК "Алматы", 2 ноября
"Черный" список Алматинских АЗС, торгующих некачественным бензином, сегодня обнародовали эксперты. Более половины проверенных метрологами заправок продавали бензин, не соответствующий заявленной марке. Министр нефти и газа Сауат Мынбаев не раз обещал наказать виновных. И вот алматинские метрологи выработали свой метод борьбы с топливными аферистами. Материал Анар Тастанбековой. Подавляющее большинство автовладельцев Алматы уверено: топливо, заливаемое в их бензобак, не соответствует заявленной марке. Вместо 96-го недобросовестные АЗС продают 80-й, а иногда не гнушаются подсунуть и 50-ый. Почувствовать неладное автомобилистам помогло далеко не шестое чувство. Из-за некачественного топлива в их железных конях начали выходить из строя топливные насосы, форсунки и поршневые системы. Дело было взято под госконтроль и сейчас "черный" список АЗС можно смело обнародовать. АКМАРАЛ КАЛМУРАТОВА, ЭКСПЕРТ-АУДИТОР, КАНДИДАТ ХИМИЧЕСКИХ НАУК: – Среди отъявленных компаний "Роял петрол", "Нурмат", "Сервиспетрол", "Сидоренко и Айтелко". Среди компаний-нарушителей также фигурирует сеть АЗС "Сонар", "Сиднефть" и "Мариям". Нарушения обнаружились в 19-ти случаях из 32, но отделались они только штрафами. С начала года по Алматы штрафов собрано чуть больше миллиона 700 тысяч тенге. Столь незначительные цифры надзорный орган объясняет следующим: по закону проверяющие должны уведомить владельцев АЗС о предстоящей проверке за месяц вперед. Естественно, что за это время они успевают "замести следы". Поэтому единственный способ решения проблемы, предлагают инспекторы, это бороться сообща, вместе с населением. НУРЛАН РАХИМБАЕВ, ГОСИНСПЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА КОМИТЕТА ПО ТЕХРЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Г. АЛМАТЫ: – Если водители залили себе некачественное топливо, как они считают, они должны написать заявление к нам. Желательно после каждой заправки автовладелец должен сохранять чек и на основании этого чека и заявления, мы сразу же можем выехать на проверку, то есть, без уведомления. Впрочем, нельзя стричь всех под одну гребенку, считают независимые эксперты. На их практике немало случаев, когда несоответствие бензина заявленной марке объяснялось объективными причинами. ГУЛЬНАРА КАИПБЕРГЕНОВА, ЗАВ. НЕЗАВИСИМОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ: – Учитывая климатические условия, особенно в жаркий летний период, понятно, что могут быть потери легких фракций и октановое число может незначительно, но упасть. Получается, если изначально он шел 92, то может упасть до 91. Я не думаю, что это может являться причиной поломки двигателя. Судьбу недобросовестных АЗС решит дисциплинарная комиссия, она состоится в городском акимате уже на этой неделе. В нее войдут правоохранительные органы, метрологи, экологи и ЧС-ники. Они дадут рекомендации Агентству по регулированию естественных монополий и вполне возможно, нечистых на руку заправщиков лишат лицензий на реализацию ГСМ. |