Ирина Абрамова, tv7.kz, 9 ноября
Шымкент этой зимой может остаться без общественного транспорта. Сегодня на линию не вышли 50 процентов автобусов и маршрутных такси. А те, что вышли постоянно ломаются. Автопарки не в состоянии подготовить машины к холодам. Перевозчики требуют от акимата субсидий и повышения тарифа. Переполненные остановки даже не в часы пик – сегодня обычная картина для Шымкента. Первый мороз и вместо 1200 автобусов и маршруток на линии вышли всего 600 машин. СВЕТЛАНА НОВИКОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА Г. ШЫМКЕНТ: "Вечером на автобусах не доедешь, надо ловить такси, потому что автобусы не ходят". ДАУЛЕТ ДАУЛЕТКЕЛЬДИЕВ, ЖИТЕЛЬ Г. ШЫМКЕНТ: "Я утром простоял на остановке больше часа, на работу опоздал. Вот сейчас почти обед, а я опять уже 30 минут свой автобус жду. Если некоторые маршруты редко, но приезжают, то есть такие, которых вообще не дождешься". Автобус 74-го маршрута только что снова вернулся в парк на ремонт. Его водитель Фахриддин Улиходжаев говорит, что с утра это уже третья поломка машины. Новые запчасти купить не на что, да и зимней солярки в городе не найти. ФАХРИДДИН УЛИХОДЖАЕВ, ВОДИТЕЛЬ АВТОБУСА: "Ну, вышли на линию, солярка вот подмерзает, останавливаемся, никак обороты не можем набрать. Пассажиры шумят, приходится высаживать, пересаживать на другие автобусы, что ж теперь делать? Вот заехали в базу, прочищаем, пробиваем и снова начнем". Председатель ассоциации автоперевозчиков Дархан Каюпов объясняет, даже если будет зимнее дизтопливо в Шымкенте, покупать его по 120 тенге за литр автопарки просто не смогут. У транспортников не хватает средств даже на зимнюю резину и аккумуляторы. ДАРХАН КАЮПОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ "ЮЖАВТОТРАНС": "Те вопросы, которые мы поднимали перед акиматом города и области, остались на словах. Тариф, который мы просили – 50 тенге, аким области и аким города, который обещал сделать дотацию и субсидию на те маршруты, которые убыточные, осталось на бумаге". Как оказалось, городские власти хотя и медленно, но все же решают проблемы транспортников. Тариф обещают повысить только после регистрации в Департаменте юстиции, а субсидии и дотации, уверяют, выделит государство. При этом чиновники считают, что если у автопарков нет технической возможности перевозить людей, то и не стоит за это браться. АБДИГАППАР АЙДУЙСЕНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ЖКХ, АВТОТРАНСПОРТА И АВТОДОРОГ Г. ШЫМКЕНТ: "В резерве должно быть 30 процентов автобусов, а если какой-то автобус не вышел, он тут же должен заменить, а то что положено по графику – он должен ездить. Несмотря ни на что, хоть и ломаются автобусы, он должен закрыть этот график". Сейчас транспортники отказались бесплатно возить инвалидов, многодетных матерей и даже ветеранов войны. Говорят, если и после этого городские власти не решат проблему, уже в декабре даже за деньги доехать на автобусе станет невозможно. Автобусы и маршрутки попросту исчезнут с шымкентских улиц. |