www.ИА REGNUM, 16 июля
Режиссер Касымхан Бегманов выиграл апелляционный суд против усть-каменогорской газеты "Flash!", которая назвала Мустафу Чокая фашистом – передает казахская редакция радиостанции "Свобода". По данным издания, ранее городской суд Усть-Каменогорска не удовлетворил иск режиссера, который требовал взыскать более 30 тысяч долларов с журналистов за то, что героя его документального фильма Мустафу Чокая назвали пособником фашистов и дали ему иные негативные оценки. Теперь решение областного суда Восточно-Казахстанской области от 12 июля обязывает журналистов опубликовать опровержение и выплатить компенсацию морального вреда в 100 тысяч тенге (около 700 долларов) Касымхану Бегманову и оплатить судебные расходы на такую же сумму. Главный редактор газеты "Flash!" Денис Данилевский говорит, что он намерен обратиться в Конституционный суд, но не верит в положительный исход дела. В свою очередь, сообщает издание, режиссер Касымхан Бегманов считает, что в этот раз суд вынес правильное решение, а журналисты кардинально не правы, так как пошли против казахского народа и всего тюркского мира. – Они просто где-то использовали устаревшие документы. Правда на моей стороне, это весь мир знает. Это любой грамотный человек, уважающий себя человек, знает. К Туркестанскому легиону Мустафа Чокай не имеет отношения. Тем более с гитлеровцами, какими-то фашистами, тем более с генералом Власовым, сравнить – вообще это позор. Поэтому правда на моей стороне, и поэтому я победил, – говорит Касымхан Бегманов. Вместе с тем, любопытно, что в Казахстане вокруг персоны Мустафы Чокая разгорелись нешуточные дебаты. В частности, историк Бахыт Садыкова, написавшая книгу в защиту Мустафы Чокая, приводит в ней такие данные: "мобилизованный немцами Мустафа Чокай, посетив лагеря военнопленных и ознакомившись с условиями их содержания, зная о неподписании Сталиным Женевской конвенции, с целью спасения своих соотечественников от неминуемой гибели предложил немецкой стороне план создания национально-освободительной армии из числа военнопленных. В этом он видел единственный способ их вызволения. Эта народно-освободительная армия не должна была принимать участие в военных действиях против советской армии. Настаивая на том, что она должна быть использована только при подходе к границам Туркестана, Мустафа Чокай исходил из основополагающего принципа национально-освободительного движения, согласно которому любое движение является национально-освободительным лишь тогда, когда оно поддержано народом. Соблюдение немцами этого пункта позволило бы Мустафе Чокаю выиграть время для продумывания и определения дальнейшей тактики, а военнопленным – набраться сил для предстоящей борьбы... Два месяца он посещал лагеря военнопленных в Польше вместе с узбеком Вали-Каюмом и другими национальными лидерами... Во время встреч Чокай записывал имена и фамилии пленных..." Комментируя эти строки, казахстанский историк Виталий Хлюпин в статье "Елдаши на марше" рассуждает: "Был мобилизован, выезжал по заданию германского командования в лагеря военнопленных, выявлял и составлял списки потенциальных предателей, более того – разработал и подал наверх аналитическое обоснование – проект формирования "освободительной армии". С одни только нюансиком, "использоваться" туркестанские части Вермахта на фронте должны только при приближении к границам Туркестана! Что тут еще и кому доказывать? Если это не сотрудничество, то что? Какими еще словами, юридическими терминами можно выразить данные факты?" |