Светлана БРИТАНОВА, "Юридическая газета", 29 января
Речь идет о так называемых невозвратных и необменных билетах, которые покупаются во время специальных акций либо на условиях раннего бронирования. Они существенно ниже обычных тарифов по цене и охотно приобретаются. Например, стоимость авиаперелета при условии полного возврата стоимости по маршруту Алматы – Абу-Даби – Алматы у авиакомпании "Эйр Астана" составляет 174 тыс. 681 тенге, а по акции – 51 тыс. 683 тенге. Помимо этого у данной авиакомпании предусмотрены еще четыре варианта тарифов, стоимость которых колеблется от 64 до 100 с лишним тысяч тенге, и в каждом из них предусмотрен либо штраф за возврат и изменение сроков, либо полный запрет на эти действия. Наш коллега приобрел билет по раннему бронированию за два месяца до вылета по самой низкой цене. Причем менеджер в кассе даже написала на бланке "невозвратный" и "неменяемый". Поскольку перенос или отмена поездки не предполагалась, жесткость условий не пугала. Однако в самый канун вылета у коллеги поднялась высокая температура, и ни о каком путешествии речи идти уже не могло. Родственники позвонили в call-центр авиакомпании и рассказали о случившемся. Понятно, что всех удручал факт того, что с деньгами придется распрощаться: на сайте перевозчика было четко прописано, что возврат или перебронирование запрещены. Нас заинтересовала эта ситуация, и мы решили провести небольшое журналистское расследование. Для начала зашли на интернет-форум и спросили у опытных путешественников: попадали ли они в подобные ситуации и смогли ли вернуть свои деньги? Почти сразу же выяснилось, что этот вопрос интересовал не нас одних, и едва ли не каждый день кто-то из посетителей сайта обязательно об этом спрашивал. Спустя некоторое время один из посетителей форума уверенно сообщил нам, что в обязательном порядке вернут так называемые сборы – это порядка 25-28 тысяч тенге. Вскоре нашлись и те, кому удалось вернуть всю сумму. Оказывается, это предусмотрено "Правилами воздушных перевозок" и работает в тех случаях, когда человек не смог вылететь по причине смерти или болезни пассажира либо лиц, летевших с ним (в Правилах это называется "Вынужденный отказ", – прим. авт). Узнали мы и о том, что в "Эйр Астане" существует специальная процедура – на электронный адрес высылается заявление и сканированные варианты медицинских документов, подтверждающих факт болезни. Понятно, что наш коллега после выхода с больничного так и сделал. Непонятно другое: почему всей этой информации нет в свободном доступе на сайте национального авиаперезвочика? К слову, не нашли мы ее и на веб-порталах других авиакомпаний, работающих на территории Казахстана. Между тем, в соответствии с п.1 ст.10 Закона РК "О защите прав потребителей": "Потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (работе, услуге)…", а п. 1 ст.25 этого же закона предъявляет к продавцу (поставщику услуги) требование к тому, какого рода сведения должны содержаться в информации для потребителей: "Информация о товаре (работе, услуге) в обязательном порядке должна содержать: …2) виды и особенности предлагаемых работ (услуг)". Иными словами, авиакомпании обязаны в условиях данного тарифа указывать, что возврат денег возможен в случае смерти или болезни пассажира и его близких родственников при наличии медицинских документов, а сборы возвращаются при любых обстоятельствах. Причем, как нам удалось выяснить, стоимость сборов можно получить в течение года со дня покупки авиабилета. Почему же вместо этого в информации по данному тарифу указывается "Перебронирование даты вылета до или после начала перевозки не разрешается… Возврат полностью неиспользованного или частично использованного авиабилета не производится" (цитата приведена строго в соответствии с сайтом авиакомпании "Эйр Астана" – прим. авт.). Попробуем предположить, что причина заключается в банальном желании получить дополнительные доходы. Ведь поначалу наш коллега не стал этим заниматься, доверившись информации на сайте и будучи уверенным, что он потерял свои деньги. Кстати, подобным образом рассуждает не только он. Когда материал готовился к публикации, мы разговаривали с несколькими юристами и опытными путешественниками: и те, и другие были уверены, что денег по данному тарифу не вернуть. Изменить данную ситуацию могут, на наш взгляд, курирующее ведомство или органы надзора, ведь без их вмешательства граждане Казахстана так и будут верить недостоверной информации и терять свои деньги. |