NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Среда 26.02.2020 10:14 ast
07:14 msk

Противная цель
История о том, как три генерала и полковник подарили африканцам полтора миллиона
02.05.2002 / криминал и коррупция

Г. Бендицкий,
"Время", 2 апреля

В основу этой истории легла коммерческая сделка по продаже пяти самолетов АН-28, заключенная Министерством обороны почти три года назад - в июне 1999-го.

Стояли самолеты на балансе Актюбинского высшего военного авиационного училища, считались выработавшими свой назначенный ресурс, и Министерством обороны РК было принято решение об их продаже. Причем принято, похоже, на самом высшем армейском уровне - неподалеку от кабинета по первому разу занимавшего пост министра обороны и не чуждого проблемам авиации Мухтара Алтынбаева. В кратчайшие сроки самолеты передали на баланс РГП "Кару-Жарак", которое в то время, и опять же по первому разу, возглавлял полковник Зулхарнай Султанов.

Тут будет не лишней короткая биографическая справка. Как нам удалось выяснить, в армию на пост главного торговца армейским имуществом полковник пришел из "внутренних органов", точнее - из дорожной полиции. Может, по этой причине, а может, по какой другой, но те пять самолетов были оценены и выставлены на торги по цене далеко не самой крутой машины-иномарки - по 12-14 тысяч долларов. При этом вроде как было учтено и то, что самолеты выработали установленный в казахстанской армии семилетний календарный ресурс своей эксплуатации, и то, что это были самолеты польской сборки (из чего был сделан вывод, что указанные АНы не имеют на территории СНГ баз для ремонта), и то, что на рынке на эти самолеты вроде как нет спроса...

Непосредственным исполнителем подсчетов остаточной стоимости самолетов и окончательной цены на них был начальник отделения капитального и восстановительного ремонта авиационной техники управления вооружения ВС РК подполковник Абильдаев. Правда, в Актюбинске до сих пор говорят, что к оценке этих самолетов приложил руку тогдашний начальник летного училища генерал-майор Нургалиев, а он выполнял непосредственный приказ занимавшего в то время пост замминистра по вооружению генерал-майора Нургажина. Но сейчас, в общем-то, неважно, кто подписывал, кто считал, а кто приказывал... В конце концов, решение о продаже самолетов по такой смешной цене вполне удовлетворило военно-техническую комиссию при Министерстве обороны РК. И самолеты, так сказать, выставили на витрину...

И вы знаете, оказалось, что на этот товар от покупателей нет отбоя. Заявки на приобретение самолетов поступили из России, с Украины, от актюбинского авиаремонтного завода №406, от уральского завода "Металлист", частной компании "Алатау эйрлайнс"...

Дело в том, что продаваемые по дешевке АНы вовсе не были близки к металлолому. Исходя из минобороновских реестров, три из указанных бортов 1989 года выпуска, а два - 1990 года. То есть на момент продажи их возраст едва достиг 10 лет. А что касается налета часов, то картина тут была еще радужней: летали самолеты всего ничего, больше стояли. Для примера: в России календарный срок использования самолетов КБ Антонова доходит лет до 30. Регулярно проводят регламентные и ремонтные работы, продлевают ресурс - и летают себе спокойно. Потому что надежной техникой считаются самолеты Антонова. Пусть даже и собранные в Польше, но разработка-то еще советская...

Интерес к этим самолетам со стороны покупателей был продиктован еще и дешевизной их эксплуатации. АН-28 - самолеты, прямо скажем, не гиганты, относятся к классу малогабаритных грузопассажирских летательных аппаратов. Два поршневых двигателя. Грузоподъемность - полторы тонны или 20 пассажиров. Дальность полета - всего 600 километров. Однако при использовании на малых маршрутах - рентабельнее авиатехнику вряд ли найдешь. Вертолеты, например, обходятся на порядок дороже.

Короче, при таком покупательском спросе продавец в лице Министерства обороны вполне мог сработать на повышение цены на выставляемые самолеты, однако...

Однако РГП "Кару-Жарак" отдало предпочтение некой авиакомпании из Южно-Африканской Республики "Гран-пропеллер ЛТД", отдав ей скопом все пять самолетов за 83 тысячи долларов США.

Тем временем в руководстве Минобороны начались кадровые перестановки. Со скандалом ушел на нижестоящую должность министр обороны Мухтар Алтынбаев. С его отставкой сменил работу, перейдя в налоговую полицию, директор "Кару-Жарак" Зулхарнай Султанов, понижен в должности был и генерал Нургажин. Тогда только историей с самолетами и заинтересовались КНБ и прокуратура. По подозрению в совершении коррупционных действий при ее совершении было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего директора "Кару-Жарак" полковника Султанова и производившего расчеты стоимости самолетов подполковника Абильдаева. И, как сказано в одном из томов этого уголовного дела, в ходе расследования были выявлены "грубые нарушения требований законодательства с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности". Была проведена бухгалтерская экспертиза, которая пришла к выводу, что фактическая цена реализации самолетов была занижена по меньшей мере на 1 359 461 доллар США. За каждый проданный за бесценок самолет можно было взять от 250 до 320 тысяч долларов. Те, кто при заключении сделки подсчитывал остаточную стоимость "АНов", занизили ее в семь-восемь раз. Кроме того, Главная военная прокуратура пришла к выводу, что при выборе покупателя руководство "Кару-Жарак" "оказало неправомерное предпочтение южно-африканской авиакомпании "Гран-пропеллер ЛТД", а также содействие в осуществлении названной фирмой предпринимательской деятельности".

Между тем к тому времени как очухались наши компетентные органы, уже сложилась ситуация, в шахматах называемая патовой. "Гранд-пропеллер" успел к тому времени совершить все необходимые "чудеса на виражах" - проплатил всю причитавшуюся государству по контракту сумму, а именно 83 тысячи долларов США. Юридически вступил во владение самолетами и переоформил на себя все международные документы. Прошел таможенный и экспортный контроль. Пересек так называемую таможенную границу Казахстана, перегнав самолеты на территорию аэропорта "Актобе", имеющего, между прочим, статус международного. Оформил сделку об использовании купленных в Казахстане самолетов с авиакомпанией из Экваториальной Гвинеи "Викториа Эйр". Ну и отправил три самолета своим ходом через полмира в Южную Африку, что, в общем-то, очень нехило для самолетов вроде как с полностью выработанным ресурсом.

Ну а поздно хватившиеся казахстанские власти едва-едва успели задержать и взять под арест две оставшиеся "Аннушки". Правда, юридических прав на них до сих пор не имея никаких. И поэтому целых три года военная прокуратура всячески пыталась вернуть государству утраченные самолеты. Писала претензии в руководство Минобороны, в РГП "Казспецэкспорт" - правопреемнику "Кару-Жарак", долго и муторно судилась... В феврале даже сумела выиграть процесс - судья Актюбинского облсуда Кожина вынесла решение о признании сделки незаконной и обязывающей авиакомпании "Гран-пропеллер" и "Викториа Эйр" вернуть либо самолеты, либо недоплаченные деньги Министерству обороны РК. Но решение неокончательное и в законную силу еще не вступило, потому что иностранные авиакомпании подали апелляцию в Верховный суд. А если проиграют и там, то грозятся подать и в международные суды - в Вашингтон, в Стокгольм, в Женеву - иски по защите частной собственности...

Вы спрашиваете - а как же уголовные дела, возбужденные против допустивших такое безобразие армейских чиновников? А никак.

Подполковник Абильдаев, тот, что все неправильно подсчитал, свою вину в совершении преступления, выразившемся в халатном отношении к службе, недобросовестном выполнении поручения руководства, неточном ведении расчета остаточной стоимости реализуемых самолетов, что повлекло причинение государству ущерба, признал полностью. В связи с чем уголовное дело в отношении его прекращено по амнистии, а не по реабилитирующему признаку. Он продолжает работать в аппарате Министерства обороны.

В возбуждении уголовного дела в отношении полковника Зулхарная Султанова прокуратурой отказано. Из-за "отсутствия достаточных доказательств квалифицирующего признака объективной стороны преступления". Недавно вновь назначен директором РГП "Казспецэкспорт".

Как известно, Мухтар Алтынбаев вернулся в кресло министра обороны РК.

Начальник Актюбинского летного училища генерал Нургалиев стал начальником управления боевой подготовки Сил воздушной обороны РК.

Бывший замминистра обороны генерал Нургажин - на пенсии. За ним пожизненно закреплены служебная машина и адъютант.

...Две бывшие казахстанские авиетки уже третий год стоят и гниют под открытым небом на приколе в аэропорту Актюбинска. А три другие - успешно летают на африканских просторах и, говорят, хорошие деньги зарабатывают для своих новых хозяев. Один самолет вроде как даже успел попасть в авиакатастрофу и прийти в полную негодность...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Чума XX века у нас в гостях 25.05.2002
ГУВД Алматы мобилизуется 24.05.2002
Проблемы наркомании приобретают характер национальной эпидемии 23.05.2002
Комиссия Токпакбаева начала чистки 23.05.2002
КазГЮА против коррупции, или Пчелы против меда 17.05.2002
Криминально-орденская планка 16.05.2002
День рожденья буржуя 16.05.2002
Банник. А он всё не уймётся... 15.05.2002
В Казахстане посчитали коррупцию 15.05.2002
Обвинению подлежит 14.05.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.02.20 Среда
81. БУНАКОВ Юрий
76. КИМ Афанасий
76. ТУКЕНОВ Ануар
68. АБЕНОВ Султан
67. АЙТИМОВА Быpганым
67. ЖАМАНБАЕВ Мейрхан
65. БЕГАХМЕТОВ Трек
65. ДЖАНГОЗИН Муратжан
59. МАДЕЕВ Сабыржан
59. ТАУКЕБАЕВ Серик
56. ДОМИНОВ Евгений
55. ИСАЕВ Аркадий
55. РАХМЕТУЛИН Абай
54. КАЛИЖАНОВ Багдат
52. ЖЕРЕБЯТЬЕВ Дмитрий
...>>>
27.02.20 Четверг
73. БАЙГЕНЖИН Абай
72. ТОРГАЕВ Рымбек
69. КОЗЫБАКОВ Момбек
64. ТАУИПБАЕВ Султанбек
63. КАДЫРБЕКОВ Керимхан
62. АЛЕКПАРОВ Юсуп
58. БАХМУТОВА Елена
57. АУБАКИРОВ Амантай
57. ИЛЬЯСОВА Нурлаш
57. НУРБЕКОВ Нурман
56. КОХАЕВА Рая
54. МУСИН Канат
52. ШИПП Денис
50. ЗАБИХ Шолпан
48. НАЗХАНОВ Таир
...>>>
28.02.20 Пятница
93. ДЖЕКЕБАЕВ Узыке
76. АСАНОВА Сабыркуль
74. СЕРГАЛИЕВ Тобылжан
73. БАЙДАЛЫ Сабит
73. ХАСАНОВ Тулеген
70. АЖМОЛДАЕВ Узифулла
70. ИХСАНОВ Ерсайн
70. МАХУТОВ Кубайдулла
67. НУРТАЗАЕВ Бахыт
66. БАЛТАБАЕВ Роман
66. КАЛДЫБАЕВ Максут
66. МУКАЖАНОВ Ахметжан
66. ТАГАНОВ Нурадил
65. ИСАЕВ Толепбек
64. БАЙМУРЗИН Еркин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz