NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 12:03 ast
10:03 msk

"Мы эту коррупцию раз-з-здавим как гидру!"
342 госслужащих привлечены, 37 пойдут под суд, готовятся места еще для 8 с половиной тысяч
29.07.2002 / криминал и коррупция

За первое полугодие 342 госслужащих привлечены к уголовной ответственности за коррупционные преступления. В ближайшее время сразу 37 уголовных дел, возбужденных в отношении должностных лиц КТЖ, будут направлены в суд.
Адиль ДЖАЛИЛОВ, "Панорама", 26 июля

Как сообщили Панораме в управлении общественных связей (УОС) МВД РК, в первом полугодии за различные коррупционные преступления к уголовной ответственности привлечены 342 государственных служащих.

Эта цифра стала одним из итогов работы Девятого департамента МВД РК и его территориальных подразделений.

В УОС отметили рост числа коррупционных и экономических преступлений, а также улучшение работы "девятки". С начала года преемники знаменитого ОБХСС раскрыли 119 фактов получения взяток (что на 20% больше, чем в прошлом году), 176 фактов мошенничества (более чем на 70% больше прошлогодних показателей), 160 фактов фактов злоупотребления служебными полномочиями и превышения власти (на 19%). В первом полугодии, отметили в УОС, значительно участились случаи присвоения и растраты чужого имущества (на 18% больше, чем в прошлом году), мошенничества (на 24%), экономической контрабанды (на 18%), служебного подлога (на 27%).

В этот период в суды направлено 468 уголовных дел по различным коррупционным преступлениям. 87 из них - по факту взяточничества, 69 - злоупотребления служебным положением и превышения власти, 128 - присвоения и растраты чужого имущества, 113 - мошенничества. Наиболее известными делами "девятки" в этом году являются расследования деятельности должностных лиц РГП "Казахстан темир жолы". В ближайшее время сразу 37 уголовных дел по КТЖ будут направлены в суд. В УОС привели еще несколько примеров. Так, районный судья в Северо-Казахстанской области обвиняется в совершении 18 преступлений - мошенничество, взяточничество. Жертвами судьи стали 14 человек. Другой районный судья, уже в Астане, получил $800 за содействие в вынесении положительного решения по гражданскому делу. 9 преступлений доказано в отношении судебного исполнителя из Темиртау. Он приговорен к 5 годам лишения свободы за превышение власти и должностных полномочий, бездействие по службе и мошенничество. ГУВД Алматы возбудило недавно уголовное дело в отношении заместителя директора по лечебной части Алматинского дома престарелых и инвалидов. За предоставление места в этом учреждении он получил взятку в размере $1600 и Т15 тыс. Также в южной столице расследуется дело в отношении главного контролера-ревизора отдела по контролю за бюджетными средствами правоохранительных органов, который получил вознаграждение ($100 и Т30 тыс.) за отказ от проведения проверки. В Алматинской области полицейские задержали с поличным одного из руководителей местных исполнительных органов, который получил взятку $2700 за выделение земельного участка под строительство автозаправочной станции на трассе Алматы - Талдыкорган. Начальник отдела Западного комитета подакцизной продукции МГД РК по Мангистауской области за непривлечение к административной ответственности по факту поддельных акцизных марок получил взятку $100 и Т10 тыс. За $500 сотрудник финансовой полиции прекратил проверки финансово-хозяйственной деятельности одной организации.

-----

Петр ПОСМАКОВ, Комитет уголовно-исполнительной системы Минюста: "Открытие новых колоний - необходимость сегодняшнего дня". Планируется сменить форму одежды осужденных на джинсовую.
Гульмира АРБАБАЕВА, "Панорама", 26 июля

На вопросы Панорамы отвечает председатель Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК Петр ПОСМАКОВ.

- С 1 января 2002 года уголовно-исполнительная система функционирует в Министерстве юстиции РК. Тем самым сделан шаг по отделению органов уголовного преследования от органов, исполняющих наказания. Каков процесс регулирования правового аспекта деятельности УИС?.

- Законодательно уголовно-исполнительная система уже нашла свое место в единой системе органов юстиции в принятом в марте текущего года Законе "Об органах юстиции". В целом все позитивные процессы в УИС проходят в рамках реализации государственной программы по гуманизации уголовной политики страны. Для Казахстана на сегодня становится актуальной фраза Достоевского: "Уровень цивилизованности государства определяется состоянием его тюрем". Так, комитет внес изменения в 21 инструкцию, определяющие условия исполнения наказаний. Например, сняты излишние ограничения и запреты: увеличен ассортимент продуктов питания и вещей, которые могут приобретать осужденные; исключены из содержания табличек на кроватях осужденных указания статьи, срока отбывания наказания; разрешено ношение аккуратно подстриженных усов и бороды. В большинстве исправительных учреждений приведены в соответствие с требованиями международных норм и стандартов условия содержания осужденных в камерах ШИЗО и ПКТ - расширены окна для достаточной естественной освещенности помещений, настланы деревянные полы, улучшены коммунально-бытовые условия, планируется в ближайшее время изменить форму одежды осужденных на джинсовую. Эти на первый взгляд мелочи составляют основу жизни осужденного в исправительном учреждении.

Сейчас комитетом УИС разрабатываются еще 20 нормативных правовых актов, в том числе проект закона "Об уголовно-исполнительной системе", который должен определить задачи, принципы, основные направления и особенности правового положения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Постоянное законодательное обеспечение происходящих в УИС перемен позволит создать предпосылки для дальнейшего улучшения положения дел в местах лишения свободы, развития правовой базы уголовно-исполнительной системы. Последнее предполагает совершенствование организационно-структурного построения. На сегодняшний день в составе УИС функционируют 79 исправительных учреждений, в которых отбывают наказание более 65 тысяч осужденных, и 216 уголовно-исполнительных инспекций, через которые ежегодно проходят около 30 тысяч осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.

- Следственные изоляторы остались в ведении МВД. Данное министерство считает необходимым сохранение СИЗО в своем подчинении, собираясь создать отличную от других казахстанскую модель предварительного заключения. Ваше мнение об этом?.

- Правительством было принято решение произвести передачу СИЗО в Минюст после того, как будут решены все организационные вопросы, связанные с передачей исправительных учреждений и обеспечением их стабильного функционирования в новом ведомстве. Что касается предлагаемой модели, то, на наш взгляд, насколько бы уникальной она ни была, суть ее остается неизменной. Функции уголовного преследования и содержания подследственных осуществляет сегодня одно ведомство - МВД, где, безусловно, интересы раскрытия преступлений будут превалировать над обеспечением надлежащего правового обеспечения. Передачей СИЗО в Минюст будет создан более совершенный правовой механизм государственно-правового регулирования, достигнут оптимальный баланс между интересами расследования и соблюдением прав человека в процессе уголовного преследования.

- Некоторые правозащитные организации критикуют комитет за то, что вы строите новые колонии, тем самым способствуя созданию условий для увеличения тюремного населения.

- Комитет концептуально определился, что наиболее оптимальными в управлении будут являться учреждения с максимальным лимитом наполнения 500 мест. Сегодня же минимальный лимит - это более 1000 человек. В связи с этим открытие новых колоний - необходимость сегодняшнего дня. Правительством утверждена Программа улучшения материально-технической базы исправительных учреждений, ею предусмотрено строительство 17 новых исправительных учреждений до 2005 года. За последние два года мы ввели в действие 5 исправительных колоний, в том числе одну женскую и одну воспитательную.

Относительно же критики надо отметить, что мы исходим из другой точки зрения - было бы волюнтаризмом считать возможным резкое снижение тюремного населения хотя бы в течение двух последующих лет. Кроме того, не следует затягивать процесс создания осужденным нормальных коммунально-бытовых условий, соответствующих требованиям международных стандартов, а также реализации норм Уголовно-исполнительного кодекса об отбывании осужденным наказания на территории той области, в которой он проживал до ареста или был осужден.

- Как вы относитесь к дискутируемой в последнее время идее создания частных тюрем?.

- Главный аргумент, который приводится сторонниками приватизации тюрем, заключается в том, что это позволит добиться экономии бюджетных средств. Однако изучение материалов по деятельности частных тюрем в США, Англии, Франции показывает, что экономия средств и извлечение прибыли владельцами достигается за счет сокращения персонала и расходов на содержание осужденных. Как следствие, страдает качество надзора за осужденными, ухудшаются коммунально-бытовые условия. Кроме того, в частных тюрьмах сложнее контролировать соблюдение законности, чем в государственных. Крупнейшие корпорации специализируются на тюремном деле. Это дополнительные заказы, деньги на охранные системы, спецсредства, дополнительные рабочие места и т. д. При таком подходе чем больше тюрем, тем больше прибыль. Поэтому среди ученых-пенитенциаристов преобладает точка зрения, что нельзя передавать функции государства в частные руки и делать их объектами бизнеса.

Концептуально также необходимо определиться по механизму ввода исполнения наказания в виде ареста. Согласно соответствующему законодательству, этот вид наказания должен исполняться в арестных домах. Но их строительство потребует больших материальных затрат. Поэтому мы предлагаем исполнять наказание в виде ареста в следственных изоляторах, переименовав последние в арестные дома. Для увеличения количества камер в следственных изоляторах необходима лишь реконструкция, а в случае необходимости - строительство дополнительного корпуса на территории СИЗО. Предложенный способ исполнения наказания в виде ареста потребует значительно меньших затрат, чем строительство отдельных арестных домов.

- В своем Послании народу Казахстана "Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год" Президент поручил изучить вопрос введения моратория на смертную казнь. Что нового в этом плане?.

- Думаю, что введением моратория наша страна сделает еще один позитивный шаг на пути строительства правового государства.

В случае объявления моратория на исполнение наказания в виде смертной казни путем замены ее в порядке помилования на пожизненное лишение свободы уголовно-исполнительной системе необходимо будет решать вопрос с размещением данной категории осужденных. По нашим расчетам, для этого будет достаточно одного исправительного учреждения.

Лица, приговоренные к пожизненному лишению свободы, по отбытии определенного срока наказания в 15-20 лет в порядке поощрения будут переводиться из этой колонии в учреждение другого типа. Ежегодно количество осужденных такой категории - 25-50 человек. Мы исходим из того, что надо дать шанс данным людям вернуться к нормальной жизни. Свою практическую задачу в этом вопросе УИС видит в создании исправительного учреждения для содержания осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, отвечающего повышенным требованиям безопасности и возможностями их реабилитации.

- На одной из конференций по реформе уголовно-исполнительной системы вы поднимали вопрос о проблемах персонала исправительных учреждений.

- Поэтапное доведение штатной численности сотрудников органов и подразделений УИС до нормативов, принятых в международной практике, - одна из актуальных задач. Сейчас соотношение сотрудников к осужденным составляет 1 к 8, что, конечно, сказывается на качестве работы с осужденными.

В связи с переходом в Минюст специализированные вузы остались в ведении МВД. В принципе, нам достаточно одного высшего учебного заведения по подготовке сотрудников УИС. Мы готовим проект постановления правительства о преобразовании Павлодарского юридического колледжа в высшее учебное заведение, которое должно стать центром подготовки специалистов, и собираемся в нем сконцентрировать всю научную базу уголовно-исполнительной системы. Кроме того, планируем открыть в ряде регионов республики центры по подготовке сотрудников УИС.

С учетом специфических условий работы, постоянной психологической нагрузки необходимо развивать медико-реабилитационные службы, осуществляющие профилактику профессиональной деформации сотрудников, психологическую разгрузку в специализированных центрах. В дальнейшем нам предстоит продолжить работу по обеспечению их высокого социального статуса и общественного престижа.

- Насколько надежно обеспечена изоляция осужденных в колониях?.

- Сегодня осужденные в исправительных учреждениях проживают в общежитиях казарменного типа, что не отвечает требованиям их личной безопасности и безопасности персонала, и мы решаем эту проблему путем локализации отрядов. Но этого явно недостаточно. Поэтому мы внесли в план действий правительства на 2002-2004 годы предложения о строительстве общежитий с камерным содержанием осужденных в исправительных учреждениях общего и строгого режимов. По сути, дела концептуально мы переходим к смешанному типу содержания осужденных. То есть положительно характеризующиеся осужденные будут содержаться в отрядах, а лица, склонные к нарушению режима, - в камерах. Считаем, что это наиболее оптимальный вариант.

С возможностью содержания осужденных как в камерах, так и в отрядах напрямую связан еще один вопрос деятельности уголовно-исполнительной системы, касающийся определения вида исправительного учреждения. Законодательством РК, да и во всех странах СНГ, вид режима исправительного учреждения для отбывания наказания осужденным определяет суд в зависимости от тяжести совершенного преступления. Мы считаем, что по аналогии с практикой пенитенциарных систем зарубежных стран вид режима необходимо определять в зависимости не от тяжести совершенного преступления, а от степени общественной опасности личности, ее социальной запущенности. Реализация данного предложения будет соответствовать самой сути наказания. Отбытие наказания не должно быть дополнительным наказанием в зависимости от вида колонии. Необходимо, чтобы жестче были не условия отбывания наказания, а условия безопасности. Соответственно этой идеологии отпадает необходимость суду определять вид режима исправительного учреждения, в котором будет отбывать наказание осужденный. Это должна делать специальная комиссия из числа сотрудников УИС еще во время его пребывания в следственном изоляторе в зависимости от поведения и вышеперечисленных причин. Конечно, необходимо будет внести соответствующие изменения в законодательство.

- Передача УИС в Минюст подразумевает демилитаризацию пенитенциарной системы. В то же время функции охраны и конвоирования остались за Внутренними войсками МВД. Что-нибудь будет предприниматься в этом направлении?.

- Сейчас предполагается их поэтапная передача в Минюст и переход к профессиональной охране, комплектуемой на контрактной основе. На сегодня 11 колоний охраняются сотрудниками УИС, и результат этой работы только положительный. Мы знаем, что у наших коллег из Азербайджана, России есть опыт организации охраны подразделениями уголовно-исполнительной системы, и надеемся, что они поделятся им с нами. То, что конвоирование сегодня осуществляют Внутренние войска МВД, не соответствует современной идеологии исполнения наказания.

- Тюрьмы считаются своего рода очагом многих инфекционных заболеваний. Как решаются вопросы здравоохранения в исправительных учреждениях?.

- Нам предстоит улучшить материально-техническую базу больниц, в том числе для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных активной формой туберкулеза. Необходимо разработать систему мер, направленных на строгую изоляцию лиц, больных инфекционными заболеваниями, от здорового контингента. Для качественного повышения уровня медицинского обеспечения осужденных нужно создать в областных подразделениях УИС медицинские службы, имеющие в своем составе санитарно-эпидемиологические станции и бактериологические лаборатории.

При участии международных организаций в ряде учреждений осуществляется совместный проект, нацеленный на внедрение в учреждениях УИС современной методики лечения наркозависимых лиц "Атлантис", хорошо зарекомендовавшей себя в Польше. Считаем, что его следует распространить на остальные учреждения.

- Актуален ли сейчас вопрос о трудовой занятости в местах лишения свободы?.

- Для начала на примере пенитенциарных систем развитых зарубежных стран нужно пересматривать подход к трудовому использованию осужденных. Нам необходимо четко определить - каково главное назначение труда в уголовно-исполнительной политике. Труд осужденных должен использоваться не для извлечения прибыли, а способствовать получению ими рабочих профессий и полезных навыков, давать возможность иметь средства существования на первоначальном этапе жизни после освобождения. Именно такой подход к труду мы хотим внедрить в деятельность нашей системы. При этом необходимо обеспечить государственную поддержку предприятий УИС. Однако сегодня этим предприятиям мешает работать Закон "О государственных учреждениях и предприятиях", приравнявший их ко всем остальным предприятиям без учета специфики. Наконец, последние изменения в Закон "О госзакупках и госпредприятии" поставили предприятия УИС на грань остановки. Приобретение сырья через сложную тендерную процедуру, которая будет занимать минимум 1,5-2 месяца, ставит их в совершенно неравные условия с частными предприятиями. В связи с этим нужен особый статус наших предприятий, учитывающий специфику. Следует осуществить комплекс мер по формированию государственного заказа для УИС в целях создания дополнительных рабочих мест для осужденных и снижения затрат бюджета на их содержание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Российско-казахстанский бартер 31.07.2002
Чекисты посадили оборонщика 29.07.2002
"Мы эту коррупцию раз-з-здавим как гидру!" 29.07.2002
"Дети Тасмагамбетова" опорочили светлое имя Премьер-министра 26.07.2002
Борьба с коррупцией шагает по стране 25.07.2002
Свежие аресты 22.07.2002
Племянницу Буша опять посадили 22.07.2002
"Ученик Сахарова", или Криминальный талант 19.07.2002
Аблязов получил 6 лет 19.07.2002
Как делать самолеты из воздуха 19.07.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz