Ярослав РАЗУМОВ, "Панорама", 11 октября
9 октября в Генеральной прокуратуре прошло заседание коллегии, посвященной ряду вопросов, связанных с состоянием автомобильных дорог республики, их строительством и ремонтом. Актуальность внимания к этой теме генпрокурор Рашид ТУСУПБЕКОВ объяснил как тем вниманием, которое уделяется автодорогам со стороны Президента и правительства, так и тем, что при увеличении финансирования отрасли в последние годы "в такой же прогрессии увеличивается число нарушений законности, допускаемых со стороны подрядных организаций и государственных органов, призванных осуществлять контроль за качеством ремонта и эффективностью расходования бюджетных средств".
Александр Огай, начальник отдела Генпрокуратуры, озвучивавший результаты проверки, начал доклад с демонстрации видеокадров разбитых автодорог, причем под мрачную музыку. Хотя было отмечено, что такая картина характерна практически для всех регионов, наибольшее внимание при проверке было уделено реконструкции первого участка автодороги Астана - Боровое протяженностью 50 км, сданного в эксплуатацию в ноябре 2001 года. Г-н ОГАЙ заявил, что в этом небольшом участке "как в зеркале" отразились проблемы всей отрасли. Характерно, что на совещании никем не оспаривался основной тезис автодорожников, которым они все последние годы объясняли плачевное состояние дел в отрасли - недостаточное финансирование этой сферы транспорта.
- В сравнимых ценах его объем с $1 млрд в 1991 году снизился к 1999 году до $22 млн. Однако в последнее время государством предпринимаются определенные шаги в данном направлении: начиная с 1999 года неуклонно увеличивается объем средств, выделяемых на строительство и эксплуатацию автодорог. Правительством принята концепция развития автодорожной отрасли на 2001-2008 годы, Президентом утверждена государственная программа развития отрасли, - заявил г-н Огай.
Однако автодорожные организации не успевают осваивать бюджетные деньги. Из выделенных за январь-сентябрь Т38 млрд освоено лишь Т15,5 млрд (41%). Сотрудники Генпрокуратуры считают, что это свидетельствует о ненадлежащей организации работ Минтранскомом. Хотя есть и перекосы в распределении выделяемых бюджетных средств. Например, на содержание дорог республиканского значения на весь этот год выделено лишь Т1,9 млрд. Получается, что львиная доля бюджетных средств, выделяемых на автодорожную отрасль, идет на строительство новых дорог, и лишь незначительная часть достается на ремонт уже существующих. То есть практически программируется ситуация в недалеком будущем, когда нынешние дороги будут требовать в силу естественных причин все большего ремонта и, естественно, больших затрат. Очевидно, что Минтраснкому и Минфину необходим более сбалансированный подход в этом.
Но это, естественно, не единственная проблема в отрасли. Можно отметить, что многое из того, что звучало на коллегии в качестве примера систематических проблем отрасли, хорошо знакомо: сроки проведения тендеров, демпинговые цены, с помощью которых определенные фирмы выигрывают эти тендеры, "пирамиды" субподрядчиков.
Как было отмечено в докладе представителя Генпрокуратуры, из года в год совершаются одни и те же ошибки. Начинается все с проведения тендеров, которые проходят слишком поздно для начала нормальных строительных работ с учетом климатических особенностей Казахстана. По идее, тендеры должны проводиться еще зимой, в начале года. Но основная их часть приходится на весенний и даже летний период, в результате победитель вынужден в авральном порядке искать поставщиков битума и щебня, тогда как их производители еще зимой распланировали свои мощности и заключили контракты с другими заказчиками. В итоге возникает ажиотажный спрос на эту продукцию, повышение цен на нее и в итоге - удорожание строительства. Например, тендер на реконструкцию первого участка дороги Астана - Боровое был проведен в мае 2001 года, а срок окончания строительства был установлен октябрем того же года. Столь сжатые сроки привели к просчетам в проектировании и дополнительным затратам, а сама реконструкция сопровождалась многочисленными нарушениями.
- В тендерах, проводимых Минтранскомом, можно заявлять любые демпинговые цены и выигрывать благодаря этому, а затем изменять проекты, подгоняя их под стоимость своего предложения. Такие факты не единичны. В Южно-Казахстанской области выявлен факт переплаты бюджетных средств в сумме Т45,5 млн в результате изменение подрядчиком проекта в части уменьшения на пять сантиметров толщины асфальтобетонного покрытия без уменьшения стоимости работ. Такая практика недопустима, - заявил г-н Огай. Вызвали у комиссии Генеральной прокуратуры и вопросы применения иностранной дорожной техники и технологий: г-н Огай заметил, что не была проведена государственная экспертиза на предмет сертификации. Хотя это замечание было в ходе коллегии оспорено присутствовавшими экспертами из соответствующих госорганов. По одному из замечаний, причина такой ситуации - в отсутствии условий для проведения подобной экспертизы.
Много на основе конкретных примеров говорилось на коллегии о проблеме "пирамид" субподрядчиков, то есть практике, при которой компания, победившая на тендере, подряжает для выполнения определенных работ другие компании, порой даже не имеющие необходимой материально-технической базы, а те, в свою очередь, подряжают новые фирмы. В итоге до 20% от стоимости проектов, финансируемых из государственного бюджета, уходит на комиссионные таким компаниям-посредникам. Бывают в практике автодорожной отрасли и совсем анекдотические случаи, как это произошло в Петропавловске, когда тендер на работы по обеспечению функционирования улиц города был проведен уже после выполнения этих работ. Конечно же, победителем стала компания, выполнившая их.
Сохраняется практика нецелевого использования средств, выделенных на автодорожные работы. Так, известен случай, когда одной из компаний на Т20 млн таких денег была построена двухэтажная баня, естественно, не числящаяся на балансе компании. Такие факты дали основания представителям прокуратуры заметить, что, возможно, одна из причин проблем отрасли не в недостатке финансирования, а в отсутствии надлежащего контроля за их использованием. Г-н Огай предложил на основе работы комиссии выйти в правительство с представлением об устранении причин и условий выявленных нарушений.
Председатель Комитета автомобильных дорог Минтранскома Эрик Султанов в своем выступлении согласился с рядом замечаний в адрес министерства, в частности в отношении тендеров. Однако объяснены эти проблемы были объективной бюджетной практикой. Кроме того, в текущем году планируется исправить ситуацию: объявить все основные конкурсы до 20 декабря. Он также вновь упомянул проблемы с финансированием текущего содержания и ремонта существующих автодорог: сумма бюджетных ассигнований из года в год остается более чем в четыре раза меньше необходимой. По поводу же того, что дорожники не осваивают всех выделенных средств на новые проекты, было заявлено, что до 80% их все же будет использовано до конца бюджетного периода.
- Однако даже сохранение на ближайшие пять лет такого уровня финансирования будет недостаточно для восстановления сети дорог международного и республиканского значения, - заметил г-н Султанов. |