Тохнияз КУЧУКОВ, "Экспресс-К", 12 декабря
Сотрудниками оперативно-розыскного бюро главного управления внутренних дел МВД России по Центральному федеральному округу ликвидирована организованная группировка, специализировавшаяся на угоне российских автомобилей по заказу казахстанцев. Наши сограждане поставили единственное условие - автомобиль должен быть новым. Предварительным следствием доказано 25 фактов угона автомобилей, восемь из которых уже возвращены законным владельцам. Оставшиеся 17 машин все еще находятся в Казахстане, и сейчас министры внутренних дел двух государств пытаются решить вопрос об "экстрадиции" угнанных автомобилей в Россию.
Оперативная информация о том, что в Москве появилась очередная группировка угонщиков, поступила российским оперативникам еще весной этого года. Проверка сообщения подтвердила подозрения милиционеров, но сразу обезвредить банду не удалось - в нее входили несколько мелких групп. Одни принимали заказы казахстанцев, другие их исполняли, третьи перебивали номера кузовов и двигателей, готовили фальшивые документы. Были и свои перегонщики, перегонявшие автомобили через государственную границу.
Сотрудник розыскного главка был внедрен в группировку. Собранная им в течение месяца информация послужила основанием для задержания группы перегонщиков. В июле этого года в гаражных кооперативах Щелковского района оперативники и сотрудники дорожно-постовой службы ГУВД Москвы задержали группу угонщиков. В боксах стояли пять автомобилей с фальшивыми документами, которые в ту же ночь собирались перегнать в Казахстан. Казахстанские заказчики за один автомобиль платили 1,5-2 тысячи долларов. У нас российская "девятка" 2000 - 2002 годов стоит 3,5 тысячи долларов и больше - в зависимости от состояния автомобиля. Следствие не исключает, что 25 угнанных машин уже перепроданы на автомобильных рынках нашей страны. Чтобы найти их, инспекторам дорожной полиции и оперативникам департамента криминальной полиции придется изрядно потрудиться. Оставшихся членов группировки задержали в начале декабря этого года в подмосковном Одинцове. Инспектора ДПС, стоявшие на блокпосту поворота Московской кольцевой автомобильной дороги, заметили, как две "девятки" прикрывают ВАЗ-21083. На утреннем разводе такой же автомобиль был объявлен в перехват, поэтому гаишники остановили его для проверки. На первый взгляд документы не вызывали подозрений, но более детальная сверка через базу данных Интерпола показала, что на "восьмерке" установлены другие номера. Одновременно были проверены обе машины сопровождения - одна из них числилась в розыске уже несколько лет. Задержанные по подозрению в угоне четверо москвичей дали признательные показания, в том числе и по ранее совершенным угонам. Начато расследование.
По словам начальника департамента дорожной полиции МВД РК Берика Умурзакова, к ним запрос об угнанных машинах из России еще не поступал.
- Возможно, российские коллеги ориентировали оперативные службы МВД, но я не могу этого утверждать. Даже если угнанные автомобили перегнаны в Казахстан, мы не сможем их задержать без ориентировки МВД России.
- Берик Нурпеисович, российские оперативники говорят, что 17 из 25 угнанных автомобилей находятся в нашей стране. Не исключено, что в МВД России имеются заявления потерпевших. Если это так, могут ли ваши сотрудники разыскать эти машины и передать законным владельцам?
- Найти угнанную машину не только из России, но и из стран дальнего и ближнего зарубежья можно без проблем. Для этого инициаторы розыска должны передать нам марки и модификации машин, их серийные номера кузова, двигателя, шасси и государственные регистрационные номера. Эти ориентировки мы направим в областные, городские и районные регистрационно-экзаменационные подразделения дорожной полиции. Любой автомобиль раз в год проходит технический осмотр, гораздо чаще снимается с учета и ставится на учет, при этом инспектор проводит сверку агрегатных данных. Так что, если эти машины находятся у нас, мы их найдем. Что касается возврата, то это происходит по решению суда.
- Значит, владелец может и не получить свой автомобиль обратно?
- К примеру, покупая машину на рынке, новый владелец не знает ее прошлого. Решив узаконить ее, он приезжает в отдел дорожной полиции по месту жительства. Там выясняется, что автомобиль угнан. Начнется расследование, потом материал направляется в суд. С учетом обстоятельств судья выносит свое решение, нас же уведомляют только о том, что автомобиль можно узаконить либо вернуть владельцу, у которого угнали.
- Каким образом наши автолюбители могут избежать таких неприятностей?
- Прежде чем отсчитать деньги за приобретаемый автомобиль, не поленитесь заехать в отдел дорожной полиции и попросить инспекторов проверить машину на угон. Он сверит номера кузова, двигателя, шасси и по базе данных департамента оперативно-технической службы МВД проверит ее. Если машина, как мы говорим, чистая, вам дадут компьютерную распечатку о том, что данный автомобиль в угоне не значится. Убедившись в "чистоте" автомобиля, можете рассчитаться с продавцом и переоформить машину на себя.
P.S. К сожалению, корреспонденту "Экспресса К" не удалось связаться по телефону с начальником департамента криминальной полиции МВД Казахстана Ерланом Тургумбаевым. Мы не знаем, действительно ли 17 машин, угнанных в Москве, находятся у казахстанских заказчиков, как утверждают российские милиционеры. В управлении общественных связей МВД знают о заявлении российских коллег, но наши оперативники по этой версии еще не работают - нет ориентировки россиян. |