Александр СУХАНОВ, "Око", 13 ноября
О том, как он реализуется на практике, рассказывает начальник информационно-аналитического управления агентства финансовой полиции РК Нурсеит Байжанов.
- Нурсеит Абсаттарович, в адрес финансовой полиции, с самого момента ее создания, раздавались упреки в "стрельбе из пушки по воробьям"...
- Согласен, что ранее существовала погоня за количественными показателями, неуемное стремление любым способом сделать "палочку". А легче всего этого добиться путем возбуждения дел по фактам обмана потребителей или незаконного использования и подделки подакцизных марок. Найдут, к примеру, такую марку, одну-две штуки, и готово уголовное дело. И вот такие преступления в прошлом году составляли 20% (!) от общего числа уголовных дел, возбужденных органами финансовой полиции.
Когда пришло новое руководство во главе в Болатбеком Булгакбаевым, сразу были приняты меры по изменению ситуации. Первый серьезный нормативный акт - это приказ о совершенствовании оперативно-служебной деятельности в органах финансовой полиции, в котором обозначены приоритеты нашей работы. Первый - выявление значимых преступлений. Второй - оценка деятельности оперативных служб по конечному результату, т.е. по направленным в суд или прекращенным делам, а не по возбужденным, как практиковалось ранее. Ведь тогда действовал принцип: возбудил дело - а там хоть трава не расти. Отсюда и высокая прекращаемость дел, большой процент незаконного привлечения к уголовной ответственности, масса вопиющих фактов вмешательства в предпринимательскую деятельность. Следующий приоритет - защита предпринимательства.
- Получается, финансовая полиция теперь - защитник бизнесменов?
- Именно так. К категории значимых преступлений отнесено, в первую очередь, "воспрепятствование предпринимательской деятельности". За 10 месяцев возбуждено уже 56 уголовных дел по таким фактам, из них 23 окончены. Это больше, чем за все предыдущие годы, вместе взятые! Впервые в республике состоялись обвинительные приговоры по этой статье.
* При получении взятки 1500 долларов от частного предпринимателя были задержаны председатель Жамбылского областного комитета по госимуществу и приватизации О. Мамырбаев и его заместитель С. Олжатаев. Они осуждены, соответственно, на 7 и 1,5 года лишения свободы.
* Заместитель акима Алтансаринского р-на Костанайской области П. Лазуткин вмешивался в хозяйственную деятельность ТОО "Агрокомплекс", незаконно ограничив право распоряжения их зерном. Лазуткин осужден к 2 годам лишения свободы.
Кроме того, финансовая полиция изменила стратегическое направление, ориентируясь не только на выявление значимых преступлений, но и защиту отечественного товаропроизводителя. По фактам незаконного использования товарного знака возбуждено 21 уголовное дело, из них 18 окончены. Для сравнения: в прошлом году было лишь 2 таких дела.
- Почему же снижается общее число преступлений, зарегистрированных по линии финансовой полиции?
- На 30% снизилось количество дел по малозначительным фактам. Но зато у нас идет рост по другим преступлениям. Так, в 3,8 раза увеличилось число оконченных дел по невозвращению денежных средств из-за границы, в 2,6 раза - по незаконному получению прибыли, в 2,3 раза - по фальшивомонетчиству, в 2 раза - по отмыванию денежных средств, в 1,5 раза - по преднамеренному банкротству и лжебанкротству, по экономической контрабанде. Важный показатель - это сумма причиненного и возмещенного ущерба. Сумма выявленного ущерба возросла с 2,9 млрд. тенге, до 8,128 млрд. А возмещенного - с 2,5 млрд. до 6,6 млрд. тенге. Причем ущерб возмещен не только государству, но и гражданам, юридическим лицам. Таким образом, стратегически изменилась генеральная линия действия финансовой полиции. Те ресурсы, которые выделяются на обеспечение ее деятельности, распределяются более рационально - не на поиск мелочных фактов, а на выявление преступлений, которые не видны обычному глазу, но наносят наибольший ущерб экономической без-опасности страны.
- Тем не менее, сами сотрудники финполиции также допускают нарушения прав предпринимателей...
- Такие факты, однозначно, есть. Если раньше, быть может, в силу каких-то причин на них смотрели сквозь пальцы, то теперь мы подходим к ним принципиально жестко. Своеобразной лакмусовой бумажкой, которая демонстрирует требовательность руководства к своим сотрудникам, является такая цифра: в прошлом году из органов финансовой полиции за факты необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность было уволено 8 сотрудников, а в текущем году - уже 23. Мы сами возбуждаем уголовные дела в отношении своих сотрудников, допустивших подобные нарушения.
* Продолжается расследование по уголовному делу в отношении сотрудников департамента финансовой полиции по г. Астана М. Туякова и Т. Искакова, которые "попросили" одного из столичных предпринимателей, чтобы тот по заниженной цене продал им склад в "Технопарке". Они были задержаны с поличным службой обеспечения безопасности агентства финансовой полиции.
- Почему так мало возбуждается дел, связанных с монополистическими действиями и ограничением конкуренции?
- По этим фактам действительно отмечаются незначительные показатели, причем не только по линии финансовой полиции, но и МВД. У нас на данное время зарегистрировано лишь одно преступление. На это влияет масса факторов. Очень трудно доказать, что имело место ограничение конкуренции. Академии финансовой полиции и департаменту по выявлению финансовых преступлений уже поручено разработать методические пособия по выявлению и пресечению таких преступлений. Есть и еще одни нюанс. Необходимо тесное взаимодействие между нашим агентством, МВД и агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Пока особых контактов нет, но договоренность об активизации сотрудничества уже достигнута.
- Многие предприниматели говорят, что финансовые полицейские стали требовать у них сертификаты соответствия на товары. Имеют ли они право проводить такие проверки?
- В УК есть ст. 223 "Обман потребителей". Этот состав преступления включает не только обсчет, обвес, но и торговлю товарами, которые не соответствуют стандартам качества. Если предприниматель продает недоброкачественный товар, то он обманывает потребителя. Поэтому финансовые полицейские проверяют наличие сертификатов соответствия в рамках УК и УПК.
- На каком основании вообще сотрудники финансовой полиции могут прийти к предпринимателю?
- В свое время нам пришло представление из Генеральной прокуратуры по поводу того, что финансовая полиция является не контролирующим, а правоохранительным органом, и поэтому проверки должна осуществлять в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Т.е. если возбуждено уголовное дело или есть повод для возбуждения - сообщение, публикация и т.д. В связи с этим предлагалось отменить приказ о проведении проверок по предписаниям. Это представление было выполнено. И в результате сложилась такая ситуация, что финансовая полиция на основании заявления гражданина, без предписания, приходила на предприятие и начинала проверку. Естественно, с мест стало приходить очень много замечаний и жалоб. Поэтому мы сами были вынуждены инициировать этот вопрос, и по согласованию с Генеральной прокуратурой все-таки приняли приказ, где разработана форма предписания и порядок проведения проверки. Если этот приказ будет зарегистрирован министерством юстиции, то финполиция должна будет проводить проверки на основании предписания.
Вскоре должен быть принят и приказ, который будет регламентировать ряд вопросов по защите предпринимательства. В одном из пунктов указывается о необходимости скрупулезного и тщательного рассмотрения каждого заявления о фактах воспрепятствования предпринимательской деятельности.
Предпринимателей, деятельности которых будут препятствовать работники государственных органов, в том числе и финансовой полиции, а также имеющих вопросы и предложения, просим обращаться по телефону в Астане: 32 56 10. |