NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 07:51 ast
05:51 msk

Демократический бизнес Амиржана Косанова
"Номад" публикует текст приговора по делу об уклонении от уплаты налогов "известным политическим деятелем демократической ориентации"
19.11.2003 / криминал и коррупция

Приговор
Именем Республики Казахстан
Медеуский районный суд города Алматы.

В составе судьи Зубкова В.Н.
при секретаре Байтургановой Д.Б.
с участием прокурора Тастемир К.О.
адвоката Меерзона И.А.

13 октября 2003 года.

Рассмотрев в открытом судебном заседании главного судебного разбирательства уголовное дело в отношении Kосанова А.С., 13 мая 1964 года рождения, уроженца Кызылординской области, казаха, гражданина Республики Казахстан, образование высшее, женатого, работающего президентом ТОО "Центр социально-экономических, общественно-политических инициатив "Реформа", ранее не судимого, проживающего: г.Алматы мкр-он Самал-2 д.29 кв.8, находящегося под подпиской о невыезде и надлежащем поведении, копию обвинительного заключения получил, преданного суду по ст.ст.222 ч.1, 325 ч.3 УК РК, суд УСТАНОВИЛ:

Косанов Амиржан Сагидрахманович является президентом ТОО "Центр социально-экономических, общественно-политических инициатив "Реформа" с июня 1998 года по настоящее время. Указанное ТОО зарегистрировано в Управлении юстиции г.Алматы, свидетельство о государственной регистрации № 20220-1910-ТОО от 02.07.1998 года.

Согласно п.l.2. Устава ТОО "Центр социально-экономических, общественно-политических инициатив "Реформа", (ТОО "Центр "Реформа") является хозяйствующим субъектом в форме Товарищества с ограниченной ответственностью, созданным на основе частной собственности граждан Республики Казахстан.

Согласно п.3 Устава основным видами деятельности ТОО "Центр "Реформа" являются:
- выпуск полиграфической и книжной продукции;
- организация и проведение социологических исследований;
- организация и Проведение выставок и конкурсов;
- создание и распространение продукции печати, видео-аудио-фотоматериалов;
- производственно-хозяйственная деятельность;
- розничная и оптовая торговля и торгово-закупочная деятельность;
- оказание различных видов платных бытовых и коммунальных услуг, транспортно-экспедиционные, консультативные, информационные, медицинские, фармацевтические и иные услуги;
- купля-продажа авто- и иных транспортных средств, горюче-смазочных материалов, медикаментозных средств, иных товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, операции с недвижимостью;
- выращивание сельскохозяйственной продукций: закупочное производство, заготовка, хранение, переработка и реализация продукции сельского хозяйства;
- организация работы СТО, автозаправочных станций и пунктов сервиса;
- туризм, в том числе международный;
- внешнеэкономическая деятельность и другие виды деятельности.

Фактически ТОО "Центр "Реформа" осуществляло организацию и проведение социологических исследований и розничную и оптовую торговлю.

Финансовую деятельность ТОО " Центр "Реформа" осуществляло за счет средств, полученных в виде безвозмездной помощи (грантов) зарубежных организаций: Международного фонда (МФ) "Каэахстан-21 век (США, Вашингтон) директор Ринат Ахметшин) и Международного Евразийского Института Экономических и политических исследований (США, Вашингтон, директор Ринат Ахметшин). Учредителями ТОО "Центр "Реформа" являются Косанов А.С. и Бапиев Е.С.

Между Международным фондом "Казахстан-21 век", Международным Евразийским Институтом экономических и политических исследований и ТОО "Центр "Реформа" за период с июля 1998 года по ноябрь 2001 года на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации различных проектов были заключены следующие договоры:
- договор б\н от 31 июля 1998 года, заключенный с Международным Фондом "Казахстан-21" на сумму 100 000 долларов США на реализацию проекта "Становление и развитие гражданского общества в Казахстане";
- договор б\н от 26.07.1999 года, заключенный с международным Фондом "Казахстан-21" на сумму 20 000 долларов США на реализацию проекта "Закон "О выборах" - необходимость реформирования";
- договор б\н от 24.07.2000 года заключенный с Международным фондом "Казахстан- 21" на сумму 10 000 долларов CША на реализацию проекта "Развитие свободы слова";
- договор б\н от 05.01.2001 года, заключенный с Международным фондом "Казахстан-21 век" на сумму в размере 12 300 долларов США на реализацию проекта "Диалог- общество и власть";
- соглашение б\н от 04.06.2001 года, заключенное с Международным Евразийским институтом экономических и политических исследований на сумму 10 000 долларов США на реализацию проекта "Национальный диалог- в каждый регион";
- договор б\н от 03.09.2001 года, заключенный с Международным Евразийским Институтом экономических и политических исследований на сумму 10 000 долларов CША на реализацию проекта "Свободные масс-медиа- необходимый атрибут демократического общества";
- договор б\н от 05.11.2001 года, заключенный с Международным Евразийским Институтом экономических и политических исследований на сумму 10 800 долларов США на реализацию проекта "СМИ и Кодекс журналистской этики".

Таким образом с июля 1998 года по ноябрь 2001 года ТОО "Центр "Реформа" были заключены договора и соглашения с МФ "Казахстан-21 век" и международным Евразийским Институтом экономических и политических исследований о предоставлении этими организациями грантов на общую сумму 173 100 долларов США на безвозмездной и безвозвратной основе.

Согласно указанных договоров и соглашении ТОО "Центр "Реформа". В виде грантов получило денежные средств: от МФ "Казахстан 21-век" в 1998 году - 8 020.000 тенге; в 1999 году - 2 693. 000 тенге; в 2000году- 1 433 500 тенге; в 2001 году. - 1 783 500 тенге; от Международного Евразийского института экономических и политических исследований в 2001году - 2 948 000 тенге; в 2002 году - 1 642 000 тенге.

Всего за указанный период ТОО "Центр "Реформа" получено денежных средств в виде грантов - 18 520 260 тенге.

06 ноября 2002 года Налоговым Комитетом по г. Алматы проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и других платежей в бюджет ТОО "Центр "Реформа", по результатам которой доначислено в бюджет 2 786 835 тенге без пени и штрафных санкций.

По данному факту 22.11.2002 года Департаментом финансовой полиции по г.Алматы было возбуждено уголовное дело по признакам: преступления, предусмотренного ст. 222 ч. 1 УК РК.

В результате проведенной экономической экспертизы было дано заключение эксперта № 296 от 06.02.2003 года, согласно которому доначисленные в бюджет суммы налогов ТОО "Центр "Реформа" за период с 1998 года по 1-ое полугодие 2002 года составляет:
- подоходный налог с юридических лиц - 1 716 550 тенге;
- налог у источника выплаты косвенного дохода - 94 852 тенге;
- налог на имущество - 2 283 тенге;
- налог на добавленную стоимость - 442 458 тенге;
- социальный налог - 922 601 тенге;
- дорожный фонд - 7 861 тенге;
- накопительный пенсионный фонд - 66 770 тенге.

Итого доначисленные в бюджет суммы налогов ТОО "Центр "Реформа" за указанный период составляет 3 253 375 тенге.

Расхождение с актом перепроверки от 06.11.2002 года в сумме доначисленных налогов связано с тем, что при составлении акта была допущена ошибка, однако в описательной части акта и в приложении к акту перепроверки указана правильная сумма.

Согласно п.1 ст.6 Закона РК "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" № 220-1 от 22.04.1998 года ТОО "Центр "Реформа" является коммерческой организацией.

В перечне международных и государственных организаций, зарубежных неправительственных общественных организаций и фондов, предоставляющих гранты и с которыми Правительством Республики Казахстан были заключены международные договоры, утвержденном Постановлением Правительства Республики Казахстан №1753 от 28.12.2001 года отсутствуют Международный Фонд "Казахстан-21 век" и Международный Евразийский Институт экономических и политических исследований.

Отсутствуют также документы, подтверждающие тот факт, что указанные организации являются международными общественными организациями. Отсутствует также международный договор между Республикой Казахстан и другой какой-либо страной или международной организацией, регулируемый международным правом и регулирующий деятельность указанных организаций, предоставляющих гранты ТОО "Центр "Реформа".

Установлено, что в период с 1998 года по 2001 год ТОО "Центр "Реформа" перечислило денежные средства в сумме 5 264 427 тенге на счета ряда предприятий ( ТОО "Альянс торг", ТОО "Баур", ТОО "Азия транзит", ТОО "Томирис", ТОО "Компания Альтаир" и др.), которые были созданы с целью освобождения от налогов и обналичивания денежных средств, а не для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно сведениям Налогового Комитета по г.Алматы указанные предприятия числятся под статусом "7", то есть предприятия" с которыми потеряна всякая связь и которые не отчитываются перед Комитетом по налогам.

Установлено, что по указанию Косанова А.С. бухгалтер ТОО "Центр "Реформа" бухгалтер Сраилова Р.Т. заполнила два чистых (незаполненных) бланка приходных ордеров с оттиском печати ТОО "Алгабас": №150 от 03.03.1999 года на сумму 116 500 тенге за банкет в честь празднования "8 Марта" и за №132 от 03.04.1999 года на сумму 118 100 тенге за банкет в честь празднования праздника "Наурыз".

На основании указанных приходных ордеров Косанову А.С. был выписан расходный ордер на сумму 234 600 тенге, которую он получил в кассе ТОО "Центр "Реформа".

Установлено, что ТОО "Алгабас" не имеет и не имело никаких коммерческих отношений с ТОО "Центр "Реформа", никаких денежных средств от ТОО "Центр "Реформа" за проведение банкетов на счет ТОО "Алгабас" не поступало.

В судебном заседании подсудимый Косанов А.С. свою вину не признал и показал, что в качестве президента ТОО "Центр "Реформа" осуществляет общее руководство, обладает правом подписи всех документов, в том числе и финансовых, ТОО является некоммерческой организацией. Оно проводит общественно-значимые акции; готовит аналитические материалы по изучению общественной жизни в Республике Казахстан. Международные организации - Международный Фонд "Казахстан-21 век" и "Международный Евразийский институт экономических и политических исследований "предоставляет ТОО "Центр "Реформа" гранты, за счет которых и осуществляется финансовая деятельность ТОО "Центр Реформа". С заключением проведенных по делу экспертиз он не согласен, так как их выводы противоречат законодательству РК, в частности Закону РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" п.3 ст.34; п.п.15 п.3 ст. 104-7. Декларации о совокупном годовом налоге и другие, предоставленные ему на обозрение документы подписаны им, а заполнялись бухгалтерами ТОО. Он не давал указаний бухгалтеру Сраиловой Р.Т. о заполнении приходных кассовых ордеров за № 150 и за № 132. ТОО "Центр "Реформа" проводятся различные праздничные и другие мероприятия (банкеты, встречи, круглые столы и пр.), на которые выделяются определенные денежные суммы. По поводу указанных платежных кассовых ордеров он пояснить ничего не может, кто их заполнил не помнит.

Однако суд считает, что вина подсудимому Косакову А.С. в совершении преступлений полностью доказана показаниями свидетелей и другими материалами уголовного дела.

Так в судебном заседании свидетель Сраилова Р.Т. показала, что в период с 02 июля 1998 года по 01.12.1999 года она работала в ТОО "Центр "Реформа" главным бухгалтером. Правом подписи финансовых документов она не обладала, в обслуживающем их ТОО "Казкоммерцбанке" не было образцов ее подписи. Платежные поручения она также не подписывала, их подписывал Косанов А.С., который и осуществлял весь контроль за финансовой деятельностью ТОО. Эта деятельность осуществлялась за счет средств полученных в виде грантов от зарубежных организаций, зарегистрированных в США. Эти средства расходовались на зарплату, оплату налогов, перечислялись на счета коммерческих фирм по указанию Косанова А.С. ТОО занимается проведением социологических исследований. Из кассы ТОО Косанов А.С. получал деньги по расходному ордеру. Так были получены суммы в 116 500 тенге и в 118 100 тенге. Косанов А.С. предоставил ей незаполненные бланки приходных кассовых ордеров с оттиском печати какой-то фирмы и указал заполнит их, назвав номера соответственно № 150 и № 132. На основании этих приходных ордеров она выписала Косанову А.С. расходный ордер на указанную сумму. Ей он объяснил, что эта средства идут на оплату банкета в честь празднования "8 Марта". Она сама в таких мероприятиях не принимала участия. Косанов А.С. ей пояснил, что ТОО "Центр "Реформа" является некоммерческой организацией, поэтому она заполняла декларации с учетом льгот, предусмотренных налоговым законодательством для таких организаций. Также ТОО не платило подоходный налог с юридических лиц в связи с тем, что получало гранты от международных организаций на этом основании, как объяснял ей Косанов А.С. ТОО имеет льготы по уплате налога. ТОО "Центр "Реформа" подоходный налог с юридических лиц не платило. В данном случае исполнялось указание Косанова А.С. В документах ТОО международные договоры, заключенные Республикой Казахстан и Международным Фондом "Казахстан-21 век", Международным Евразийским Институтом экономических и политических исследований на предоставление грантов ТОО "Центр "Реформа" никогда не было, о таких договорах она не знала и Косанов А.С. о них не говорил.

В судебном заседании свидетель Кусаинова А. показала, что в ТОО "Центр "Реформа" она работает с 01 сентября 1998 года консультантом, с 01 декабря 1999 года выполняет обязанности бухгалтера; составляет отчеты, начисляет и выдает заработную плату, ведет бухгалтерский учет. Финансовые документы- она не имеет право подписывать, ТОО является некоммерческой организацией. Оно занимается проведением различных мероприятий (конференций, семинаров) на актуальные общественно-политические темы. Финансовую деятельность ТОО "Центр "Реформа" осуществляет за счет грантов, полученных от зарубежных организаций, зарегистрированных в частности в США. С заключением эксперта № 296 от 06.02.2003 года она не согласна, так как оно противоречит налоговому законодательству - п.3 ст.34 Закона РК "О налогах...", по которому ТОО освобождается от уплаты подоходного налога с юридических лиц; и п.п. 15 п.З ст.Ю4-7 Закона РК "О налогах...", по которому ТОО освобождается от уплаты социального налога. С остальными доначисленными налогами она согласна.

В судебном заседании свидетель Довыдова Ю, показала, что в период с августа 1999 года по февраль 2003 года она работала в Налоговом Комитете по г. Алматы главным налоговым инспектором отдела юридических лиц. В соответствии с налоговым законодательством РК, а также на основании Приказа НК МФ РК № 768 от 15.10.2002 года, предписания № 9-1-9\298 от 25.07.2002 года ею была проведена комплексная документальная перепроверка правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет ТОО "Центр социально-экономических, общественно-политических инициатив "Реформа". Перепроверка была проведена с ведома президента ТОО Косанова А.С. и в присутствии бухгалтера Кусаиновой А.Н. Результаты перепроверки она (Довыдова Ю.) полностью подтверждает. Общая сумма доначисленных налогов составила 3 253 375 тенге без пени и штрафных санкций. Руководство ТОО "Центр "Реформа" не предоставило ей документы, подтверждающие существование международного договора или соглашения, заключенного Республикой Казахстан с международными организациями, от которых ТОО получает гранты, регулируемого международным правом. Руководство ТОО не предоставило документов, на основании которых ТОО освобождалось бы от начисления указанных налогов.

В судебном заседании свидетель Морозов М.Н. показал, что с 1990 года он работает директором ТОО "Алгабас". У ТОО никаких взаимоотношений с ТОО "Центр "Реформа" нет и никогда не было. Банкеты для ТОО "Центр "Реформа" не проводили. ТОО "Алгабас" арендует летнюю площадку под кафе, на этой площадке вообще никогда не проводилось банкетов. Предоставленные на обозрение приходные кассовые ордера № 132 от 30.04.1999 года на сумму 118 100 тенге и № 150 от 30.03.1999 года на сумму 116 500 тенге в ТОО "Алгабас" не выписывались. В ПКО № 132 от 30.04.1999 года стоит печать, которая появилась в ТОО "Алгабас" лишь в марте 2000 года".

В судебном заседании свидетель Абишева Т.И. показала, что работает в ТОO "Алгабас" с 1997 года кассиром. Взаимоотношений с ТОО "Центр "Реформа" нет и никогда не было. Банкеты для этого ТОО никогда не проводились. ТОО "Алгабас" под кафе арендует летнюю площадку, которая в марте, апреле еще не работает. Представленные для обозрения приходные кассовые ордера №132 от 30.04.1999 года на сумму 118 100 тенге и №150 от 30.03.1999 года на сумму 116 500 тенге ею не выписывались. Обозреваемые платежные кассовые ордера состоят из двух частей, когда как квитанция к платежным кассовым ордерам отдается плательщику, а вторая часть остается в кассе. Кроме того в платежном кассовом ордере № 132 от 30.04.1999 года стоит печать ТОО "Алгабас" которая стала применяться с марта 2000 года. Печать хранится у нее в сейфе и она никому ею не предоставляла; бланки ПКО не пропадали, их также она никому не предоставляла.

На предварительном следствии свидетель Степанова И.В. (показания которой оглашены и исследованы в судебном заседании) показала, что работает бухгалтером в ТОО "Алгабас" с 1996 года. Никаких взаимоотношений с ТОО "Центр "Реформа" у ТОО "Алгaбас" не было; никаких банкетов для ТОО "Центр "Реформа" у них проводилось. Во время, указанное в ПКО №132 и №150 летняя площадка, арендуемая их ТОО не работает. Предоставленные на обозрение приходные кассовые ордера № 132 от 30.04.1999 года на сумму 118 100 тенге и №150 от 30.03.1999 года на сумму 116 500 тенге в ТОО "Алгабас" не выписывались. В ПКО №132 от 30.04.1999 года стоит оттиск печати, которая появилась в ТОО "Алгабас" только в 2000 году (т.1, л.д.108).

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей эксперты Сахиев С.М., Тaипова Л.П., Степанюгина В.Э., Жапашева А.Б. показали, что являются экспертами Центра судебных экспертиз при Министерстве Юстиции PK, проводили комплексную экономико-правовую экспертизу №3981\4425 от 06 июня 2003 года (эксперты Сахиев С.М., Касымов Ж.У.); судебно-экономическую экспертизу № 296 от 06.02.2003 года (эксперт Жапашева А.Б.); судебно-почерковедческие экспертизы №14945 от 13.11.2002 года, № 1861 от 12.03.2003 года (эксперты Таирова Л.П., Степанюгина В.Э.), данные заключения экспертиз подтверждают в полном объеме.

Вина подсудимого Косанова А. С. подтверждается: уведомлением Налогового Комитета по г.Алматы №164 от 06.11.2002 года "о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов по результатам налоговой проверки" (т.1 л.д. 12); Актом документальной, комплексной перепроверки исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет ТОО "Центр "Реформа" № 164 от 06.11.2002 года (л.д. т.1 л.д.11-37); договорами между ТОО "Центр "Реформа" и Международным Институтом экономических и политических, исследований от 03.09.2001 года, 05.11.2001 года (т.1 л.д. 38,42); соглашением между ТОО "Центр "Реформа" и Международным Институтом экономических и политических исследований от 04.06.2001 года (т.1л.д.44); договорами между ТОО "Центр "Реформа" и Международным Фондом "Казахстан-21 век" от 24.07.2000 года, 26.07.1999 года, 31 июля 1998 года, 05 января 2001 года (т.1 л.д. 39,40,41,43); протоколом очной ставки между подсудимым Косановым А.С. со свидетелем Степанцовой И.В. от 20.06.2003 года.( т.2 л.д., 43-44); протоколом очной ставки между подсудимым Косановым А.С. со свидетелем Абишевой Т.И. от 20.06.2003 года.( т.2 л.д. 45-46); протоколом очной ставки между подсудимым Косановым А.С. со свидетелем Морозовым М.Н. от 20.06.2003 года (т.2 л.д. 47-48); протоколом очной ставки между подсудимым Косановым А.С. со свидетелем Сраиловой Р.С. от 24.06.2003 года (т.2 л.д. 49-50); заключением судебной экономической экспертизы №296 от 06.02,2003 года (т.1 л.д. 140-155); заключением судебной экономико-правовой экспертизы №3981\4425. от 06.06.2003 года ( т.2 я.д.20-24); заключением судебно-почерковедческих экспертизы № 14945 от 13.11.2002 года, № 1861 от 12,03,2003 года (т.1 л.д., 68-70, 209-213); письмом заместителя начальника ДФП по г.Алматы Атыканова А.А. от 31.10.2002 года.( т.1 л.д.86-90); протоколом выемки от 25.12.2002 года (т1 л.д. 103); протоколом выемки от 10.01.2003 года.(т. 1 л.д.105); протоколом осмотра предметов и документов от 12.03.2003 года.(т1 л.д. 112); постановлением о приобщении к делу вещественного доказательства от 12,03-2003 года (т 1 л.д. 111); расходными кассовыми ордерами № 12, 13 от 30.04Л999 года и от 30.03Л999 года (т, 1 л.д. 113Д14); протоколами выемок от 17.04.2003 года, 29.04.2003 года ( т.1 л.д.179"180); платежными поручениями (т1 л.д, 181-199); свидетельством о государственной регистрации ТОО "Центр "Реформа" от 02.07 Л 998 года ( т.Л л.д. 217); Уставом ТОО "Центра социально-экономических, общественно-политических инициатив "Реформа" (т1 л.д.218-221); декларациями о совокупном годовом доходе ТОО "Центр "Реформа " (тЛ л.д.226-247).

Согласно Акту 164 документальной, комплексной перепроверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет по ТОО "Центр социально-экономических, общественно-политических инициатив "Реформа", РНН 500500059444 от 06 ноября 2002 года общая сумма доначисленных налогов составила 2 786 835 тенге без пени и штрафных санкций. При составлении вышеуказанного акта была ошибочно указана сумма в 1 176 550 тенге, когда как в описательной части и в приложении в Акту перепроверки в графе "налог к оплате указана верно сумма - 1 716 550 тенге. Следовательно фактически перепроверкой установлена, что общая сумма доначисленных налогов по ТОО "Центр "Реформа" составляет 3 253 373 тенге,(т.1 л.д.Н-37).

В ходе указанной перепроверки было также установлено, что налоговая политика предприятием не разработана; отчетные данные сданными по учетным регистрам не соответствуют.

Согласно заключению эксперта № 296 от 06.02.2003 года доначисленные в бюджет суммы налогов ТОО "Центр социально-экономических, общественно-политических инициатив "Реформа" составляют 3 253 375 тенге за период с 1998 года по 1 полугодие 20002 года, в том числе:
- подоходный налог с юридических лиц -1 716 550 тенге;
- налог у источника выплаты с косвенного дохода - 94 852 тенге;
- налог на имущество-2 283 тенге;
- социальный налог - 922 601 тенге;
- налог на добавленную стоимость- 442 458 тенге;
- дорожный фонд - 7 861 тенге;
- накопительный фонд- 66 770 тенге (т. 1 л.д, 140-155).

Согласно п.1,2 Устава ТОО "Центра "Реформа" это ТОО является хозяйствующим субъектом в форме Товарищества с ограниченной ответственностью, созданным на основе частной собственности граждан Республики Казахстан. Согласно п. 1.3 Устава ТОО "Центр "Реформа" товарищество создается учредителями с целью совместной предпринимательской деятельности и получения в результате этой деятельности чистого дохода,

Пункт 4.1.2 Устава ТОО "Центра "Реформа" предполагает, указывает на обязанность общего собрания Учредителей (исключительная компетенция) распределять чистый доход (т1 л. д. 218-221 ).

Учредительный договор о создании ТОО "Центр "Реформа" предусматривает возможность распределения прибыли между учредителями ТОО. Пункт 5,5. этого договора устанавливает, что распределение чистого дохода осуществляется между учредителями пропорционально их дани в Уставном капитале товарищества.

Вопрос о распределении чистого дохода решается на общем собрании участников по результатам деятельности за год. Выплата должна быть произведена товариществом в денежной форме в течении месяца со дня принятия общим собранием решения о распределении чистого дохода. Товарищество не вправе распределять доход между участниками до полной оплаты всего Уставного капитала товариществом (п.5,6) (т Л л.д. 222-223),

В соответствии с п.1 ст34ПС РК "некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечения дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученный чистый доход между участниками.

В соответствии о пЛ ст.6 Закона РК "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью № 220-1 от 22 апреля 1998 года" товарищество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией, имеет гражданский права и несет связанные с его деятельностью обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Казахстан".

Таким образом ТОО "Центр "Реформа" является коммерческой организацией и следовательно к деятельности ТОО "Центр "Реформа" не применимы льготы, предусмотренные для некоммерческих организаций, установленные п.3 ст.34 Закона РК № 2235 от 24.05.1995 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", в соответствии с которыми "освобождаются от налогообложения доходы следующих юридических лиц: некоммерческие организации по доходам, полученным в виде спонсорской помощи, вступительных и членских взносов, благотворительной помощи, отчислений и пожертвований при условий передачи вышеуказанных средств на безвозмездной основе.

ТОО "Центр "Реформа" за I квартал 2000 года произвело начисление социального налога, далее социальный налог не начислялся. Руководство ТОО при этом ссылалось на п.п.15 п.3 ст. 104-7 Закона РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет". Данная норма определяет, что налогоплательщики не начисляют социальный налог на выплаты, производимые за счет средств грантов, выплачиваемых по межправительственным соглашениям или по линии международных общественных организаций".

Суду не были представлены документы, определяющие правовой статус организаций" предоставляющих гранты ТОО "Центр "Реформа" - МФ "Казахстан-21 век", Международного Евразийского Института экономических и политических исследований - учредительные договоры, Уставы и т.д.

В соответствии с Инструкцией п.п.15. п.4 №46 "О порядке Исчисления и уплаты социального налога, утвержденной Приказом Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 10.02.1999 года, №49 с изменениями от 24.05.1999 года, №660 и письма МГД РК от 15.11.2000 года № ДМ-3-17/10386 "Подтверждением для освобождения от социального налога выплат, производимых за счет грантов, предоставляемых по линии государств, правительств государств и международных организаций, является международный договор (соглашение), заключенный Республикой Казахстан с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией, регулируемый международным правом".

Согласно Постановления №1753 от 28.12.2001 года "Об утверждении Перечня международных организаций, зарубежных неправительственных общественных организаций и фондов, предоставляющих гpaнты, с которыми Правительство РК, заключило международные договоры, Международный Фонд "Казахстан-21 век" и Международный Евразийский Институт экономических и политических исследований в указанном перечне отсутствуют. Следовательно, п.п.15 п.3 ст.104-7 Закона РК "О налогах и обязательных платежах в бюджет" к деятельности ТОО "Центр "Реформа" не применим.

Согласно Акту № 164 документальной, комплексной проверки правильности. исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет по ТОО "Центр "Реформа" ряд предприятий (ТОО "Эрглис", ТОО "Баур", ТОО "Пегас", ТОО "Эльдос" - всего 17 предприятий), услугами которых пользовалось ТОО "Центр "Реформа" за период с 1998 по 2002 годы в налоговом комитете числятся под статусом "7", то есть те предприятия с которыми потеряна связь и которые не отчитываются по налогам.

Согласно письма заместителя начальника Департамента финансовой полиции по г.Алматы Атыканова А.А. от 31.10.2002 года за № 4-4-4\13727 о проведенных встречных проверках предприятий, имевших финансово-хозяйственные взаимоотношения с ТОО "Центр "Реформа" все вышеперечисленные предприятия (ТОО) являются фирмами-однодневками, не занимающимися какой-либо коммерческой деятельностью, предназначенные для незаконного "обналичивания" денежных средств и открытые на подставных лиц.

ТОО "Центр "Реформа" перечислило на счет указанных выше предприятий в период с 1998 по 2001 годы денежные средства в сумме 5 264 427 тенге.

Согласно заключения эксперта судебно-почерковедческой экспертизы № 1861 от 12.03.2003 года подписи от имени Косанова А.С., выполненные в декларациях, предоставленных в налоговую службу ТОО "Центром "Реформа" за период с 1998 по 2002 годы, выполнены самим Косановым А.С.

В юридическом деле ТОO "Центр "Реформа" все документы подписаны Косановым А.С. как руководителем предприятия, что было подтверждено им как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании.

В соответствии с п.2 ст.5З Закона РК "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" порядок деятельности единоличного исполнительного органа товарищества и принятия им решений определяется Уставом товарищества, а также правилами и иными документами, принятыми общим собранием участников.

Согласно п.4.2 Устава ТОО "Центр "Реформа" президент организует всю работу Товарищества и несет полную ответственность за его деятельность.

Таким образом Косанов А.С. являясь президентом ТОО "Цeнтp социально-экономических, общественно-политических инициатив "Реформа" систематически в период с 1998 года по 2002 год умышленно уклонялся от уплаты налогов с организации в государственный бюджет путем включения в декларации заведомо искаженных данных о доходах и расходах, что повлекло неуплату налогов в государственный бюджет в крупном размере - в сумме 3 253 375 тенге, то есть совершил преступление, предусмотренное ст.222 ч.l УК РК, то есть умышленно уклонился от уплаты налогов с организаций в государственный бюджет путем включения в декларации заведомо искаженных данных о доходах и расходах, что повлекло неуплату налогов в государственный бюджет в крупном размере в сумме 3 253 375 тенте.

Согласно приходным кассовым ордерам № 150 от 30.03.1999 года на сумму 116 500 тенге и №132 от 30.04.1999 года на сумму 118 100 тенге ТОО "Центр "Реформа" оплатила счета в ТОО "Холдинговая компания Алгабас" за проведение банкетов в честь празднования дня 8 Марта и Наурыз.

Однако согласно результатам встречной проверки, проведенной Департаментом НП0 (письмо № 4-4-4\13727 от 31.10.2002 года) никаких денежных средств от ТОО "Центр "Реформа" за проведение банкетов в ТОО "Холдинговая компания Алгабас" не поступало, никаких финансово-хозяйственных взаимоотношений между ТОО не было. Оттиски печати в указанных приходных кассовых ордерах принадлежат ТОО "Холдинговая компания Алгабас", данные ордера никому не выдавались и не подписывались. Согласно показаниям директора ТОО "Холдинговая компания Алгабас" Морозова М.Н. и главного бухгалтера Степанцовой И.М., кассира ТОО Абишевои Т.И. в ПКО №132 от 30.04.1999 года стоит оттиск печати, которая появилась в ТОО лишь в марте 2000 года, в 1999 году этой печати в ТОО не было.

Согласно заключению эксперта №14945 от 13.11.2002 года почерковедческой экспертизы рукописные записи, расположенные в приходных ордерах № 132 от 30.04.1999 года, №150 от 30.03.1999 года выполнены Сраиловой Р.Т. В ходе предварительного следствия и в судебном заседании Сраилова. Р.Т. показала, что Косанов А.С. дал ей указание заполнить бланки приходных кассовых ордеров от незнакомой ей фирме за №150 от 30.03.1999 года на сумму 116 500 тенте и за №132 от 30.04.1999 года на сумму 118 100 тенте за банкет в честь празднования Дня 8 Марта и Наурыза.

Таким образом Косанов А.С. с целью уклонения от уплаты налогов в бюджет и сокрытия факта не целевого использования полученных им денежных средств, использовал заведомо подложные документы - приходные кассовые ордера № 150 от 30.03.1999 года и №132 от 30.04.1999 года, то есть совершил преступление, предусмотренное ст.325 ч.3 УК РК, то есть использование заведомо подложного документа.

В совокупности исследованных в судебном заседании доказательств суд считает, что подсудимому Косанову А.С. вина в совершении преступлений полностью доказана, его действия по ст.222 ч.l, 325 ч.3 УК РК, квалифицированы правильно, так как он умышленно уклонился от уплаты налогов с организаций в государственный бюджет путем включения в декларации заведомо искаженных данных о доходах и расходах, что повлекло неуплату налогов в государственный бюджет в крупном размере в сумме 3 253 375 тенге; использовал заведомо подложный документ с целью уклонения от уплаты налогов в бюджет и сокрытия факта нецелевого использования полученных им денежных средств.

Гражданский иск прокурора города Алматы о взыскании средств, затраченных на производство экcпертиз в сумме 70 000 (семьдесят тысяч) тенге с Косанова А.С. в доход государства подлежит удовлетворению.

Вещественные доказательства расходно-кассовый ордер № 12 от 30 марта 1999 года; расходно-кассовый ордер № 13 от 30 апреля 1999 года подлежат уничтожению.

При назначении наказания подсудимому Косанову А.С., суд руководствовался Постановлением Пленума Верховного суда РК от 30 апреля 1999 года "О соблюдении судами законности при назначении уголовного наказания". В пункте 1 этого Постановления указывается, что при назначении уголовного наказания судом следует неукоснительно соблюдать общие начала назначения наказания, указанные в статье 52 УК РК, то есть учитывать характер и степень общественной опасности преступления, личности виновного, в том числе его поведение до и после совершения преступления, обстоятельства смягчающие н отягчающие ответственность и наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

При определении вида и размера наказания подсудимому Косанову А.С., суд принимает во внимание ранее не судим, положительно характеристики по месту жительства и работы), преступления относится к категории небольшой и средней тяжести.

На основании изложенного и руководствуясь ст.368-388 УПК РК, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Косанова Амиржана Сaгитрахмановича - признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 222ч.l, 325 ч.3 УК РК.

Назначить Косанову А.С. по ст.222 ч.1 УК PK - 1 (один) год лишения свободы со штрафом в размере 150 (ста пятидесяти) месячных расчетных показателей в сумме 123 450( сто двадцать три тысячи четыреста пятьдесят) тенге.

Назначить КосановуА.С. по ст.325 Ч.З УК РК, штраф в размере 200 (двухсот) месячных расчетных показателей в сумме 164 600 (сто шестьдесят четыре тысячи шестьсот) тенге.

На основании ст.58 ч.2 УК PK, по совокупности преступлений путем поглощения менее строгого наказания более строгим окончательно определить Косанову А.С. 1 (один) год лишения свободы со штрафом в размере 150 (сто пятидесяти) месячных расчетных показателей в сумме 123 450 (сто двадцать три тысячи четыреста пятьдесят) тенге.

На основании ст.63 УК РК, назначенное наказание по ст.222 ч.l УК РК, 1 (один ) год лишения свободы со штрафом в размере 150 (ста пятидесяти) месячных расчетных показателей в сумме 123 450 (сто двадцать три тысячи четыреста пятьдесят) тенге считать условным с испытательным сроком на 1 (один) год. Контроль за поведением Косанова А.С. возложить на уполномоченный на то специализированный государственный орган по месту жительства Косанова А.С.

Меру пресечения в отношении Косанова А.С. оставить прежнюю подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу, после вступления приговора в законную силу подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Гражданский иск Прокурора города Алматы о взыскании средств, затраченных на производство экспертиз в сумме 70 000 (семьдесят тысяч) тенге с Косанова А.С. в доход государства удовлетворить.

Взыскать с Косанова А.С. в доход государства средства, затраченные на производство экспертиз в сумме 70 000 (семьдесят тысяч) тенге.

Вещественные доказательства: расходно-кассовый ордер №12 от 30 марта 1999 года; расходно-кассовый ордер №13 от 30 апреля 1999 года уничтожить.

Приговор может быть обжалован, опротестован в Алматинский городской суд в течении десяти суток.

Приговор отпечатан судьей в совещательной комнате на компьютере типа "Пентиум-3".

Судья Медеуского районного суда города Алматы
ЗУБКОВ В.Н.

См. также Амиржан и налоги


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Китайская диссидентка созналась в шпионаже 28.11.2003
США против Асель Абдыгаппаровой 28.11.2003
Прокуратура выявила факты сокрытия полицейскими 20 умышленных убийств 27.11.2003
В Павлодаре задержана группа молодых людей, распространявших листовки "Хизб-ут-Тахрир" 25.11.2003
Дельцы в погонах 24.11.2003
Теория и практика 24.11.2003
Полиция расследует обстоятельства проведения несанкционированного митинга в Алматы 24.11.2003
Мангистауский областной суд вынес обвинительные приговоры убийцам Хайруллы Оспанова 24.11.2003
В Казахстане в ходе проведения операции "Правопорядок" изъято 20 кг героина 24.11.2003
В Павлодаре задержан член организации "Хизб-ут-Тахрир", распространявший листовки 24.11.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz