Амирхан ЕСТАЕВ, начальник ДБЭКП по Акмолинской области, "Казахстанская правда", 29 ноября
На срок от пяти до девяти лет осуждены нынешним летом в Астане участницы преступной группы во главе с заместителем начальника Акмолинского областного управления казначейства Г. Сергазиной, которые в течение трех лет (с 2001 по 2003 год) незаконно перечисляли бюджетные деньги с корреспондентского счета казначейства, а также депозитных счетов областного таможенного управления, администратора судов Акмолинской области и Министерства охраны окружающей среды РК на счета коммерческих предприятий. Всего мошенницами похищено 666 миллионов 281 тысяча тенге.
Факт прискорбный и примечательный, свидетельствующий о том, что в республике появился новый вид финансовых преступлений. Совершаются они с помощью современных компьютерных технологий, требующих специальных познаний. А тот факт, что всплеск "компьютерной" преступности наблюдается фактически повсеместно, заставляет взглянуть на это явление более внимательно.
Анализ статистических данных показывает, что подобные преступления наиболее распространены в сфере социального обеспечения граждан. Так, только по одной Кызылординской области за 2003 год окончено и направлено в суд 120 уголовных дел по фактам преступлений в сфере социальной защиты населения, из которых 76 (63,3процента) возбуждены по статье177 УК РК (хищение путем мошенничества с обманом или злоупотреблением доверием). Общая сумма причиненного ущерба составила 5 047 301 тенге (по пенсиям - 3 850 452, пособиям - 126 251, по социальной помощи - 1 070 598 тенге), в ходе следствия возмещено 4 563 200 тенге (90,4 процента).
За 2002 год возбуждено 165 дел указанной категории, из них направлено в суд 150. Причиненный ущерб составил 14 542 233, возмещено 12 254 630 тенге (84,3 процента).
За последние полтора года в экономической сфере республики зарегистрировано более пятнадцати тысяч преступлений, из них в государственном секторе - 6 507, в том числе по социальному обеспечению - 395 с ущербом государству на три миллиона 376 тысяч тенге. Эти средства предназначались для обеспечения нуждающихся слоев населения - адресная и социальная помощь, все виды пособий по материнству, инвалидности и т. д.
При этом преступления данной категории относятся к латентным, и, по оценкам экспертов, официальное их количество, равно как и объем ущерба, составляет лишь треть от фактического. Примечательно, что утрата бюджетных средств как недостача не фиксируется и компетентным органам добровольно не передается. И если эти факты специально не выявлять, не всегда обеспечивается неотвратимость наказания.
А наказывать есть за что. С использованием компьютерных технологий сотрудниками управлений казначейства по Акмолинской и Алматинской, а также Актюбинской, Атырауской, Карагандинской областям совершены хищения на общую сумму около 1,5 миллиарда тенге.
Начальник отдела Алматинского областного управления казначейства Райымкулова в 2003 году с депозитного счета управления и со счетов департамента образования и управления дорожно-коммунального хозяйства Алматинской области незаконно перевела на счета коммерческих структур и обналичила денежные средства на общую сумму 90 миллионов 462 тысячи тенге.
Сотрудниками управления казначейства по Южно-Казахстанской области Арыстанбековой и Тургынбековой совершено хищение свыше миллиона тенге со счета областного противотуберкулезного диспансера.
Анализ, проведенный комитетом казначейства, показал, что хищения с корреспондентских счетов стали возможными из-за предоставления одному сотруднику органа казначейства полномочий, позволяющих проводить все финансовые операции по отвлечению бюджетных средств: от ввода разрешений и поставщиков до ввода и утверждения счетов к оплате.
Чтобы впредь не допустить подобных случаев, Министерством финансов РК 01.06.2004 г. утвержден план мероприятий по обеспечению безопасности в органах казначейства, в соответствии с которым ввод и утверждение счетов к оплате теперь производится разными лицами. В комитете казначейства и его территориальных подразделениях созданы отделы защиты информации, в штатное расписание введена должность советника председателя Комитета по безопасности.
Необходимо отметить, что подобные подразделения необходимо создавать и в учреждениях, занимающихся реализацией социальных программ.
Так, в каждой области, в Алматы и Астане имеются по два учреждения, занимающихся реализацией социальных программ. Это республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсий" Министерства труда и социальной защиты населения РК и департамент координации занятости и социальных программ области и городов. В ведении сотрудников этих ведомств находятся вопросы социального обеспечения: назначение и выплата государственной адресной социальной помощи, пособия на детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому, оказание помощи малообеспеченным семьям на оплату жилья (кроме частного дома) и коммунальных услуг. Так вот, одним из условий, способствующих совершению финансовых преступлений в учреждениях соцзащиты, является отсутствие у сотрудников права на проверку законности документов, представляемых гражданами на получение пособий, что позволило бы значительно сократить количество правонарушений. Нет, к сожалению, и необходимой координации в работе правоохранительных структур и органов социальной защиты по использованию единой базы ГЦВП, департамента координации занятости и социальных программ, паспортных столов и т. д.
Второго июня 2005 года финансовыми полицейскими Алматы возбуждено уголовное дело в отношении старшего специалиста Бостандыкского районного отделения городского филиала ГЦВП Г. Касымбековой. В 2003 году она незаконно оформила ежемесячные пенсии по инвалидности II группы в размере 7 000 тенге на своих знакомых. Таким образом на их банковские карточки поступило 1 680 810 тенге. Деньги присваивала Касымбекова. В ходе следствия она показала, что подобные махинации осуществляются практически каждым сотрудником ГЦВП по согласованию с руководством.
Кроме того, при инвентаризации выявлено отсутствие 2 662 пенсионных дел. По 75 из них допрошены получатели пособий, которые пояснили, что инвалидами не являются, а банковские карточки ими переданы сотрудникам ГЦВП.
Предварительным расследованием установлено, что специалисты Бостандыкского районного отделения ГЦВП сами или через посредников открывали в филиалах ОАО "Народный банк Казахстана" лицевые счета на ряд граждан. Их анкетные данные и номера счетов без оформления и регистрации пенсионных дел вносились в централизованную базу данных отделения ГЦВП, а затем автоматически переносились на сервер ЦБД Министерства труда и социальной защиты населения, в соответствии с которым производилось общее начисление пенсий и пособий.
Случаи хищения бюджетных денег с использованием высоких технологий зарегистрированы и в Восточно-Казахстанской области. Здесь при начислении и выплате жилищных пособий в нарушение установленного порядка органами социальной службы не проверялись права людей на их получение. Документы бесконтрольно поступали в расчетную группу, далее к программисту и от него введенные данные направлялись к специалисту, направляющему документы в банк на выплату.
Ревизия, проведенная в отделе по выплате жилищных пособий, установила наличие фиктивных справок о зарплате и пенсии. Прокуратура Семипалатинска выявила свыше трехсот отсутствующих дел, по которым произведена выплата.
В ходе изучения судебно-следственной практики определены проблемы по расследованию преступлений, совершаемых с применением высоких технологий, и обозначены возможные пути их решения. На мой взгляд, прежде всего необходимы законодательные акты, регулирующие уголовно-процессуальные действия по этим преступлениям. Нужны специально подготовленные кадры (оперативного и следственного аппарата, специализирующихся на выявлении и раскрытии преступлений в информационно-телекоммуникационной сферах). Необходимо четкое взаимодействие между контролирующими, правоохранительными, ревизионными органами и своевременное получение оперативной информации.
И, наконец, последнее. Специалисты, имеющие специальное образование и навык работы в области компьютерных технологий, в основном заняты в организациях, где очень хорошо платят, поэтому необходимо предусмотреть дополнительную оплату их труда, в целях привлечения в государственные структуры, правоохранительные органы высококвалифицированных профессионалов. Решение этих задач значительно облегчит работу контрольно-надзорных структур по выявлению фактов хищения государственных средств. |