Корлан КАЛИЕВА, "Мегаполис", 12 марта
Государственные учреждения Казахстана продолжают лоббировать интересы частных банков.
Такое положение дел следует из жалоб алматинцев, обратившихся в редакцию газеты "Мегаполис". Так для получения жилищной помощи либо специального городского пособия гражданам не обойтись без сберкнижки со специальным счетом в обслуживающем филиале Народного банка. Или же, к примеру, единовременная компенсация пострадавшим вследствие взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне, которая опять же производится через определенного оператора – Народный банк. Грешат государственные учреждения и при выплате государственных пособий в связи с рождением ребенка: чиновники требуют для получения "детских" открыть счет в Народном (с этим фактом, кстати, столкнулись и сотрудники нашей газеты).
В Министерстве труда и социальной защиты заверили, что на запрос "Мегаполиса" ответят в кратчайшие сроки, но поскольку это не первая подобная жалоба со стороны граждан, то сейчас сотрудниками Государственного центра по выплате пенсий проводится некое расследование, по итогам которого "Мегаполису" дадут исчерпывающий ответ на все поставленные вопросы.
"Выбор обслуживающего банка определяется самими пенсионерами и получателями пособий… Пенсионер или получатель пособия, выбрав желаемый банк, открыв в нем счет, приносит заявление в территориальное подразделение ГЦВП. Сотрудники отделений ГЦВП при наличии заявления от получателя пенсии и пособия, где указывается номер счета и наименование банка и наличии заключенного договора с данным банком, вносят изменения в базу данных получателей для последующего перечисления по новым банковским реквизитам", – следовало из ответа Минтруда, полученного впоследствии. Кстати, к удивлению, ни о каком расследовании либо о жалобах граждан в письме не было и речи. В общем, очередная чиновничья отписка…
Подобную избирательность в отношении банков занимает и Министерство юстиции РК. К примеру, в ряде районных управлений юстиции Алматы существуют только расчетно-кассовые отделения АО "Texakabank".
В Минюсте заявили, что граждане вправе производить оплату государственной пошлины в любом банке второго уровня, а органы юстиции в обязательном порядке должны принять этот платежный документ. Относительно Texakabank пояснили, что, скорей всего, данный оператор участвовал в тендере по закупке услуг об оплате государственной пошлины среди банков. Однако узнать информацию о конкурсе нам так и не удалось: компетентный в данном вопросе чиновник оказался в длительной командировке.
Не лучше, как выяснилось, обстоят дела и с оплатой налогов, в частности, на транспортное средство. Добрая половина автолюбителей нашей редакции столкнулись с тем, что данную операцию необходимо производить только через систему Texakabank. Причину такой "исключительности", к примеру, сотрудники Налогового комитета Бостандыкского района г. Алматы объяснили наличием следующего фактора: мол, при оплате через другой банк сведения из казначейства идут очень долго, в течение нескольких дней. Поэтому справку об оплате налога на транспорт налоговики не могут выдать, пока информация не появится в базе данных. Исключение составляет Texakabank: операция, совершенная через систему этого финансового учреждения, как выяснилось, мгновенно подтверждается казначейством.
Между тем из письма Налогового комитета Министерства финансов РК следует, что налогоплательщик вправе произвести уплату налога на транспортное средство в любом банке второго уровня и через РКО АО "Казпочта".
"Согласно договору АО "Казпочта" осуществляет прием платежей (в т.ч. налог на транспортные средства) от физических лиц без взимания комиссионных вознаграждений", – добавляют налоговики. Кстати, к примеру, в том же налоговом комитете Бостандыкского района г. Алматы автолюбители, несмотря на данное обстоятельство, предпочитают обслуживаться опять же не в отделении "Казпочты", а в филиале Texakabank. Причины такой "любви" опять же кроются в "исключительности" последнего.
Кстати, в отношении Texakabank председатель Налогового комитета Нурлан Рахметов пояснил, что в 1999 году этот банк вышел к ним с предложением об организации расчетно-кассовых отделений за счет собственных средств в зданиях, где размещены налоговые органы. "С целью создания благоприятных условий налогоплательщикам… налаженное взаимодействие и работа РКО АО Теxakabank" не прерывались", – отмечает глава комитета.
Кстати, в январе прошлого года этот вопрос уже поднимался Даулетом Сембаевым, патриархом казахстанской банковской системы. Расценив действия налоговиков как попрание гражданских прав и нарушение Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", он выступил в газете "Время" с открытым письмом председателю Налогового комитета Министерства финансов Марлену Искакову. В письме г-н Сембаев потребовал от главы Налогового комитета МФ РК дать ответ на ряд вопросов, включая информацию о проведении тендера на закупку услуг по оплате налогов среди банков, о критериях, по которым был выбран Texakabank, и зачем вообще был нужен этот тендер, если налоговые платежи и без того могут принимать все банки… |