Жанна ОЙШЫБАЕВА, "Литер", 17 марта
Казна государства по-прежнему остается лакомым куском для любителей поживиться. В этом еще раз убедились сотрудники Комитета финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов, проверив контроль за исполнением бюджетов в двух областях: Костанайской и Южно-Казахстанской. И на севере страны, и на юге местные чиновники не сильно напрягают себя соблюдением норм Бюджетного кодекса республики и законодательства по государственным закупкам.
Обычный анализ нарушения норм бюджетного законодательства выявил, что в Костанайской области имеют место случаи субсидирования из местных бюджетов предприятий, находящихся на самостоятельном финансировании. По сути, за счет местных бюджетов в определенной степени закрывались долги планово-убыточных предприятий. Есть любопытные факты и неэффективного использования активов и коммунальной собственности.
Хотя родное законодательство о государственных закупках требует, чтобы к конкурсным процедурам допускались поставщики с опытом работы в той или иной сфере экономики, но на деле чиновники на это повсеместно закрывают глаза. В результате в оговоренные сроки не выполняются договорные и контрактные обязательства. Все эти факты рассмотрены на совещании с участием как областного акима, так и районных и городских, а также руководителей госорганов Костанайской области. Сергей Кулагин получил предписание устранить выявленные нарушения и наказать лиц, причастных к их допущению.
Не лучше картина и в Южно-Казахстанской области. Здесь также неэффективно используются бюджетные средства, незаконно передаются и необоснованно списываются материальные ценности, а дебиторская задолженность скрывается. Наибольшие нарушения выявлены в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Так, департамент строительства ЮКО нарушил Бюджетный кодекс страны и правила разработки среднесрочных планов социально-экономического развития, заключив договоры на строительство трех объектов лесного хозяйства на общую сумму 38,5 млн тенге. Они не были предусмотрены в среднесрочном плане социально-экономического развития и не включены в перечень областных инвестиционных проектов на 2006 год. Что касается соблюдения законодательства о государственных закупках, то ревизоры Минфина выявили нарушения на 303,2 млн тенге.
В Южно-Казахстанской области отличились, можно сказать, все госорганы. Если в департаменте пассажирского транспорта и автомобильных дорог объемы выполненных работ завышались на 8,2 млн тенге, а некачественно сделанные работы "съели" 8,6 млн, то в департаменте здравоохранения ЮКО неэффективно использовались 36,1 млн тенге из бюджета. Оказалось, что медицинское оборудование, приобретенное в течение 2005–2006 годов, не было введено в эксплуатацию на момент контроля, то есть до сих пор. Кроме того, пункт 100 Бюджетного кодекса в 2006 году нарушила семейно-врачебная амбулатория "Кайтпас", которая без каких-либо процедур проведения государственных закупок необоснованно перечислила физическому лицу 10 млн тенге… на покупку жилого дома.
Легко расставались с деньгами налогоплательщиков и в департаментах образования и государственного санитарно-эпидемиологического надзора ЮКО. В первом случае отличились районные отделы образования по Отрарскому и Ордабасинскому районам, неэффективно использовав целевые трансферты из областного бюджета, на которые полагалось приобрести мультимедийные и лингафонные кабинеты на 22,0 млн тенге. В том числе за фактически не полученные комплекты кабинетов физики уплачено 16,6 млн тенге.
Во втором случае финансовые нарушения потянули на 10,7 млн тенге. Ревизоры посчитали неэффективным использование бюджетных средств в сумме 10 млн тенге на приобретение в сентябре 2006 года лабораторного оборудования, которое не установлено по сей день. Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента, как оказалось, нарушил пункт 4 статьи 152 Бюджетного кодекса РК в 2006 году. Они вроде бы оплатили платежи за выполненные работы на 420,5 млн тенге, но при этом "забыли" составить проектно-сметную документацию. В воздухе зависли еще 343,3 млн тенге, на которые также отсутствуют акты приемки выполненных работ. Другой отдел – строительства города Шымкента – завысил объемы строительных работ на общую сумму 42,9 млн тенге. Ревизорский вердикт был строг: "В нарушение инструкции по бухгалтерскому учету в государственных учреждениях не оприходовано в состав основных средств и не передано в коммунальную собственность города имущество на общую сумму 51,5 млн тенге и не отражена по бухгалтерскому учету дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2007 года на сумму 703,5 млн тенге".
В результате за действия подчиненных придется отвечать акиму области Умирзаку Шукееву, которому также направлено предписание на устранение выявленных нарушений. |