Владимир КУРЯТОВ, "Око", 16 марта
Операции с конфискатом были и остаются полем для многочисленных нарушений. Не помогла и весьма странная рокировка, в ходе которой хранением и реализацией конфискованного имущества поручено заниматься АО "Би-Логистикс", структуре, не раз попадавшей в поле зрения Генеральной прокуратуры за незаконную деятельность под крылом судебных исполнителей.
Ранее конфискатом занимался Комитет по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов РК. Многочисленные нарушения в деятельности уполномоченного органа, выявляемые на протяжении нескольких лет, послужили одной из главных причин того, что постановлением Правительства РК учет, хранение, оценка и дальнейшее использование конфискованного имущества были поручены Комитету по судебному администрированию при Верховном суде РК. Однако и это, увы, не стало решением проблемы.
- На практике по итогам формально проведенного конкурса госзакупок выполнение функций Уполномоченного органа перепоручается филиалам АО "Би-Логистикс", - комментирует ситуацию Бауыржан Сматлаев, первый заместитель прокурора Актюбинской области. - Согласно ст. 50 Закона РК "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" имущество, арестованное на основании приговора суда по уголовному делу в части конфискации имущества либо на основании решения о передаче имущества государству, реализуется или используется в установленном законодательством порядке. Данный порядок установлен вышеназванным Постановлением Правительства РК от 26.07.02 г. № 833. Однако в ходе проверки выявлено, что реализация имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям, осуществляется на основании Положения, разработанного генеральным директором АО "Би-Логистикс" и утвержденного председателем Совета директоров данного АО. Указанное положение не содержит ни одной ссылки на законодательство, на основании которого оно разработано, и регламентирует порядок приватизации имущества республиканской собственности, что уже само по себе создает условия для совершения нарушений при реализации конфиската и имущества, поступившего в собственность государства по другим основаниям.
В ходе проведенных проверок установлено, что к участию в аукционах по реализации алкогольной продукции, нефти и нефтепродуктов и других видов товаров, которые относятся к лицензируемым видам деятельности, допускались юридические лица, не имеющие указанных лицензий.
- Более того, - подчеркивает Бауыржан Сматлаев, - допускались к участию в аукционах физические лица, выдача которым подобных лицензий законодательством вообще не предусмотрена.
Были и другие нарушения. Гарантийный взнос проигравшего участника зачислялся в окончательную сумму выкупа, что указывает на фиктивность участия второго участника. Не соблюдался порядок установления минимальной цены при выставлении конфиската на повторные торги, фальсифицировались документы, подтверждающие проведение торгов, использовались подставные лица при проведении торгов, не обеспечивалась сохранность конфискованного имущества. Другими словами, от перемены уполномоченного органа сумма не изменилась. Мало того, что многочисленными нарушениями АО "Би-Логистикс", упорно ассоциирующееся с Комитетом по судебному администрированию, подрывает авторитет судебной системы, так еще и деятельность их убыточна для государства.
- Отдача от реализации конфиската несопоставима с той огромной работой, которую проводят правоохранительные органы по выявлению, к примеру, экономических преступлений и административных правонарушений в сфере экономики, - считает Бауыржан Сматлаев. - Если сравнивать затраты, связанные с обеспечением транспортировки, сохранности конфискованного имущества, с организацией и проведением торгов по его реализации, и ту, прямо скажем, незначительную сумму выручки от продажи конфиската (3-5 млн. тенге в год), то невольно на ум приходит известное выражение "гора родила мышь", характеризующее неадекватность затраченного труда и его результатов.
Нелогичность видится и в другом. Значительная часть конфиската, как установлено прокуратурой, реализуется по смехотворно низким ценам. А ведь среди предметов контрабанды часто встречаются посуда, постельные принадлежности, одежда и другие виды товаров, государственные закупки которых для нужд государственных учреждений (больниц, интернатов спецприемников и др.) выливаются во многие миллионы тенге.
- Напрашивается вопрос: насколько целесообразным является существующий ныне порядок использования конфискованного имущества? - продолжает Бауыржан Сматлаев. - На наш взгляд, определение Уполномоченным органом Комитета по судебному администрированию при Верховном суде РК не соответствует целям, задачам и функциям последнего. Вместе с тем существует другой государственный орган, который мог бы взять на себя реализацию конфиската. Речь идет о Комитете государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК. Комитет наделен соответствующими функциями и правами.
Среди них: организация и обеспечение деятельности комиссии по приватизации объектов республиканской собственности; организация предпродажной подготовки объектов республиканской собственности; определение видов и методов приватизации объектов республиканской собственности. Кроме того, время массовой приватизации объектов республиканской собственности прошло, это повлекло сокращение объема работы, хотя штатная численность управлений на местах не изменялась. Не логичнее ли передать реализацию конфиската органу, который имеет значительно больший опыт работы в этой сфере и, на наш взгляд, более подготовлен к ней. Это способствовало бы также повышению законности в сфере реализации конфиската.
Соответствующие предложения прокуратурой Актюбинской области направлены в Генеральную прокуратуру РК. |