Пресс-служба Счетного комитета, 27 марта
Министерством обороны при использовании средств республиканского бюджета в 2005-2006 годах были допущены нарушения на сумму свыше 1,4 млрд. тенге, в том числе необоснованное использование бюджетных средств - 58,4 млн. тенге, неэффективное - 983,8 млн. тенге, прочие нарушения - 445,5 млн. тенге. Имеются факты нарушения Закона РК "О государственных закупках" на сумму 862,5 млн. тенге. Таковы результаты контрольных мероприятий, проведенных Счетным комитетом.
В ходе проверок установлено, что Правительством не исполняется Закон "О государственном оборонном заказе", принятый в 2001 году. С момента принятия документа до настоящего момента правительство не сформировало и не утвердило государственный оборонный заказ. Отсутствовало согласованное взаимодействие министерства обороны и министерства индустрии и торговли по вопросам формирования оборонного заказа. Это позволило министерству обороны приобретать в пределах утвержденной суммы военную технику без учета ее количества и номенклатуры, предусмотренных в паспорте соответствующей бюджетной программы.
Как показали проверки, модернизация и приобретение вооружения, военной и иной техники, систем связи проводились не на должном уровне. Некоторые виды вооружения и военной техники не были поставлены поставщиками, имеются факты срыва утвержденных сроков поставки. К примеру, министерство обороны заключило с ТОО "РARDUSCo" договора о поставке 8 тренажеров для вооруженных сил на сумму 688,4 млн. тенге. Семь тренажеров из восьми на сумму 608,6 млн. тенге не были поставлены. Вместе с тем поставщику были перечислены авансовые платежи на сумму 344,2 млн. тенге. По решению суда, за недопоставку тренажеров ТОО "РARDUSCo" должно возместить министерству 400,9 млн. тенге. На момент проверки авансовые платежи и сумма штрафов не были возмещены. По оценке Счетного комитета, доходы поставщика от использования бюджетных средств, полученных в виде аванса, составили 17,2 млн. тенге. Данную сумму необходимо предъявить поставщику.
На снижение результатов реализации программы по модернизации и приобретению вооружения влияет также и привлечение большого числа посредников. Хотя согласно постановлению правительства, РГП "Казспецэкспорт" определен единственным поставщиком вооружения и боеприпасов к нему, военной техники, запасных частей, комплектующих элементов и приборов к ним.
В 2004 году в министерстве обороны был разработан проект "Автоматизированная система управления Вооруженными силами Республики Казахстан" (АСУ). Реализация первого этапа создания АСУ начата только в 2006 году. В итоге происходит отставание сроков его выполнения на 1,5 года. Реализация основной части первого этапа проекта планируется в 2007-2008 годах. При этом отсутствует четкий план по созданию АСУ, не обозначены сроки исполнения, перечень необходимого оборудования. Не рассчитана стоимость поэтапных работ по реализации АСУ. Имеется только общая ориентировочная стоимость реализации проекта. На его разработку уже израсходовано 137,0 млн. тенге.
Концепция информационной системы вооруженных сил РК требует доработок. Информационные программы "Учет солдат срочной службы и контрактников", "Информационная система основных средств", "Информационно - нормативная система", "Расчеты с поставщиками", "Бухгалтерский учет материальных средств, начисления денежного довольствия", "Учет мобилизационных ресурсов" общей стоимостью 226,7 млн. тенге не предусматривают гармоничное взаимодействие с АСУ.
Министерство обороны слабо контролирует ход строительства военных объектов. Допускаются удорожание проектно-сметной документации, несоблюдение ее утвержденных показателей, а также оплата фиктивных актов и завышенных объемов выполненных работ.
Установлены факты низкой эффективности мер по обеспечению жильем военнослужащих. В рамках программы "Развитие инфраструктуры вооруженных сил" министерство приобретало жилье на вторичном рынке. Согласно плану государственных закупок на 2005 год был запланирован закуп 147 квартир на сумму 487 млн. тенге со средней стоимостью одной квартиры 3,3 млн. тенге. Фактически приобретены 115 квартир на сумму 487,0 млн. тенге со средней стоимостью одной квартиры 4,2 млн. тенге. За счет увеличения стоимости квартир на вторичном рынке жилья не закуплены 32 квартиры на сумму 105,6 млн. тенге. В тоже время строительство жилья обходилось министерству дешевле в 2,3 раза. По оценке Счетного комитета, приобретение жилья на вторичном рынке кардинально не решает проблему обеспечения жильем военнослужащих.
В ходе контроля выявлено, что министерство обороны при составлении паспортов бюджетных программ по созданию информационных систем, развитию инфраструктуры, модернизации и приобретению вооружения, военной и иной техники, систем связи не определило точные количественные и качественные показатели реализации инвестиционных проектов.
Счетный комитет рекомендовал Правительству сформировать и утвердить государственный оборонный заказ. Министерству обороны даны предложения по повышению качества составляемых паспортов бюджетных программ. В целях эффективной реализации программы по обеспечению жильем военнослужащих и их семей Счетный комитет рекомендовал ведомству финансировать строительство жилья, включая долевое участие. |