Алина ПАК, "Мегаполис", 10 сентября
Дело о китайских вагонах, которые санитарные врачи признали опасными для здоровья пассажиров, обещает быть долгим. Представители АО "Пассажирские перевозки" (Западный филиал) добивались проведения повторного химико-биологического исследования составов. Судьи дали добро на экспертизу. Правда, как положено, она будет проводиться в полном объеме, а не частично.
В пятницу в Актюбинском областном суде коллегия по гражданским делам, которая рассматривала апелляционную жалобу АО "Пассажирские перевозки" (Западный филиал), удовлетворила требование ответчиков о проведении повторного исследования вагонов. В АО "Пассажир-ские перевозки" подвергали сомнению результаты предыдущего исследования санитарных врачей.
Напомним, в июне этого года медики в пробах воздуха, взятых в вагонах производства КНР, обнаружили наличие ядовитых веществ (а именно, фенола и стирола, в 8-16 раз превышающих норму), опасных для здоровья людей. После этого представители санитарной службы обратились в суд с иском о запрете их экс-плуатации. Впоследствии межрайонный экономический суд Актюбин-ской области запретил использование 32 китайских вагонов, которые попали в черный список.
Представители АО "Пассажир-ские перевозки", которое проходило по иску ответчиком, оказались не согласны с таким поворотом событий. В апелляционной инстанции они требовали проведения повторной, как было заявлено, "независимой", химико-биологической экспертизы на предмет содержания в вагонах вредных для здоровья веществ. При этом сотрудники санитарной службы, представляющие противоположную сторону, парировали, что не против новой экспертизы, но она должна быть не узкой, а полной.
Судьи в свою очередь также пришли к выводу, что экспертизу проводить надо. Однако по закону возможен только один вариант: делаться она должна в полном объеме, а не по отдельному критерию (это так называемая судебно-эпидемиологическая экспертиза, в которую входит комплекс всех исследований). Этот момент оговаривается в специальном приказе министра здравоохранения. Из него также следует, что занимаются такими видами исследования только представители санитарно-эпидемиологической службы. Так что проведение экспертизы поручено республиканскому Центру ГСЭН, расположенному в Алматы. Платить за нее, видимо, придется самому АО "Пассажирские перевозки".
В судебном заседании также поднимался вопрос о том, будут ли возить пассажиров в китайских вагонах во время проведения новой экспертизы. Как известно, несмотря на шокирующие заявления санитарных врачей и их постановление о приостановлении эксплуатации вагонов производства КНР, вагоны продолжают ходить в рейс. На этот счет было заявлено, что теперь к АО "Пассажирские перевозки" будут приниматься штрафные санкции за игнорирование постановления медиков. Правда, как признался журналисту заместитель начальника Главного управления ГСЭН на транспорте Нуркан Садвакасов, сумма этих штрафов невелика. Так что можно предположить, что ответчики из-за этого факта не очень расстроятся и продолжат пускать в рейс признанные опасными вагоны.
Интересно, что еще до судебных разбирательств санитарные врачи предлагали исследовать один из вагонов, чтобы обнаружить источник распространения вредных веществ. Это позволило бы заменить "ядовитую" конструкцию на другую и продолжить эксплуатацию. Однако, говорят, что с перевозчиками договориться так и не удалось.
Кстати
Как стало известно журналисту, в данный момент на китайско-казахстанской границе стоят еще 19 вагонов производства КНР, предназначенных для казахстанских пассажиров. Пускать их в страну или нет, отчасти зависело и от того, что решат с предыдущей партией. |