Клара Ларина, "Известия-Казахстан", 7 декабря
На грани криминала – так кратко охарактеризовала общие итоги прошедшей в регионе легализации имущества ЮжноКазахстанская областная прокуратура. Проверка показала: процедура сопровождалась массовыми нарушениями закона. Легализовывали без разора практически все подряд, положительные решения выдавались как мертвецам, так и за подписью мертвецов…
Эти данные были обнародованы на коллегии прокуратуры. Выборочная проверка коснулась лишь одной тысячи материалов. Тогда как всего заявлений на легализацию поступило около 305 тысяч, причем положительные решения были вынесены по 285 тысячам из них. Только перечисление и краткий анализ выявленных нарушений растянулся на 10 страниц машинописного текста.
Практически во всех комиссиях городов и районов области были нарушены сроки выдачи решений с оформленными документами – свое недовольство по этому поводу высказали свыше 20 тысяч человек. По мнению надзорного органа, это говорит либо о ненадлежащей организации работы комиссий, либо "пахнет" коррупцией. Другой предпосылкой, создающей условия для коррупции, прокуроры назвали случаи оказания комиссией неправомерного предпочтения определенным лицам.
Спустя рукава комиссии следили за выплатой обязательного 10-процентного взноса. Около 50 человек получили на руки правоустанавливающие документы, хотя внесли примерно по 1 проценту общей суммы сбора. Только в 12 случаях недоплата составила почти 145 тысяч тенге. Логично предположить, что общая сумма не поступивших сборов в доход государства могла составить миллионы тенге.
Решениями комиссии под индивидуальное жилищное строительство были легализованы участки на территории Шымкента, которые по генеральному плану и проекту земельно-хозяйственного устройства включены в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Таких участков насчитали порядка 350, на них было выдано 338 актов права частной собственности. И сейчас на большинстве этих незаконно легализованных земель уже идет массовая застройка.
Местные комиссии проигнорировали и временные рамки действия закона "Об амнистии в связи с легализацией имущества", который распространяется на добро, принадлежащее или полученное до 3 июля 2006 года. В ЮКО принимались любые документы, в том числе на земельные участки, имущество на которых появилось после принятия закона. Многая недвижимость, в основном жилые дома, была построена в период проведения легализации. В некоторых случаях были легализованы дома, тогда как фактически на их месте располагались лишь фундаменты. Например, вблизи Шымкента вырос целый поселок Бозарык из 300 домов. Комиссия легализовала и ввела все их в эксплуатацию. На самом деле ни один из этих домов установленным требованиям не соответствовал – коммуникации туда не подведены, стало быть, для проживания они не пригодны. Их приемка в эксплуатацию проводилась без выезда на место и визуального осмотра.
Подобным образом местные исполнительные органы узаконили свыше 48 тысяч объектов. По правилам, то есть с выездом на место и осмотром, из этого количества был принят лишь 1 процент – остальные решения подписывались практически вслепую! А фактически кабинетную легализацию члены комиссии объяснили слишком большим потоком заявлений.
Самыми вопиющими прокуратура назвала факты, свидетельствующие о том, что вокруг городской комиссии по легализации в Шымкенте, а может, и в непосредственном контакте с ней, работала целая организованная преступная группа. Например, выявлено 927 поддельных распоряжений акима села Катын Копр, вынесенных в период с 2001-го по 2003 год, по которым выданы земельные участки.
– Мы подняли данные областного архива и убедились, что этим акиматом принималось не более 30-70 распоряжений в год, – комментирует начальник управления прокуратуры ЮКО Канат Мамаев. – А комиссия по легализации акимата Шымкента принимала к рассмотрению заявления и удовлетворяла их, вынося решения на основании распоряжений акима села Катын Копр Калимы Кульпатчаевой. Но она умерла в 2004 году, и в ноябре того же года решением акима области был ликвидирован и сам сельский акимат. Это настоящее кощунство – на распоряжениях ставились подписи за умершего несколько лет назад человека. Сказать, что комиссия акимата Шымкента не знала об этом, нельзя – акимат села Катын Копр фактически являлся структурным подразделением акимата Шымкента. Все эти распоряжения будут подвергнуты экспертизе, а доследственные проверочные действия выведут на виновных лиц.
Еще одним подтверждением присутствия в составе комиссии по легализации акимата Шымкента нечистых на руку чиновников стал отказ комиссии в легализации земельных участков в микрорайоне "Ынтымак" 187 конкретным лицам. Однако решениями комиссии за теми же порядковыми номерами и датами на эти же земельные участки были выданы… положительные решения, но совершенно другим лицам. Эти подложные решения комиссии были заверены частным нотариусом. При изъятии у последнего журнала регистрации нотариальных сделок эти 187 решений вообще не значились.
В общем, многочисленные жалобы и заявления граждан о том, что за определенную мзду в акимате Шымкента можно легализовать любой участок, подтвердились. Действия членов комиссии по легализации акимата Шымкента прокуратура ЮКО квалифицировала как коррупционные. Для решения выявленных в ходе выборочной проверки проблем, по мнению начальника управления прокуратуры ЮКО Каната Мамаева, необходимо принять экстренные профилактические меры.
– Это лучше, чем потом разрешать поток жалоб и споров, – считает он. – Поэтому предлагаю создать комиссию или штаб с участием правоохранительных органов и акимата области для полной проверки деятельности комиссии по легализации акимата города Шымкента, по результатам проверки привлечь виновных лиц к ответственности, а также отменить все незаконные решения комиссии, в том числе принятые на основе подложных документов, восстановить права государства либо других собственников на незаконно легализованную землю.
По итогам первой проверки в суд направлено четыре иска и возбуждено четыре уголовных дела. "И это только начало!" – предупреждают прокуроры. |