NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 12:46 ast
10:46 msk

Коррупция – зло, не допустим его!
Под таким девизом стартовала молодежная кампания, цель которой – борьба со взяточничеством в студенческой среде
12.12.2007 / криминал и коррупция

Евгения ПЛАХИНА, "Республика", 11 декабря

Пока управление по борьбе с экономической преступностью старается искоренить коррупцию в высших эшелонах власти, молодежные организации решили взять выявление коррумпированных преподавателей в высших учебных заведениях на себя. Начали, как водится, с анализа ситуации, и полторы недели назад центр молодежных инициатив "ЖанаСу" презентовал общественности результаты исследования степени коррупции в вузах Казахстана.

Исследование проводилось в вузах шести городов: Астаны, Алматы, Шымкента, Актобе, Кокшетау и Семея. Было опрошено 500 студентов из 7 государственных и 6 частных вузов.

- Это исследование является началом общественной молодежной кампании "Коррупция – зло, не допустим его!". Проблема коррупции на сегодняшний день стоит очень серьезно. Это же не просто бьет по карману студентов, родителей студентов, это становится проблемой нравственности, потому что растет целое поколение людей, которое привыкло давать взятки, – отметила Ирина МЕДНИКОВА, исполнительный директор общественного объединения "ЖанаСу – Центр молодежных инициатив".

Зачем дают взятки?

Цифры говорят сами за себя. Согласно результатам исследования, более 80% респондентов ответили, что слышали о фактах дачи взятки преподавателям, а 31% сами платили взятки преподавателям. 74% респондентов также отметили, что "решить вопрос за дополнительную плату" чаще всего предлагают сами студенты.

Среди причин, почему студенты давали взятку преподавателям, самой распространенной является, так сказать, "коллективное сознание" – 37% студентов просто не захотели отрываться от коллектива. Лентяев тоже набралось немало. 35% учащимся в высших учебных заведениях просто лень учиться, при условии, что, заплатив, они смогут получить высокий балл. 28% совмещали работу с учебой, поэтому приоритетом оказалась работа, а не зачеты и экзамены.

По словам директора информационного департамента центра молодежных инициатив "ЖанаСу" Адины КАЛЫМ, цены на оценки в городах, где проводился опрос, очень разнятся. Многие респонденты не были осведомлены о стоимости зачета и "тройки" на экзамене, но согласно цифрам, приведенным студентами, ответившими на вопрос, она колеблется от менее 1000 до 3000 тысяч тенге. "Четверка" на экзамене стоит от 1000 до 5000 тенге, "пятерка" же – от 1000 и свыше 5000 тенге (см. таблицу). Цена защиты курсовой работы варьируется от менее 1000 тенге до суммы более 5000 тенге. Что касается дипломной работы, то тут цифры совсем другие.

- Это 50000 тенге, 70000 тенге и от 90000 до 120000 тенге. Самое интересное, что эти цифры были приведены не по Астане и Алматы, а по регионам Казахстана, – отметила директор информационного департамента молодежного объединения.

Почему берут взятки?

Почему преподаватели берут взятки? На этот вопрос студенты выдвинули свои гипотезы. Главная причина коррупции в высших учебных заведениях, как считают студенты, – это низкая заработная плата преподавателей. Так считает 31% опрошенных. Среди других причин, которые назвали студенты, – уверенность в безнаказанности, отсутствие государственного контроля, предложения самих студентов и… наглость (см. таблицу).

Как считает директор проекта "Коррупция – зло, не допустим его!" Арсен САРСЕНОВ, настоящими профессионалами являются только честные преподаватели, поэтому, несмотря ни на что, они взяток брать не должны.

- Как и большинство студентов высших учебных заведений, я считаю, что хороший преподаватель – это в первую очередь честный преподаватель, поэтому мы не можем говорить о профессионале, который берет взятки, но дает знания. Это неприемлемо ни для нас, ни для студентов, ни для руководства, – отметил Арсен Сарсенов.

Кстати, как показывают результаты исследования, 64% респондентов на вопрос, как относится группа к преподавателям-взяточникам, ответили, что большинство это устраивает и они бы не хотели ничего менять. 36% считают, что борьба с коррупцией по инициативе студентов будет действительно эффективной. 26% опрашиваемых согласились сами активно участвовать в кампании, 39% поддержали бы инициативу, но остались бы безучастными, а 35% и вовсе отказались принимать участие.

Именно на эти 26% организаторы кампании возлагают надежды. В каждом вузе будет работать инициативная группа, а в самой организации – "горячая линия".

Кто, кроме самих студентов?

Как говорят представители молодежного общественного объединения, исследование степени коррупции – это только начало большой кампании по борьбе с коррумпированными преподавателями. Активисты движения уже подготовили текст обращения студентов к администрации вузов, который они будут предлагать на подпись. По их мнению, это должно подстегнуть ректоров и проректоров к более активным действиям по борьбе с коррупцией.

- Эти бланки, эти обращения мы совместно с инициативной группой каждого из университетов отправим на подпись руководству вузов. По законодательству мы должны получить ответ на этот запрос в течение 10 дней. То есть мы с вами увидим реальную картину – кто поддерживает борьбу с коррупцией только на словах, кто статьями в газетах, а кто не побоится сказать: "у нас есть проблема, мы должны ее решать", – пояснил Сарсенов и добавил:

- Если руководство университета подписывает данный общественный договор со своими студентами, то оно возлагает на себя определенные обязательства. Обязательства заключаются в том, что если студенты данного университета изобличают кого-то из преподавателей в фактах коррупционных правонарушений, об этом становится немедленно известно руководству данного университета и средствам массовой информации.

Несмотря на то что многие студенты готовы взять инициативу на себя, они все же считают, что главный орган, который должен бороться с коррупцией в вузах, – это их администрация. Но из тех, кто, по мнению студентов, должен решать эту проблему, присутствовали только представители трех вузов – Университета международного бизнеса (UIB), Казахской академии транспорта и коммуникаций и Евразийского института рынка. Они, надо отдать им должное, согласились подписать "кодекс чести", предложенный молодежной организацией.

Представители администрации остальных высших учебных заведений, несмотря на обещания прийти, проигнорировали инициативу молодежных активистов.

Проблема есть!

Но насколько взгляд молодежи на проблему соответствует взгляду на нее руководителей высших учебных заведений? За комментариями мы решили обратиться к президенту Ассоциации высших учебных заведений страны Рахману АЛШАНОВУ, который хотя на мероприятии и не был, но принципиально с молодежью, как выяснилось, согласен.

– Рахман Алшанович, согласно исследованию, 31% опрошенных студентов ответили, что давали взятки преподавателям. Как вы считаете, это соответствует реальным масштабам коррупции в высших учебных заведениях?

- Такой факт имеет место быть. Практически во всех, за редким исключением, учебных заведениях от родителей и студентов мы слышим, что идет "черная" плата за образование. Студенты через старосту группы или самостоятельно "разводят" сессии. Мы думали, что в условиях рыночной экономики эта проблема должна была исчезнуть сама собой. Хотите платить за образование – платите законно, нанимайте лучших преподавателей и спрашивайте с них качественное образование за свои кровные, выплаченные им деньги. Но, к сожалению, в сферу "серых" рыночных отношений попала и сфера образования.

Меня, конечно, это удивляет, ведь нынешние студенты когда-нибудь придут работать в конкурентную среду. А ведь на производстве "не разведешь", не сделаешь свою продукцию конкурентоспособной. Как эти студенты собираются работать в дальнейшем, "разведя" сессию и не получив знаний?! Но, тем не менее, существует определенный спрос на "развод" сессии. Я не могу назвать точные проценты, потому что нет точных измерителей степени коррупции, а показатели не всегда совпадают. Вполне возможно, что для опрошенных студентов, а они со всей республики, такой процент реален.

Хотя последние несколько лет молодежь постоянно проводит такие опросы, и результаты действительно тревожны. Ситуация вокруг коррупции в вузах Казахстана все больше усугубляется. Эффективных мер, на мой взгляд, не предпринимается. Либо коррупционеры неуловимы, либо преподаватели и студенты идут на сговор. Плохо, что студенты не озвучивают фамилии коррумпированных преподавателей и названия коррумпированных вузов. Общие выводы дают нам только абстрактное представление.

Такая вот "благотворительность"

- Кто, по Вашему мнению, виноват в происходящем – студенты или преподаватели?

– Одна из причин сложившейся ситуации – это факт, что порядка 40 тысяч, а по некоторым данным, до 100 тысяч студентов обучаются сейчас в неродном городе. Им приходится снимать жилье, так как они не имеют возможности жить в общежитиях. К тому же 70% студентов обучаются на платных отделениях. Ежегодная плата за обучение примерно 180-200 тысяч тенге. Но не всем под силу платить такие деньги, и студенты работают. А из-за работы времени на учебу у них не хватает, поэтому приходится сдавать сессию таким образом. Может, они и не против учиться, но обстоятельства их загоняют в угол, студенты считают, что таким образом им будет дешевле получить диплом, а уже потом они станут соответствующими специалистами.

Чтобы решить эту проблему, нужно увеличить количество грантов. Ведь здесь у нас перевернутая пирамида: из 776 тысяч студентов только 123 тысячи учатся на грантах, еще 8 тысяч – на грантах предприятия, а за остальных 600 с лишним тысяч студентов платят родители. Получается порядка 70-80 миллиардов тенге в год. В колледжах то же самое – расходы родителей увеличились в 173 раза. Пользуясь ситуацией, преподаватели тоже переступают через моральные преграды и занимаются "благотворительностью" за определенную плату. Почему они на это идут? Преподаватели жалуются, что у них зарплата маленькая, денег не хватает.

- А от кого, на Ваш взгляд, инициатива исходит в большей степени – от студентов или преподавателей?

- Есть преподаватели, которые явно намекают на взятку, а иногда ее откровенно требуют. Такие преподаватели были и в советское время, это "хапужничество" у нас идет испокон веков, и их уже не исправишь. Таких надо выгонять. Как ректор университета "Туран" могу сказать, что мы ежегодно проводим опрос среди студентов. Если в ходе опроса выявляется взяточник, становится известным хоть малейший случай взятки, мы с таким преподавателем уже не работаем.

Руководители ряда вузов принимают все больше студентов на юридические, экономические специальности, на которые существует очень большой спрос. Студентов много, а преподавателей не хватает. Поэтому администрации вузов приходиться держать у себя тех преподавателей, которых, по идее, нельзя держать. В погоне за высокой доходностью они становятся заложниками системы, созданной собственными руками.

В любом случае моральные принципы должны быть выше. Нужно выгонять не только коррумпированных преподавателей, но и студентов, которые это допускают. Студенты, которые сейчас "разводят" сессию, создают основу коррупционной армии в нашей стране. Завтра, работая в бизнесе или на госслужбе, они будут искать те же самые "серые" схемы, будут давать взятки таможенникам, налоговикам. А преподаватель, берущий взятки, способствует появлению такой армии. Руководство же вузов, которое закрывает на это глаза, усугубляет проблему.

Я думаю, здесь должна быть беспощадная борьба. Мы никогда не решим проблему коррупции у нас в стране, если не решим проблему коррупции в высших учебных заведениях.

- Когда объявляли результаты исследования, один из активистов сказал, что преподаватель, который берет взятки, какую бы замечательную квалификацию ни имел, все равно не профессионал. Вы с этим согласны?

- Я могу с этим согласиться. Если мы можем найти оправдание преподавателю более низкого класса, который каким-то непонятным образом стал преподавателем и для которого взятки – закономерность, то преподавателю-профессионалу, который должен учить, который и так может заработать свои деньги, нет оправдания.

Поколение коррупционеров

- Как Вы считаете, как влияет степень коррумпированности в наших вузах на качество образования в нашей стране?

- Конечно, это влияет очень негативно. Если студент хочет дать взятку, значит, он что-то недоучил, что-то недосдал, какую-то работу недовыполнил, то есть студент получает усеченное образование, если это вообще можно назвать образованием. Потом этот студент идет работать на производство. Сейчас какую сферу ни возьми, везде происходят динамичные изменения, везде есть конкуренция. Чтобы внести свой вклад в конкурентоспособность предприятия, нужно очень много знать. Бывший студент же не придет и не скажет: "Это мы не проходили, это нам не задавали". Если ты неконкурентоспособен, ты остаешься на задворках. Тогда это толкает молодежь идти работать в сферы высокой коррумпированности, одной из которых, согласно результатам исследования Агентства по госслужбе, является таможня.

- К чему может привести такая ситуация, когда вузах взращивают целые поколения коррупционеров?

- Как вы говорите, по результатам исследования, около 70% студентов не давали взяток. Значит, большинство должно бороться с тем, что студенты учатся в неравных условиях. Получается так: один учится в поте лица, а потом другие студенты, которые нечестным образом получили свои оценки, будут его обходить?! Это деформирует экономические отношения, деформирует конкурентную среду. Должен победить талант, должны победить способности.

- Кто, по Вашему мнению, должен заниматься вопросами коррупции в высших учебных заведениях?

- Недостатка программ по борьбе с коррупцией нет. Мы даже по их количеству где-то на одном из первых мест в мире, а вот по эффективности, скорее, с точностью до наоборот. В принципе, с коррупцией должны работать все: и родители, и студенты, и преподаватели, и общественность. Нужно принимать меры, но не такие, как у нас происходят в правительстве. Какие примеры у нас перед глазами?! Одного чиновника сняли, а через некоторое время он получает другой, более высокий пост.

Есть другие примеры несоразмерного наказания. Один понесет наказание за тысячу тенге, а другому за миллиарды тенге ничего не будет. Не должно быть двойных стандартов, когда пешки страдают, а короли-коррупционеры процветают. В целом по стране должна быть создана такая атмосфера. Если ты совершил неправомерное действие, ты обязан уйти. Мы все должны с этим бороться.

Ведь если все общество будет коррумпировано, к чему это может привести? К тому, что мы не состоимся как государство. Нам нужно качественное образование, потому что сегодня речь идет об инновационной экономике. В мире 80% достижений происходит за счет развития науки. А у нас большинство достижений происходит за счет нефти. Что будет, если нефть кончится или цена на нефть упадет? Это очень опасно.

Поддержим дело молодежи

- Как Вы относитесь к тому, что молодежные организации начали борьбу с коррупцией? У них это получится?

- Я думаю, что у молодежи как раз это и получится наилучшим образом. Она более принципиальна. Студенты больше всех страдают от этого, для студентов это – последние деньги. Дело молодежи нужно поддержать. Здесь только не должно быть эмоциональных перегибов, непроверенных фактов. Главное, чтобы не получился молодежный террор. Нужно принимать только тщательно выверенные решения.

- Но не сведут ли коррумпированные преподаватели на нет эту инициативу?

- Я думаю, что нет. Коррумпированных преподавателей меньше, студентов – больше.

- Первым их шагом к борьбе с коррупцией будет предложение подписать общественный договор между ректоратом и студентами, который будет подтверждать намерение администрации вуза бороться с коррупцией. Вы, как ректор университета, подписали бы такой договор?

- У нас этот договор уже действует. На первой же лекции мы говорим студентам, что несем ответственность за их инвестиции в образование. Мы два раза в год проводим сходные опросы о степени коррупции в нашем вузе, получаем результаты. Правда, иногда студенты, особенно заочники, пользуются этими опросами, чтобы убрать именно принципиальных преподавателей. С этим надо быть осторожнее.

- А если бы это молодежное объединение принесло бы Вам свой договор, Вы бы его подписали?

- Конечно. Я, как президент Ассоциации вузов, могу сказать, что руководство многих вузов эту инициативу поддержит, хотя для них это и болезненно. Даже если это для них будет просто формальностью.

- Некоторые преподаватели считают, что кредитная система, внедряемая сегодня в вузах, способна помочь в искоренении коррупции. Вы согласны?

- Может быть, в какой-то мере. Сейчас, конечно, студент может выбрать себе преподавателя, но какого преподавателя он выберет? Это тоже не дает гарантии. По идее, студенты смогут выбрать некоррумпированного преподавателя, а если количество студентов, записавшихся на его курс, будет небольшим, то он вынужден будет уйти. Я не говорю, что это панацея, но тоже один из механизмов.

- На Ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы студенты перестали давать взятки, а преподаватели – их брать?

- Нужна гласность. Если люди будут знать вузы, где царит коррупция, в том числе и именитые вузы, только тогда будет результат. Сейчас ведь все борются за репутацию. Образовательная среда стала конкурентной, поэтому доброе имя – это очень важный фактор. Я думаю, это борьба не одного дня. Мы должны изучать причины этого явления и искоренять их, а ведь это целый комплекс мер. Можно увеличить количество грантов, можно ввести информационные технологии, наладить дистанционное обучение. Но нельзя сказать, что одна мера все решит. В целом надо создать здоровую атмосферу в самих учебных заведениях.

…К концу декабря этого года активисты кампании "Коррупция – зло, не допустим его!" обещают объявить список тех вузов, которые отказались подписать общественный договор со своими студентами. Весь период будет работать группа быстрого реагирования, которая будет выезжать в вузы, где были замечены случаи коррупции. Все результаты антикоррупционной работы общественного объединения с именами и фамилиями коррумпированных преподавателей будут переданы в антикоррупционные ведомства, которые тоже были приглашены на мероприятие, но, как и большинство представителей вузов, почему-то его проигнорировали.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рахата Алиева просят посадить на 20 лет 29.12.2007
В ЮКО привлекается к ответственности начальник областного управления дорожной полиции 29.12.2007
Битва защиты 28.12.2007
Фемида и эскулапы 28.12.2007
"Алиеву нет смысла молчать" 27.12.2007
Предупреждение и профилактика аварийности на железнодорожном транспорте 27.12.2007
Около 28% опрошенных из числа студентов столичных ВУЗов употребляли или употребляют наркотические вещества 27.12.2007
Рахатгейт: Скажешь как надо - дадим тебе булочку 26.12.2007
Чекисты не шутят 26.12.2007
Антинаркотическая операция "Барьер-2007" 26.12.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz