NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 09:08 ast
07:08 msk

За 15 лет общее количество лиц больных наркоманией в стране увеличилось в 10 раз, в том числе среди подростков в 18 раз
Казахстан находится в зоне транзита мощных потоков наркотиков, и территория страны постепенно становится не только зоной наркотранзита, но и зоной активного массового потребления самых тяжелых наркотиков
13.12.2007 / криминал и коррупция

www.procuror.kz, 12 декабря

Генеральной прокуратурой проведена проверка в деятельности уполномоченных государственных органов при применении законодательства о профилактике наркомании среди несовершеннолетних и молодежи за период 2006 год и 1 полугодие 2007 года.

Казахстан находится в зоне транзита мощных потоков наркотиков, и территория страны постепенно становится не только зоной наркотранзита, но и зоной активного массового потребления самых тяжелых наркотиков.

В целях осуществления системной работы уполномоченных государственных органов по борьбе с наркобизнесом и наркоманией Главой государства 29.11.2005 года утверждена "Стратегия борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006-2014 годы", Правительством страны каждые 2 года принимается программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом, местными исполнительными органами соответствующие региональные программы.

Важным элементом в сфере незаконного оборота наркотиков является профилактика наркомании, особенно среди несовершеннолетних.

Между тем, как показывает анализ, в городах Алматы, Астане, Актюбинской, Жамбылской, Северо-Казахстанской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях в среднем на 30% наблюдается рост количества состоящих на учете несовершеннолетних.

А в Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Павлодарской, Карагандинской и Мангистауской областях наиболее высокие показатели роста наркозависимости среди молодежи в среднем на 2,4%.

Анализ результатов проверки показал, что местные исполнительные органы не исполняют надлежащим образом возложенные на них функции по координации антинаркотической политики государства, а также не выделяют необходимые средства для ее проведения.

К примеру, в Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областях до сего времени не приняты и не утверждены региональные программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

В указанных областях разработаны лишь планы мероприятий по реализации Программы борьбы с наркоманией и наркобизнесом Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы.

Проверкой также установлено формальное существование региональных комиссий, которые даже не контролируют и не обсуждают на заседаниях исполнение соответствующих мероприятий. Многие мероприятия дублируются из правительственных мероприятий, которые даже порой не относятся к компетенции местных исполнительных органов, следовательно, не устраняются причины и условия, способствующие наркомании и наркобизнесу в регионе.

Так, в Балхашском, Саркандском районах и г. Капшагае Алматинской области и в Аягузском районе Восточно-Казахстанской области до сего времени вообще не созданы региональные комиссии. В Западно-Казахстанской области созданная в 2004 году региональная комиссия ни разу не проводила заседания, более того, состав комиссии с названного периода не обновлялся.

Региональная комиссия Кызылординской области за последние два года заседала всего один раз, где обсуждался всего один вопрос – утверждение персонального состава комиссии. Подобные нарушения характерны для всех регионов республики.

В г. Талдыкоргане Алматинской области руководители уполномоченных органов Мухамеджан Ш., Данаев С. и Ким А. не осведомлены, что они являются членами региональной комиссии.

В то же время, анализ показывает, что серьезным фактором, влияющим на эффективность проводимых мероприятий, является недостаточное их финансирование на местном уровне.

Например, в Восточно-Казахстанской области в 2007 году на мероприятия по профилактике наркомании и формированию антинаркотического иммунитета предусмотрено в местном бюджете всего 3,8 млн. тенге, в Кызылординской-1,7 млн. тенге, Акмолинской- 1,6 млн. тенге, в Атырауской-1,1 млн. тенге и в Се-веро-Казахстанской-0,5 млн. тенге.

А местным бюджетом Жамбылской и Мангистауской областей средства на профилактику и борьбу с наркоманией и наркобизнесом вовсе не предусмотрены.

Основными причинами сложившейся ситуации является неисполнительность, формализм при проведении различных мероприятий, отсутствие квалифицированного оперативного подхода, а также ненадлежащее исполнение требований Стратегии борьбы с наркоманией в Республике на 2006-2014 годы со стороны местных исполнительных органов, инертность и имитирование борьбы с наркобизнесом.

В настоящее время в республике общее количество лиц, больных наркоманией, состоящих на учете в медицинских учреждениях, составляет 53 351 человек, из них 2 577 женщин, 4 948 несовершеннолетних.

За 15 лет общее количество лиц больных наркоманией в стране увеличилось в 10 раз, в том числе среди подростков в 18 раз.

Во многих регионах республики выявлены факты недостоверного статистического учета лиц, зависимых от психоактивных веществ (далее – ПАВ).

К примеру, в г. Семей Восточно-Казахстанской области в 2006 году и в первом полугодии 2007 года учреждениями здравоохранения оказана экстренная медицинская помощь 13-ти несовершеннолетним по причине их отравления и передозировки ПАВ. При встречной проверке нахождения детей на учете в областном наркологическом диспансере установлено, что ни один из подростков не является подучетным наркологической организации.

Такие же расхождения выявлены в Павлодарской, Актюбинской и Южно-Казахстанской областях.

При этом, в Павлодарской области имеют место случаи нахождения на учете в наркологической ор-ганизации умерших лиц.

В г. Каражал Карагандинской области наркологический кабинет с 2004 года прекратил учет кон-тингента, зависимых от ПАВ.

Ввиду не обеспечения учреждений здравоохранения тест-системами для исследования учащихся общеобразовательных школ, 5 тыс. несовершеннолетних 5 районов Акмолинской области не были охвачены тестированием.

Вместе с тем, проверкой качества и эффективности оказываемой наркологическими организация-ми медицинской помощи установлено, что учреждения здравоохранения испытывают дефицит, как в штатной численности медицинского персонала, так и в материально технической оснащенности.

В Жамбылской области отделения для принудительного лечения больных наркоманией, токсиколаборатория наркологического диспансера размещены в помещениях, построенных в 1903-1905 г.г., которые на данный момент находятся в аварийном состоянии.

При проверке деятельности подросткового наркологического кабинета Южно-Казахстанского областного наркологического центра установлено, что площадь помещения не превышает 4 м2, где при этом ведется смешанный прием взрослых и детей, что категорически запрещено.

Особое беспокойство вызывает неукомлектованность медицинским оборудованием специализированных организаций здравоохранения.

К примеру, в Актюбинской области оснащенность наркологического диспансера медоборудованием и изделиями медицинского назначения составляет 30%, в Южно-Казахстанском областном наркологическом центре это показатель равен 63 %.

Неудовлетворительное материально-техническое состояние учреждений здравоохранения влияет, прежде всего, на результативность деятельности наркологических организаций, которая как показала проверка, не отвечает предъявляемым требованиям.

Установлено, что со стороны наркологических организаций не принимаются какие-либо эффективные меры по обеспечению раннего выявления и полного учета наркозависимых лиц. В частности, элементарно не налажено взаимодействие с другими уполномоченными органами, в том числе со станциями скорой помощи.

К примеру, за период 2006 год и 1 полугодие 2007 года станцией скорой помощи столицы оказана неотложная медпомощь 136 лицам в связи с отравлением наркотическими средствами и их передозировкой, при этом ни в одном случае об указанном факте в органы полиции не сообщалось.

При этом, ни один факт оказания медицинской помощи от передозировки наркотиков не заинтересовал в оперативном плане представителей полиции, как в части каналов сбыта наркотиков, так и мест их употребления (наркопритонов).

Аналогичные нарушения выявлены в Атырауской (в 3 случаях), Кызылординской (в 7 случаях) и Южно-Казахстанской (в 64 случаях) областях.

В данном случае пассивность наркологических организаций и органов внутренних дел привела к тому, что подавляющее число наркопотребителей не были выявлены, остались вне учета и, соответственно с ними не проводилась профилактическая работа.

При проверке камеры хранения вещей больных, находящихся на стационарном лечении в наркодиспансере в г. Темиртау Карагандинской области, выявлены шприцы с прозрачной жидкостью и таблетки неизвестного происхождения, которые были изъяты медработниками у пациентов при их поступлении в лечебно-профилактическое учреждение.

В ходе проверки, медперсоналом были даны объяснения, из которых следует, что за период 2006 – 2007 г.г. у пациентов, проходящих курс лечения, при их поступлении изымались вещества в виде порошка белого цвета и шприцы с жидкостью, которые впоследствии уничтожались.

При этом, ни по одному из случаев обнаружения у поступающих больных ПАВ, учреждением здравоохранения в правоохранительные органы не сообщалось. В результате этого, лица, виновные в хранении ПАВ, избежали предусмотренной законом ответственности.

Указанные факты бездействия субъектов здравоохранения по взаимообмену информацией с правоохранительными органами, способствуют росту наркопреступлений.

Многочисленные нарушения выявлены в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросам обеспечения координации деятельности государственных органов и учреждений в сфере профилактики наркомании среди несовершеннолетних.

Установлено, что данные комиссии во многих регионах страны не изучают состояние правонарушений среди несовершеннолетних в сфере незаконного обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, не проводят социологические исследования в этой области, не разрабатывают программы и методики, направленные на совершенствование деятельности государственных органов по профилактике наркомании и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, не вносят преставления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений и правонарушений в рассматриваемой сфере.

Проверка деятельности комиссий Зерендинского и Щучинского района Акмолинской области показала, что коллегиальным органом за 2006 год и истекший период 2007 года вопросы профилактики и предупреждения наркомании среди учащихся не рассматривались.

Деятельность комиссии г. Уральска Западно-Казахстанской области относительно наркоситуации среди детей школьного возраста в 2006-2007 годы ограничивается лишь заслушиванием отчета врача-нарколога.

Факты не надлежащего выполнения возложенных законом функций выявлены в работе комиссии акимата г. Сатпаева Карагандинской области. Так, разработанной комиссии программой по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности на 2007-2008 г.г. предусмотрено проведение городским отделом здравоохранения тестирования среди учащихся на предмет раннего выявления употребления наркотиков.

Между тем, определенный в качестве исполнителя государственный орган в городе вообще не существует.

По сведениям Алматинского городского наркологического центра медико-социальной коррекции по состоянию на 01.10.07 года на учете в наркологической организации состоит 2 234 несовершеннолетних.

В то же время, межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав акимате г. Алматы за проверяемый период не рассмотрено ни одного материала в отношении детей и подростков, употребляющих ПАВ.

Вышеперечисленные факты нарушений в работе комиссии являются неединичными, поскольку они выявлены также в Актюбинской, Алматинской, Жамбылской, Костанайской и Павлодарской областях.

Масса нарушений выявлена в деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, которые фактически самоустранились от выполнения возложенных на них задач по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Установлено, что полицейские ненадлежащим образом обеспечивает выявление и ведение профилактического учета детей и подростков, злоупотребляющих ПАВ, профилактическую работу с родителями, имеющими на воспитании несовершеннолетних детей, употребляющих без назначения врача наркотические или другие сильнодействующие средства, влекущие одурманивание, или состоящие на учете в наркологических учреждениях с диагнозом "наркомания", "алкоголизм", "токсикомания", должное взаимодействие с организациями здравоохранения.

К примеру, вследствие отсутствия согласованности и взаимодействия между Департаментом внутренних дел и наркологическим диспансером по учету детей, употребляющих ПАВ, в Костанайской области выявлены значительные статистические расхождения.

По данным областного наркодиспансера за 2006 год в медучреждении на учете состояло 98 несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и 118 – токсические вещества, а по сведения ДВД области 77 и 70 соответственно.

За первое полугодие 2007 года органами внутренних дел области на учет поставлено 66 подростков, употребляющих наркотические средства, и 46 - токсические вещества, тогда как наркодиспансером за этот же период принято на учет 134 и 152 соответственно.

Межведомственная несогласованность на уровне областных учреждений негативно отражается на работе и нижестоящих структурных подразделений (цепная реакция).

Подобные факты расхождения статистических сведений выявлены в Алматинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.

Результаты проведенной проверки указывают также на необходимость совершенствования действующего законодательства, а также системы профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи в целях повышения эффективности проводимых мероприятий.

До настоящего времени законодательно не урегулирован порядок проведения наркологического освидетельствования, тестирования либо постановке на учет несовершеннолетнего, в случае отсутствия согласия со стороны его законных представителей.

Кроме того, требуется законодательное урегулирование вопроса о введении в составы медкомиссий, осуществляющих профилактические осмотры учащихся школ, колледжей, вузов врача-нарколога либо терапевта.

Всего по результатам проверки органами прокуратуры внесено 136 представлений об устранении нарушений законности, к административной ответственности привлечено 5 лиц, дано 5 разъяснений законов.

Результаты настоящей проверки планируется рассмотреть на заседании Комиссии по вопросам координации работы по профилактике и противодействию наркомании и наркобизнесу при Правительстве.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рахата Алиева просят посадить на 20 лет 29.12.2007
В ЮКО привлекается к ответственности начальник областного управления дорожной полиции 29.12.2007
Битва защиты 28.12.2007
Фемида и эскулапы 28.12.2007
"Алиеву нет смысла молчать" 27.12.2007
Предупреждение и профилактика аварийности на железнодорожном транспорте 27.12.2007
Около 28% опрошенных из числа студентов столичных ВУЗов употребляли или употребляют наркотические вещества 27.12.2007
Рахатгейт: Скажешь как надо - дадим тебе булочку 26.12.2007
Чекисты не шутят 26.12.2007
Антинаркотическая операция "Барьер-2007" 26.12.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz