Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, "Око", 14 декабря
На днях органы прокуратуры Карагандинской области подвели итоги целевой проверки образовательных учреждений на селе. О болевых точках сельского образования и мерах, направленных на укрепление среднего образования на селе, мы попросили рассказать прокурора области, государственного советника юстиции 3-го класса Амирхана Аманбаева.
- Амирхан Тапашевич, почему именно сельская школа?
- Ни для кого не секрет, что качество школьной подготовки детей на селе оставляет желать лучшего. Поэтому мы решили детально вникнуть: какие проблемы есть у сельских учителей и учеников, как они решаются, и в чем заключается помощь районных акимов, отделов образования и областного департамента образования? Понимаете: школа на селе нередко является единственным культурным центром, базой допрофессиональной подготовки учащихся. Сельская школа - это фактор стабильности, социального, экономического и культурного развития села. Многие из нас вышли именно из сельской школы, благодаря сельским учителям получили путевку в жизнь. Поэтому значение сельской школы - огромно!
- Каковы основные "болевые точки" системы образования на селе?
- В ходе последней масштабной проверки сельских школ в 2002 году нами были выявлены многочисленные нарушения: безлицензионная деятельность, запоздалое прохождение госаттестации, катастрофический дефицит квалифицированных учителей-предметников… Санитарное состояние также оставляло желать лучшего. И вот прошло 5 лет. Картина, прямо скажу, совсем не радостная. Начнем с того, что работа по лицензированию и госаттестации многих сельских школ в городских и районных отделах образования проводится формально. Да это вовсе и не их компетенция, а право местных исполнительных органов. Однако начальник департамента образования области почему-то решил иначе и своим приказом в январе этого года передал полномочия по выдаче лицензий и проведению госаттестации школ области районным и городским отделам образования. По моему протесту данный незаконный приказ был отменен. При этом установлено, что в Бухаржырауском райотделе образования решения о выдаче лицензий принимались без рассмотрения консультативно-совещательным органом, заявления о выдаче лицензий не регистрировались, некоторые из них даже не датировались! Отдел образования Нуринского района для 38 сельских школ вообще изобрел новый вид лицензий - "постоянные", тогда как законодатель четко определил два их вида: генеральная и разовая. Целый ряд школ в глубинке осуществляет образовательную деятельность с истекшими сроками действия гослицензий. В отношении их директоров прокурорами возбуждено административное производство. Да что там говорить - 15 школ Улытауского района вообще ни разу не подвергались процедуре госаттестации, а в поселке Актау аттестация трех школ запланирована на полгода позже обязательного срока.
Главный вывод - местные исполнительные органы на местах самоустранились от этой работы и, соответственно, не уделяют в последующем должного внимания нуждам сельских школ.
- Мне кажется, подобным отношением к школе страдают и в городах?
- Есть такие факты. В этом году не смогли нормально начать учебный процесс в СШ № 12 Темиртау. Причина - затянувшаяся судебная тяжба по выселению из здания школы… отдела занятости, общества глухонемых и НПО. Спрашивается, что они делали в здании школы? Оказалось, что заселились в нее по решению акимата города и руководства отдела образования. Только чиновники при этом "забыли", что законом запрещается использовать помещения школ в целях, не связанных с учебным процессом.
Благодаря нашим усилиям эти учреждения были выдворены из здания школы, заместителю акима города объявлен строгий выговор, а начальник ГорОО - уволен. Стали смотреть дальше - отделы образования Бухаржырауского района и г. Каражал, оказывается, также не имеют своего помещения, разместившись в зданиях школы и детского сада. Но самый вопиющий пример наплевательского отношения к школе - это Кояндинская СШ Абайского района. Там из-за нехватки учебных помещений учащиеся некоторых классов вынуждены были обучаться… в коридоре. Кроме того, в этой же школе разместили фельдшерский пункт, который посещали больные, распространяя инфекцию! По нашему представлению фельдшерский пункт вывели из здания школы, а ее директора привлекли к дисциплинарной ответственности.
- Кстати, об образовании и здравоохранении. Беда всех школьных медпунктов в былые годы также заключалась в отсутствии гослицензий и слабой их оснащенности…
- Эта проблема не решена до сих пор. По итогам проверок мы провели специальную коллегию, и один из руководителей облуправления по контролю за качеством медуслуг признался: только 6% всех школьных медпунктов обладают лицензиями на осуществление медицинской деятельности. В этом опять же прямая вина руководителей системы образования и местных исполнительных органов! По данному поводу прокуратурой области также внесено представление. Кроме того, некоторые акиматы в сельских районах плохо организовывают подвоз детей из отдаленных пунктов до школы и обратно, хотя данное условие вытекает из требований закона "Об образовании". К примеру, детей из поселка Спасск, расположенного в 13 км от школы, возят (кстати, довольно нерегулярно) на автобусе войсковой части. Но родители при этом ежемесячно оплачивают по две тысячи тенге за эту услугу.
- Одним из квалификационных требований, предъявляемых к школам, является организация горячего питания для учащихся. Как организована эта работа?
- Многие школы Абайского, Бухаржырауского, Осакаровского, Шетского, Нуринского районов вообще не обеспечены пунктами питания. Более того, далеко не во всех школах налажено нормальное водоснабжение! Например, в столовой школы села Акбель Бухаржырауского района, где питаются воспитанники пришкольного интерната, используют привозную воду и хранят ее в приспособленных емкостях. Кураминская и Алабасская начальные и Белагашская средняя школы этого же района вообще не обеспечены водой. А ученики СШ № 1 Улытауского района питьевую воду приносят из дома в пластиковых бутылочках. Такая ситуация неприемлема из-за опасности вспышки инфекционных заболеваний! Тем более, прецедентов хватает - как в других областях, так и в Карагандинской. Например, прокурором Темиртау в октябре этого года возбуждено уголовное дело по факту группового отравления детей в столовой школы № 11. Причиной послужили недоброкачественные продукты и несоблюдение работниками школьной столовой санитарно-эпидемиологических требований. По этому факту ведется следствие.
- Какие еще нарушения присущи сельским школам? И какие "задания на завтра" выданы прокуратурой ответственным госорганам?
- В сельских школах нами выявлены нарушения требований противопожарной безопасности: отсутствие сигнализации, первичных средств пожаротушения, обработки огнезащитным составом деревянных конструкций… Много проблем с обеспечением специальным оборудованием в кабинетах и лабораториях по физике и химии, а порой и с обеспечением самими кабинетами. В школе № 6 села Талап пять лет подряд протекает кровля. А в школах сел Актубек Жанааркинского района и Караой Нуринского района нет спортзалов…
Далека от нормы и работа по обеспечению сельских школ учебниками. Примеров тому - масса. Нередки нарушения продолжительности уроков и перемен, некоторые начальные школы практикуют сдвоенные уроки, что запрещено санитарными правилами. По официальным сведениям областного департамента образования, на селе нет недостатка педагогических кадров, однако прокуроры лично засвидетельствовали: в ряде школ учителя проводят уроки по предметам, не имея на то необходимого образования. Например, в школе села Байтуган Нуринского района на момент проверки историю преподавал учитель по труду, а химию - учитель биологии. Подобные примеры не единичны.
- В чем, на ваш взгляд, выход из сложившейся ситуации?
- Прежде всего, в кропотливой работе по наведению порядка на местах - в районах, сельских округах и в самих школах. Поэтому мы стремимся привлечь внимание местных исполнительных органов, отделов образования и областного акимата к насущным нуждам сельской школы. Пора всем нам избавиться от стереотипа изначальной "бедности" и "ущербности" среднего образования на селе. И, засучив рукава, последовательно решать все проблемы: от аварийного состояния зданий или водопровода до тех же лампочек в школьных классах. Мы же, как надзорный орган, намерены и впредь держать эту сферу на постоянном контроле. Чтобы избавить сельскую школу от присущего ей комплекса проблем и унижений, вернуть ей престиж и гордость за то призвание, которому она служит. Ведь, если вдуматься, успех и конкурентоспособность всего государства начинаются со школьной скамьи. И качество образования на селе должно не только не отставать от города, но и подтягиваться к лучшим мировым стандартам. |