www.procuror.kz, 24 января
Сегодня в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры под председательством Заместителя Генерального Прокурора РК - Председателя Комитета Георгия Кима состоялась коллегия, на которой были подведены итоги деятельности органов правовой статистики и специальных учетов за 2007 год и определены приоритетные задачи и перспективы на предстоящий период.
Для органов правовой статистики и специальных учетов этот период ознаменовался рядом больших событий.
Это завершение реализации Программы развития государственной правовой статистики и специальных учетов на 2005-2007 годы, первостепенной задачей которой явилось обеспечение государственных органов, физических и юридических лиц достоверной статистической правовой информацией.
Комитетом проведена динамичная работа по внедрению автоматизированной информационной системы (АИС), объединяющей все имеющиеся банки данных и предоставляющая возможность круглосуточного и бесперебойного доступа к информационным данным, без права на их корректировку.
Одним из поручений Главы государства являлось усиление координации действий правоохранительных и других государственных органов по совершенствованию организационных и законодательных мер в сфере обеспечения правопорядка. Одним из путей решения данного вопроса, с точки зрения Комитета, виделось в создании Республиканского центра изучения мнения населения о деятельности правоохранительных органов по защите прав граждан, создание которого позволит на системном уровне изучать и оценивать деятельность правоохранительных органов не только по методике статистических данных, но и на основе мнения населения, посредством проведения исследований, опросов и анкетирования.
Инициатива Комитета была поддержана на заседании Координационного Совета правоохранительных органов Республики Казахстан, состоявшемся 5 декабря 2007 года, решением которого постановлено создание Республиканского Центра в составе Комитета. Образование Республиканского центра в структуре Комитета соответствует его законодательно закрепленным функциям.
Важным этапом реализации Программы стало принятие в 2007 году Закона РК "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" - нормы в ряде приоритетных отраслей надзора. Данное обстоятельство способствовало усилению защиты конституционных прав, как граждан, так и юридических лиц при рассмотрении их обращений.
В связи с введением во всех государственных органах статистического учета обращений граждан и юридических лиц, результатов их рассмотрения, впервые стало возможным определить количество обращений, поступивших в государственные органы, а также проследить качество и своевременность их рассмотрения.
Так, согласно данным Комитета, в 2007 году в государственные органы страны поступило свыше 23 млн. обращений физических и юридических лиц, из них более 17 тысяч рассмотрено с нарушениями сроков (в 2006 году в производстве государственных органов находились более 12,9 млн. обращений граждан, количество, рассмотренных с нарушением установленного Законом срока, превысило 19 тысяч). Основными нарушителями сроков, по-прежнему, являются акиматы, где данный показатель составил свыше 14 тысяч или 90% нарушений.
В соответствии с Законом, за ненадлежащую организацию работы с обращениями физических и юридических лиц, ответственность несут первые руководители и должностные лица. Так, в 2007 году в ходе проведенных органами правовой статистики и специальных учетов 806 прокурорских проверок учета обращений физических и юридических лиц выявлено 2 778 нарушений законности.
За ненадлежащее рассмотрение обращений физических и юридических лиц в 2007 году к ответственности привлечено более 1100 должностных лиц, из них более 50 человек привлечено к административной ответственности. Наибольшее количество привлеченных составляют сотрудники местных исполнительных органов (578).
Одним из актуальных вопросов в деятельности Комитета является вопрос совершенствования учетно-регистрационной дисциплины, который напрямую связан с обеспечением достоверности статистических данных, а также с обеспечением законности при рассмотрении обращений граждан, пострадавших от преступных посягательств, и принятии по ним законных процессуальных решений.
Только в 2007 году сотрудниками органов правовой статистики и специальных учетов выявлено 3185 нарушений учетно-регистрационной дисциплины, из них 534 незарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях и 273 преступлений, укрытых от учета.
В этой связи, в рамках реализации Программы в течение последних трех лет в различных регионах страны, в том числе Павлодарской и Южно-Казахстанской областях, были проведены эксперименты по альтернативному приему, учету и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях. Полученные результаты показывают, что во время проведения экспериментов практически во всех вышеуказанных регионах количество регистрируемых заявлений и сообщений о преступлениях увеличилось до 40%, что, в свою очередь, свидетельствует об эффективности проведенной работы в обеспечении соблюдения конституционных прав граждан.
В частности, в ходе эксперимента в Южно-Казахстанской области, проведенного в 2007 году, в течение 6 месяцев выявлены и поставлены на учет 84 преступления, укрытых от учета путем их не регистрации. По всем фактам укрытых преступлений возбуждены уголовные дела, виновные в укрытии сотрудники органов уголовного преследования наказаны в дисциплинарном порядке.
Новацией в деятельности Комитета является и прогнозирование криминогенной ситуации в стране. Кримпрогнозы, которые сбываются более, чем на 90%, активно используются правоохранительными органами для определения направлений своей деятельности в противодействии преступности.
Наряду с этим, проводятся статистические наблюдения в виде опросов и анкетирования населения, которые дают возможность изучать мнение общественности и получать их оценку работы правоохранительных органов в обеспечении защиты их конституционных прав.
Комитетом и его территориальными управлениями ведется работа по обеспечению защиты прав предпринимателей и государственных органов от незаконных проверок.
Координирующая роль в проводимых государственными органами проверках ведется путем учета и регистрации в Комитете и его территориальных органах актов о назначении проверок деятельности субъектов предпринимательства до начала проверки. Так, за 12 месяцев прошлого в порядке надзора было выявлено 853 незаконных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, в т.ч. числе в сфере малого предпринимательства 448 незаконные проверки. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года произошло снижение на 27.5% (1177 незаконные проверки), что является результатом широкой праворазъяснительной работы, проведенной территориальными органами Комитета среди субъектов предпринимательства.
В разрезе государственных органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции, наибольшее количество выявленных незаконных проверок за 2007 года выявлено в органах внутренних дел – 212, Министерстве обороны – 153, акиматах – 153, Министерстве сельского хозяйства – 74.
В деятельности территориальных управлений Комитета более устойчивой стала трактовка права отказа в регистрации актов о назначении проверок как действенного инструмента правовой защиты интересов предпринимателей и свободы предпринимательской деятельности. В 2007 года Комитетом было отказано в регистрации актов о назначении проверок в 960 случаях, из них 409 - в отношении субъектов малого предпринимательства. Это означает, что сотни предпринимателей были ограждены от необоснованного произвола чиновников.
Не менее важными событиями ушедшего года стали 10-летний юбилей органов правовой статистики и специальных учетов со дня образования на вневедомственной и централизованной основе при высшей надзорной инстанции страны, а также обретение Комитетом в столице самостоятельного административного здания по адресу: ул. Московская, 34.
По итогам коллегии Георгием Ким перед сотрудниками Комитета поставлены новые перспективные задачи, стоящие в свете реализации ключевых направлений правовой политики государства, принятых поправок в Конституцию, предоставляющих более широкие гарантии защиты прав и свобод, которые, в свою очередь, требуют дальнейшего усиления правозащитной направляющей в деятельности органов правовой статистики и специальных учетов, а также, самое главное, личной ответственности и глубокого профессионализма его сотрудников. |