Пресс-служба Счетного комитета, 21 апреля
По итогам контроля эффективности Государственной программы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2005 – 2007 годы Счетный комитет отмечает, что в ходе реализации программы допущены нарушения бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов. Общая сумма установленных нарушений составила 17 млн. тенге. Кроме того, не взысканы штрафные санкции за неисполнение в установленные сроки договорных обязательств по поставке учебной литературы на сумму 14,9 млн. тенге. Допущены нарушения требований законодательства по государственным закупкам на сумму 2,5 млн. тенге.
По оценке Счетного комитета, в целом государственная программа реализована неэффективно. Из 25 пунктов плана мероприятий государственной программы выполнено только 19. Отсутствие должного мониторинга за реализацией государственной программы со стороны министерства культуры и информации привели к финансированию Государственной программы всего на 26 процентов от предусмотренного объема.
В 2007 году не проведены социологические исследования "Этапы формирования диаспор за рубежом". Не созданы благоприятные условия для распространения печатной продукции на территории государств-членов СНГ, направленные на взаимное снижение почтовых тарифов и предоставление льгот по доставке периодических изданий и книжной продукции для казахской диаспоры, проживающей за рубежом.
Комитетом по языкам министерства культуры и информации для подготовки аналитического доклада "Положение соотечественников, проживающих за рубежом, и реализация мер по их поддержке" в 2007 году перечислено республиканскому общественному объединению "Всемирная ассоциация казахов" 1,4 млн. тенге. Фактически был подготовлен доклад на другую тему.
Министерством труда и социальной защиты не разработаны проекты международных договоров об упрощенном порядке приобретения гражданства с государствами – членами СНГ, кроме Республики Туркменистан.
Министерство индустрии и торговли, ответственное за содействие в создании совместных предприятий с участием капиталов зарубежных соотечественников с учетом их экономического потенциала и инвестиционных интересов, не обеспечило полноценную реализацию этих мер.
Министерством образования и науки не проводился мониторинг на должном уровне за обучением зарубежных студентов из числа казахской диаспоры, поступивших в учебные заведения республики в пределах квоты. В результате отсутствуют фактические количественные данные об их обучении.
На отправленные за рубеж в 2005 году 23039 экземпляров учебной литературы для 5 класса на сумму 6,3 млн. тенге отсутствуют подтверждения в получении через Посольства РК, а также не отправлено 42851 экземпляров учебной литературы в учебные заведения Казахстана и за рубеж на сумму 8,2 млн. тенге.
Счетный комитет рекомендовал министерству иностранных дел совместно с министерством образования и науки провести анализ международных договоров, необходимых для упрощенности порядка беспрепятственного снабжения печатной продукцией, журналами казахской диаспоры, проживающей за рубежом. По результатам выполненных научных исследований по проблемам казахских диаспор необходимо внести предложения для дальнейшего их практического применения. Министерству образования и науки Счетный комитет рекомендовал разработать механизм мониторинга за обучением студентов из числа казахской диаспоры из-за рубежа, поступивших в учебные заведения РК в пределах квоты. Министерству индустрии и торговли предлагается принять меры по обеспечению необходимых правовых и организационных условий для участия в инвестиционных проектах бизнесменов-соотечественников, проживающих за рубежом. Также Счетным комитетом рекомендовано правительству определить уполномоченный орган, ответственный за координацию и реализацию мероприятий госпрограммы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009-2013 годы. |