Светлана МЕРКУЛОВА, "Око", 27 июня
Запрет на эксплуатацию вагонов китайского производства аннулировала надзорная коллегия Актюбинского областного суда. Теперь дело будут рассматривать в Астане с чистого листа. Цена вопроса - более 60 миллионов долларов.
Финансовые и политические интересы столкнулись на железной дороге. Летом прошлого года в направлении Актобе - Алматы и назад стали курсировать поезда китайского производства. В каждом составе по 16 пассажирских вагонов. Их презентация с большой помпой прошла в Актобе 22 июня 2007 года. АО "Пассажирские перевозки" хвалило экономичность и комфорт вагонов - в них имеется третья полка для пассажиров, работают кондиционеры. Однако санитарные врачи Западного регионального управления СЭН на транспорте стали бить тревогу уже через месяц. "Лабораторные исследования показали превышение уровня шума на 6-16 децибел от нормы, вибрации на 14-38 децибел. Содержание фенола, стирола, ксилола и формальдегида в воздухе вагонов превышает ПДК в 100 и более раз", - дали медики свое заключение. С тех пор прошло больше года, медики судились и выигрывали у железной дороги процессы. Однако поезда все так же невозмутимо ездят по казахстанским просторам.
- Национального перевозчика интересует только бизнес, а не здоровье населения, - возмущается заместитель главного врача управления Госсанэпиднадзора на транспорте Нуркан Садвакасов. - Обивка вагонов выделяет чрезвычайно опасные вещества 2 класса опасности. Формальдегид, который обнаружен в воздухе вагонов, аккумулируется в печени, влияет на образование злокачественных опухолей в организме человека, рождение неполноценных детей. Суд вынес решение прекратить их эксплуатацию еще 29 апреля, а опасные вагоны ездят на участках Актобе - Атырау и Алматы - Актобе до сих пор. В каждом составе используется по 16 вагонов. Последний раз мы делали замеры при температуре +5 градусов. Концентрация вредных химических веществ была в 2 раза выше. В летний период из-за жары воздух в вагоне станет еще хуже.
Тем временем "Пассажирские перевозки" хвалят высокое качество и низкую цену вагонов.
- Китайский вагон стоит 350-450 тысяч долларов, а такой же российский тянет на 1 миллион долларов, - говорит представитель АО "Пассажирские перевозки" Берик Куандыков. - Мы приобрели 152 китайских вагона. Их стоимость превышает 60 миллионов долларов. Суд первой инстанции принял сторону санитарных врачей. Мы не согласились. Обратились в Верховный суд с заявлением приостановить исполнение решения суда. Закон дает нам такое право. Верховный суд пошел нам навстречу. Теперь вагоны ездят на законном основании. Мы считаем, что санитарные врачи делали документы в спешке, выполняя чей-то заказ. Как может быть, что главный врач на транспорте выезжал на китайский завод в момент сборки вагонов, делал замеры. Остался доволен. Вагоны преодолели таможню, прибыли, их допустили к работе. А через месяц эксплуатации выясняется, что ПДК вредных веществ в них завышено в 150 раз! Мы обратились в российский институт железнодорожной гигиены, там над нами посмеялись. Если бы концентрация вредных веществ была такой, люди бы падали в вагонах через 10 минут. Однако все пассажиры себя отлично чувствуют. Я не согласен, что мы имеем только материальный интерес. Если вагоны не соответствуют норме, мы можем вернуть их производителю. Таковы условия контракта. Однако пока мы не можем предоставить для этого достаточных оснований. До сих пор три состава с вагонами стоят на границе. Из-за проблем с судами мы не можем их растаможить.
Свою точку зрения в нашумевшем процессе высказала и транспортная прокуратура.
- Все доводы, указанные представителем АО "Пассажирские перевозки", не состоятельны, - заявил в суде заместитель Западного регионального прокурора Сергалы Шарбеков. - Я считаю, что оснований для рассмотрения дела в Верховном суде нет. Суд первой инстанции дал правильную оценку и запретил эксплуатацию вагонов китайского производства на участке Алматы - Актобе.
Выслушав обе стороны, надзорная коллегия областного суда отправила дело на рассмотрение в специализированный межрайонный экономический суд Астаны. Все прежние решения аннулированы.
Пока, суть да дело, вагоны китайского производства продолжают приносить национальному перевозчику доход. Как информировали корреспондента в кассах железнодорожного вокзала, билеты в этом направлении раскуплены на два дня вперед. Сохранилось несколько мест на плацкартные места в поезде до Алматы на выходные. Одним словом, дурная слава популярности поезда Актобе-Алматы не мешает. Дефицит билетов заставляет население ездить в китайских вагонах и 40 часов подряд вдыхать "ароматы" китайского пластика. |