Сергей БОЙКО, "Око", 4 июля
Занимая третье место в СНГ по протяженности железных дорог, Казахстан по качеству сервиса опережает только Киргизию. Проблему крайней изношенности вагонов и вокзалов усугубляют нарушения санитарных и противопожарных норм. Отсутствие контроля со стороны АО "НК "КТЖ" порождает у работников железной дороги чувство полной безнаказанности.
Центральная региональная транспортная прокуратура выявила многочисленные нарушения требований законов, ведомственных инструкций и правил, регламентирующих соблюдение прав пассажиров. Техническое состояние вагонов не просто отставляет желать лучшего, угрожает жизни людей. В ходе проверки в поезде №3/4 сообщением "Астана - Алматы" выяснилось, что в вагонах не работает преобразователь электрического тока, не закрывается электрощит, сломаны розетки и разбиты плафоны, что создает возможность поражения электрическим током. В двух вагонах использовалась непригодная для употребления питьевая вода. Не соответствовала требованиям СанПиН и вода в вагоне поезда № 107 сообщением "Астана - Киев". Все это вполне могло стать причиной массового пищевого отравления. А все потому, что руководство филиала "Северный" самоустранилось от контроля за состоянием вагонов. Кроме того, прокуроры обнаружили факты, когда в схему состава поездов включались вагоны-рестораны, не имеющие разрешительных документов на эксплуатацию и согласования СЭС. Их обнаружили в поездах "Астана - Санкт-Петербург", "Астана - Москва" и "Караганда - Москва".
- В ходе проверки вагона-ресторана установлено, что уборка на кухне не производилась, стены вагона, холодильники и плита грязные. На плите в грязных кастрюлях обнаружены остатки пищи с предыдущего дня. Все это представляет угрозу для пассажиров, - пояснил начальник отдела ЦРТП Мурат Муталиев.
Более того, установлено, что в филиале "Северном" сложилась порочная практика, когда начальники поездов не проходят предрейсовый медосмотр. Только в этом году его не прошли 18 начальников поездов. Все они подлежали отстранению от выхода в рейс, но работали. Их даже не наказали.
Нарушения эксплуатации пассажирских вагонов допускаются всеми перевозчиками. Как отметили в прокуратуре, в целях получения прибыли такие перевозчики, как ТОО "Дамир-Транс" и ТОО "Пассажирская Компания "Туран Экспресс" стремятся до минимума сократить свои расходы, экономя на жизни пассажиров. Их вагоны не оборудованы противопожарными средствами, не оснащены противогазами.
Отдельного недоброго слова удостоились вокзалы. Практически во всех вокзалах региона не соблюдаются санитарные и противопожарные нормы. В результате железнодорожные гавани в любой момент могут превратиться в пепелище. Находящийся на балансе акимата вокзал станции Ерментау пережил последний ремонт семь лет назад. Здесь отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. В нерабочем состоянии пребывает противопожарное водоснабжение. Не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака. Построенный в 1974 году вокзал станции Аркалык, состоящий на балансе АО "Вокзал-сервис", капитального ремонта так и не дождался. Отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, закрыты эвакуационные выходы, нет паспортов на огнетушители. А на вокзале станции Державинская, тоже переданном АО, не проведены испытания изоляции электропроводов. В итоге президенту АО "Вокзал-Сервис" пришлось объясниться:
- В прошлом году нами был запланирован ремонт вокзалов Актобе, Караганда, Алматы-2, работы завершаются. В этом году капремонт запланирован в 20 вокзалах. Ремонт запланировано завершить к концу октября, - пояснил Рафик Валиев. - Нами принимаются меры по улучшению сервиса. У нас даже психолог в Астане работает, поскольку дежурные по вокзалу получают определенный стресс.
Нервничают не только железнодорожники, самой злободневной проблемой остается дефицит билетов. Люди вынуждены за месяц выкупать билеты. И дело не только в дефиците вагонов. Еще в 2005 году приказом министра транспорта и коммуникаций для нужд госорганов были установлены квоты бронирования. Чиновничья квота для Астаны составила 8% от общего количества мест в поездах, для Алматы - 3%, Актобе - 2% и по 1% на оставшиеся города и области. Но руководством АО "НК "КТЖ", установлены брони, где количество бронируемых мест превышает установленные в 4 и более раз. Так, в поезде №1/2 сообщением "Астана - Алматы" из 290 посадочных мест 64 находятся на брони, или 22% вместо положенных 8%. При этом 14% мест работники АО "НК "КТЖ" забронировали для себя, чиновникам отведено всего 7% мест. Прокуроры копнули глубже и выяснили, что каждый день в введении Президента АО "Пассажирские перевозки" находятся брони на 1036 мест различных поездов. В распоряжении Президента АО "НК "КТЖ" - 118 мест, у директора департамента по организации пассажирских перевозок АО "НК "КТЖ" -174. Всего у различных руководителей, которые связаны с организацией перевозок пассажиров, ежедневно находятся брони на 1410 мест. То есть они сами создают условия нехватки билетов. Столь солидная квота насторожила даже вице-президента АО "НК "КТЖ" Ермека Кизатова:
- Мы будем разбираться. Меня настораживает как управляющего директора, почему у нас такая большая бронь. В связи с тем, что антимонопольное регулирование запрещает нам бесплатно перевозить наших сотрудников, мы эту бронь держим. У нас возникает очень много выездов, в том числе и по устранению нештатных ситуаций. Мы имеем бронь для своих нужд. Но мы не нарушаем прав пассажиров, мы эти билеты продаем, - отметил он.
- А вы считали, сколько у вас в среднем броней не востребованными остаются? Проведите анализ, сколько необходимо - себе оставьте, а остальное - в свободную продажу, - предложил Центральный региональный транспортный прокурор Аман Абдыкаримов.
В адрес руководства нацкомпании направлено представление об устранении нарушений закона. Железнодорожникам рекомендовано пересмотреть порядок бронирования мест и принять меры по обеспечению прав пассажиров. В противном случае транспортная прокуратура намерена через Генпрокуратуру обратиться к Министерству транспорта и коммуникаций. |