Евгения МИХАЙЛОВА, "Литер", 16 июля
Такие данные на днях обнародовала общественная организация "Дарыс". Анкетирование на такую тему проводилось впервые в стране. Опрошено было 10 000 человек в 12 областных центрах страны, а также в Астане и Алматы. Причем самое интересное, что на вопрос "Почему вы решили заняться сетевым бизнесом?" 58 процентов респондентов в качестве причины указали безработицу. Таким образом, наиболее "затянутыми в сети" оказались Кызылорда (72 процента опрошенных стали "сетевиками" от безысходности), Тараз (68 процентов) и Костанай (64 процента). Больше половины опрошенных "попались в сети" именно в этом году.
Всевозможные финансовые пирамиды, основанные на ноу-хау американской экономики прошлого века, стремительно вошли в нашу жизнь сразу же после распада СССР. Уже к 1995 году расцвет сетевого бизнеса в России и Казахстане достиг апогея, причем ажиотаж держался целых три года. Потом, после тотальных разочарований эта сфера деятельности стала для многих не только настораживающей, но даже пугающей. Однако продолжалось это не долго.
В девяностых годах прошлого века сетевой бизнес действительно был очень популярен. На плодородной почве депрессий, связанных с повальной безработицей, вырастали всевозможные "Гербалайфы", "Визионы" и прочие навороченные сетевые сообщества.
Еще свежи в памяти те времена, когда даже обычные троллейбусы превращались в дискуссионные клубы, где несколько сетевиков умело обрабатывали пассажиров на предмет покупки чудо-средств для похудения, лечения пупковой грыжи и других сенсационных снадобий.
Судя по итогам исследования, когда более половины респондентов утверждают, что из-за безработицы в этом году они были вынуждены попробовать себя в сетевом бизнесе, в ближайшее время сетевые компании могут получить второе дыхание. Причем опять же за счет социально-незащищенных слоев населения.
Шестьдесят семь процентов людей, сталкивавшихся с сетевыми компаниями, из числа опрошенных - это разведенные женщины, которым из-за наличия детей и множества бытовых проблем очень трудно трудоустроиться традиционным способом. В строке "Цели, которые вы преследовали в сетевой компании" 90 процентов из них указали самоутверждение в глазах бывших мужей, родственников и прочих. Однако на поверку лишь трети из них вполне это удалось. Остальные уже спустя несколько месяцев вынуждены были признать, что этот бизнес не для них. Они влезли в долги, суммы которых исчисляются от 10 до 250 тысяч тенге. Многие расплачиваются до сих пор.
В целом на 10 000 респондентов сумма потерь в результате занятия сетевым бизнесом превысила 82 млн тенге. Это и позволило предположить, что на каждого пятого трудоспособного гражданина страны приходится сумма в 42 тысячи тенге. При этом доходы из числа занятых сетевым бизнесом в среднем едва превышают 60 млн тенге, или по 420 000 в среднем на каждого сетевика в год. И это при условии, что лишь 1,8 процента трудоспособного населения Казахстана занимаются этим бизнесом успешно.
- Люди легковерны. Вот и получается что двадцати процентам казахстанцев сетевой бизнес приносит убытки, и лишь единицам - прибыль, - считают социологи. - Сетевая торговля - это очень сложная многоуровневая система, выстроенная на человеческой психологии и где-то даже эзотерики. Человеку, к тому же обремененному целым багажом проблем (а чаще всего именно такие люди и приходят в сетевые компании) практически невозможно отказаться от соблазна влиться в коллектив и начать свою "кипучую" деятельность. Но, как правило, эта деятельность вместо прибыли приносит одни лишь долги.
Здесь же описываются и некоторые способы вовлечения людей в сети. Некоторые из них просто шокируют. К примеру, на одном из сетевых тренингов, по рассказу одной из респонденток, в полном объеме был реализован психологический метод стимулирования коллективного психоза: "Люди хлопают в ладоши по одному только сигналу, потому что у них выработали условный рефлекс, как у собак Павлова: кто громко хлопает, к тому идут деньги. Они отвечают 100-процентным хором на все призывы оратора: "Какой косметикой вы будет пользоваться?" - ответ: "Только… "нашей"!!!". Время от времени кто-то из них встает и с упоением начинает делиться своим собственным опытом".
Даже сама речь сетевого тренера чем-то напоминает пламенные выступления западных проповедников, здесь же используются различные методы убеждения, основанные на психологическом воздействии. В ходе тренинга нередко включается аудиозапись напутствий со стороны "отца" фирмы под музыку, которую достаточно трудно назвать просто музыкальным сопровождением, поскольку на мозги она "давит" весьма настойчиво".
Человека с устойчивой психикой такие вещи отпугивают напрочь. Впрочем, если он терпелив, и сумел-таки дослушать тренинг до конца, то даже у него возникает уверенность, что продукт, который ему предлагают продавать - самый лучший в мире.
По окончании тренинга каждый участник получает своего рода методичку о том, как правильно продавать продукт или, другими словами, как профессионально "пудрить мозги" потенциальному клиенту. Все сетевые компании не скрывают принципа: выгодней всего тем, кто вошел в сеть в самом начале его развития. Тем самым подтверждается то, что сетевой бизнес основан на принципе пирамиды. То есть те "начавшие", сейчас почивают на лаврах и лишь получают дивиденды от тех, кто находится в пирамиде под ними. В среднем это от 0,4 до 3 процентов с каждого привлеченного ниже по цепи.
Способы привлечения людей используются разные: некоторые дают рекламу в газеты, что-то типа "Требуется помощник руководителя. З/п 369-1582 доллара" или "Требуются сотрудники. Офисная работа. Зарплата от 150 долларов в день". Некоторые "пристают" к людям в общественных местах.
- Серьезных сетевых компаний, где человек, обладающий определенными талантами, может действительно заработать в нашей стране всего 6, - констатируется в отчете исследований ОО "Дарыс". - Но помимо них существуют десятки фирм, которые не имеют лицензий, не платят налогов и действуют по принципу выкачать как можно больше денег и исчезнуть.
В чем причина поголовного разочарования сетевыми компаниями? По мнению аналитиков ОО "Дарыс" в том, что менталитет, унаследованный от советского периода, не предусматривал не то что умения, но даже стимула настойчиво что-то предлагать. Именно поэтому многие граждане затарившись косметикой в сетевых компаниях продать ее не могут. |