www.goszakup.kz
Контролем исполнения республиканского бюджета выявлено финансовых нарушений в общей сумме 5 105,5 млн. тенге, в том числе: неэффективное использование бюджетных средств - 2 532,0 млн. тенге; необоснованное использование бюджетных средств - 1 960,7 млн. тенге; нарушения по поступлениям в бюджет - 558,5 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств - 27,9 млн. тенге; недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств - 26,3 млн. тенге.
Также, установлены нарушения при соблюдении правил, условий и процедур на сумму 1 178,8 млн. тенге.
В соответствии с Планом работы на 2008 год, в I полугодии текущего года осуществлен комплексный контроль Республиканской гвардии, Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан и Верховного суда Республики Казахстан, тематический контроль Министерств: финансов, образования и науки, труда и социальной защиты населения, сельского хозяйства, энергетики и минеральных ресурсов, иностранных дел, юстиции, охраны окружающей среды Республики Казахстан.
О фактах нарушений выявленных в Республиканской гвардии и Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами докладывалось в Администрацию Президента Республики Казахстан по итогам 1 квартала текущего года (письмо №КФКиГЗ-2-2/3791 от 10.04.2008 г.).
В Верховном Суде Республики Казахстан и его подразделениях установлены финансовые нарушения на общую сумму 198,4 млн. тенге, нарушения при проведении государственных закупок в сумме 239,7 млн. тенге и нарушения при соблюдении правил, условий и процедур - 53,8 млн. тенге.
Так, контролем аппарата Верховного Суда Республики Казахстан установлены нарушения в оплате командировочных расходов на сумму 0,1 млн. тенге.
На балансе Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан числятся конфискованные драгоценные материалы общей стоимостью 125,5 млн. тенге, которые хранятся с 2006 года, при этом, не определен механизм их реализации.
В Администраторе судов Актюбинской области установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 10,5 млн.тенге в результате приобретения однокомнатных квартир вместо двухкомнатных, предусмотренных Паспортом бюджетной программы "Обеспечение жильем судей".
В Администраторе судов Карагандинской области в результате включения надбавок за расширение зоны обслуживания в фонд оплаты труда излишне предусмотрено 15,9 млн. тенге.
Также, при проведении контроля эффективности установлено применение норм потребления воды и электроэнергии, превышающие нормативы, в результате завышение расходов составило 4,7 млн. тенге.
Контролем в Администраторе судов Павлодарской области и города Астаны выявлено сокрытие дебиторской задолженности на сумму 21,6 млн. тенге и 5,8 млн. тенге, соответственно. Кроме того, по итогам проведенной инвентаризации основных средств выявлена недостача товарно-материальных ценностей и основных средств на сумму 1,4 млн. тенге и 0,6 млн. тенге, соответственно.
В РГКП "Дирекция административного здания Верховного Суда Республики Казахстан" при имеющейся кредиторской задолженности произведена выплата премий на общую сумму 6,5 млн. тенге.
В АО "Би-Логистикс" установлено наличие автотранспортных средств сверх лимита в количестве 5 единиц, расходы на содержание которых, составили 3,0 млн. тенге.
Финансово-хозяйственная деятельность общества за проверяемый период является убыточной. Так, за период с 2006 по 2007 годы убытки составили 41,3 млн. тенге. В то же время, по отчетным данным числится дебиторская задолженность на общую сумму 8,1 млн. тенге и кредиторская задолженность на 110,4 млн. тенге. Указанные задолженности актами сверок не подтверждены.
В Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан и территориальных избирательных комиссиях выявлены финансовые нарушения на общую сумму 24,1 млн. тенге, нарушения при проведении государственных закупок в сумме 35,3 млн. тенге и нарушения при соблюдении правил, условий и процедур - 7,3 млн. тенге.
При проведении оценки эффективности бюджетных программ на основании бюджетных заявок в аппарате Центральной избирательной комиссии установлены расходы, не предусмотренные расчетами по бюджетной программе "Проведение выборов" на сумму 4,3 млн. тенге.
В нарушение Правил премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств государственного бюджета, за проверяемый период произведена выплата премий и материальной помощи внештатным работникам (водителям) на общую сумму 0,9 млн. тенге.
Отдельные нарушения бюджетного законодательства выявлены и в территориальных избирательных комиссиях.
Так, в избирательных комиссиях Актюбинской и Северо-Казахстанской областей установлены факты несвоевременного и неполного погашения сумм, выданных в 2007 году в подотчет кандидатам в депутаты, в результате на момент контроля числится дебиторская задолженность на сумму 1,5 млн. тенге и 0,9 млн. тенге, соответственно. Аналогичные нарушения в сумме 0,5 млн. тенге наблюдаются и в избирательных комиссиях Жамбылской области.
Также, в избирательных комиссиях Северо-Казахстанской области произведены расходы за неоказанные услуги в сумме 0,6 млн. тенге, из которых возмещено 0,4 млн. тенге.
В Жалагашской районной избирательной комиссии Кызылординской области из выделенных средств на проведение выборов при отсутствии подтверждающих документов отнесено на расходы в общей сумме 1,0 млн. тенге.
Территориальными избирательными комиссиями города Павлодар и Восточно-Казахстанской области не восстановлены в доход республиканского бюджета средства в сумме 0,5 млн. тенге и 0,4 млн. тенге, использованные на проведение избирательной компании кандидатов в депутаты маслихата, впоследствии снявших свои кандидатуры.
По результатам проведенного тематического контроля в Министерстве труда и социальной защиты населения, его подразделениях и подведомственных организациях установлены финансовые нарушения на общую сумму 21,0 млн. тенге, нарушения при проведении государственных закупок - 7,7 млн. тенге и нарушения при соблюдении правил, условий и процедур - 14,3 млн. тенге.
В Управлении Комитета по миграции по Актюбинской области установлено завышение бюджетных ассигнований по программам "Переселение на историческую родину и социальная защита оралманов" и "Обеспечение жильем оралманов" на сумму 0,7 млн. тенге.
Здесь же установлено сокрытие дебиторской задолженности по услугам связи на сумму 0,1 млн. тенге. В нарушение ведения бухгалтерского учета транспортные средства, оборудование и инвентарь на общую сумму 3,7 млн. тенге числятся на счете 010 "Здания".
В Департаменте труда и социальной защиты населения Актюбинской области также установлены нарушения по ведению бухгалтерского учета. Так, на новое неиспользуемое оборудование начислен износ в сумме 0,8 млн. тенге и излишне начислен износ на компьютера, по которым износ уже был полностью начислен в сумме 0,5 млн. тенге. Полученное от Министерства труда и социальной защиты населения в 2004 году оборудование на сумму 1,5 млн. тенге и в 2007 году - 1,9 млн. тенге на момент контроля не используется, что является неэффективным использованием бюджетных средств.
В Костанайском филиале РГКП ГЦВП в нарушение Закона Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" и Правил отражения операций по выплате пенсий и пособий, других социальных выплат, обязательных пенсионных отчислений и страховых взносов на счета бухгалтерского учета, суммы переплат не отражались по бухгалтерскому учету. В ходе контроля на балансовые счета восстановлена переплата по пенсиям и пособиям в сумме 7,9 млн. тенге.
В Департаменте труда и социальной защиты населения Алматинской области установлено излишнее планирование в сумме 1,4 млн. тенге, сокрытие дебиторской и кредиторской задолженности на сумму 1,8 млн. тенге.
В Управлении Комитета по миграции Алматинской области в нарушение постановления Правительства РК "Об утверждении правил возмещения расходов по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества (в том числе скота), выделения средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплаты единовременных пособий оралманам и членам их семей, прибывших по квоте иммиграции" 153 семьям необоснованно выплачено бюджетных средств в сумме 1,9 млн. тенге.
В Департаменте труда и социальной защиты населения по Мангистауской области в нарушение Правил исполнения республиканского и местных бюджетов, в 2008 году на основании заключенных договоров перечислено 100% сумма договора, однако товары на сумму 0,7 млн. тенге недопоставлены.
В Управлении Комитета по миграции Павлодарской области установлена недостача 12-ти жилых домов, приобретенных для оралманов в 1998-2002 годах на общую сумму 0,9 млн. тенге. Кроме того, в жилом доме балансовой стоимостью 0,1 млн.тенге в с.Босколь Майского района проживают лица, не являющиеся оралманами.
В течение первого полугодия проведены контрольные мероприятия отдельных государственных и отраслевых программам в Министерствах сельского хозяйства, юстиции, энергетики и минеральных ресурсов, охраны окружающей среды Республики Казахстан.
Результаты контроля показали на наличие отдельных нарушений при освоении бюджетных средств.
Не освоено 527,9 млн. тенге, в том числе: за счет экономии средств от проведенных конкурсов государственных закупок на 368,7 млн. тенге, не поставки приобретенного оборудования - 159,2 млн. тенге.
Всего выявлено финансовых нарушений на общую сумму 253,8 млн. тенге, нарушения при проведении государственных закупок - 12,0 млн. тенге. Кроме того, установлены финансовые нарушения в использовании средств местных бюджетов, принимавших участие в реализации отраслевых программ в общей сумме 50,3 млн. тенге, в том числе нецелевые, неэффективные и необоснованные расходы составили 44,4 млн. тенге и прочие нарушения - 5,9 млн. тенге.
По Министерству юстиции Республики Казахстан на выполнение программы по праворазъяснительной работе, формированию правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2004 года № 1382 предусмотрены и направлены средства из республиканского бюджета в сумме 219,5 млн. тенге. Фактическое освоение на конец года составило 219,4 млн. тенге или 99,9 процентов. Не освоен 0,1 млн. тенге за счет экономии по государственным закупкам.
В ходе реализации программы Министерством допущены нарушения бюджетного законодательства и других нормативно-правовых актов на общую сумму 20,3 млн. тенге, в том числе неэффективное использование средств республиканского бюджета - 19,6 млн. тенге и нецелевое использование - 0,71 млн. тенге. Кроме того, не исполнены мероприятия, предусмотренные программой - проведение конференций или семинаров для учителей, тем самым цель программы выполнена не в полном объеме.
По Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан на выполнение программы "Сохранение и восстановление редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 марта 2005 года № 267 предусмотрены и направлены средства в общей сумме 844,6 млн. тенге, том числе из республиканского бюджета - 552,6 млн. тенге, местного бюджета - 106,5 млн. тенге и в рамках Соглашения с природопользователями - 185,5 млн. тенге.
Фактически, программа профинансирована всего на сумму 707,6 млн. тенге или только на 83,8 процентов от запланированного объема, в том числе из республиканского бюджета - 627,6 млн. тенге (113,6%), местного бюджета - 16, 1 млн. тенге (15,2%) и в рамках Соглашения с природопользователями - 63,9 млн. тенге (34,4%).
В ходе реализации программы установлено, что Комитетом лесного и охотничьего хозяйства допущены нарушения действующего законодательства на общую сумму 21,6 млн. тенге.
В целом ожидаемые результаты программы достигнуты не в полном объеме, так как Планом мероприятий по реализации программы предусмотрено 19 пунктов, из которых не выполнено 5, финансирование которых в основном предусмотрено из местного бюджета и в рамках Соглашения с природопользователями.
Так, не организовано республиканское государственное учреждение по охране животных. Не разработаны естественнонаучные и технико-экономические обоснования для создания новых и расширения имеющихся площадей существующих государственных природных заказников. Ранее разработанное технико-экономическое обоснование на строительство крупных центров по разведению редких копытных животных рассчитано было на площадь 10 тыс. гектаров и стоимостью строительства 1 100,0 млн. тенге. Фактически построен вольер, защитный навес и кормушка для содержания в полу вольерных условиях джейранов на площади 5 гектаров стоимостью 1,4 млн. тенге.
Планом мероприятий программы за период 2005-2007 годы за счет местного бюджета предполагалось выделение средств по 13-ти областям ареала распространения редких и исчезающих видов диких копытных животных. Фактически денежные средства выделены лишь тремя местными исполнительными органами в общей сумме 16,1 млн. тенге.
Кроме того, предусмотренные Планом мероприятия по пропаганде в учебных заведениях через средства массовой информации, охране и восстановлению численности редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков, а так же мероприятия по проведению комплексных социологических исследований по проблемам охраны и принимаемых мерах борьбы с браконьерством, предусмотренные за счет средств местных бюджетов, не производились.
Таким образом, в целом программа сохранения и восстановления редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков на 2005-2007 годы из-за недостаточного выделения средств из местного бюджета и в рамках Соглашений с природопользователями реализована неэффективно, так как предусмотренные Планом мероприятия по реализации программы, выполнены только в части выделенных средств на мероприятия профинансированных из республиканского бюджета.
На выполнение программы "Жасыл ел" на 2005-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года № 632 предусмотрено и направлено 13 586,6 млн. тенге, из них на реализацию программы 13 502,0 млн. тенге, что составляет 99,4% от выделенной суммы. Не освоено 84,7 млн. тенге по причине не выполнения поставщиками обязательств по поставке техники и оборудования.
Кроме того, предусмотрено привлечение и выделение займов и грантов соответственно 39,4 млн. тенге и 85,5 млн. тенге, из них направлены на реализацию программы соответственно 38,5 млн. тенге (97,7%) или меньше на 0,9 млн. тенге и 77,5 млн. тенге (90,7%) или меньше на 7, 97 млн. тенге.
В 2006 году сумма софинансирования освоена не в полном объеме, в связи с поздним заключением Соглашения о займе гранта. Вместе с тем, из выделенных из республиканского бюджета 45,8 млн. тенге, использованы только 14,5 млн. тенге (31,6%) , не освоено 31,3 млн. тенге.
Вместе с тем, в 2005-2007 годах не обеспечивалось выполнение некоторых мероприятий, предусмотренных паспортами бюджетных программ.
Так, в 2005 году не выполнены работы по выявлению генетических резерватов на площади 38 га, из-за отсутствия лесопосадок саксаула, а так же работы по закладке постоянных лесосеменных плантаций на площади 6 гектаров.
Из предусмотренных средств местных бюджетов по реализации указанной программы в общей сумме 12 532,6 млн. тенге, фактически выделено - 7 824,6 млн. тенге.
При использовании средств местных бюджетов на реализацию программы установлены финансовые нарушения в общей сумме 50,3 млн. тенге.
В целом средства республиканского бюджета направлены на мероприятия, предусмотренные программой и ожидаемые результаты достигнуты.
По Министерству охраны окружающей среды Республики Казахстан на выполнение программы "Охрана окружающей среды Республики Казахстан за 2005-2007 годы" предусмотрены средства республиканского бюджета в общей сумме 13 076,5 млн. тенге, фактически освоено 12 083,9 млн. тенге. Не освоено 376,1 млн. тенге по причине недопоставки приобретенного оборудования, а также экономии средств от проведенных конкурсов государственных закупок.
Ожидаемые результаты от реализации программы в области оптимизации системы управления качеством окружающей среды, согласно разработанному Плану мероприятий выполнены.
Анализ проведенных контрольных мероприятий в подведомственных организациях и предприятиях показал на ненадлежащее исполнение договорных обязательств поставщиками по заключенным договорам с Министерством, в результате чего поставлено неукомплектованное оборудование на общую сумму 196,8 млн. тенге, которое не эксплуатируется и находится на ответственном хранении в сторонних организациях.
По Министерству энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан на выполнение программы "По комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 сентября 2005 года № 927 из республиканского бюджета выделено и освоено 8 602,9 млн. тенге.
Министерством из предусмотренных мероприятий программы не исполнено формирование и реализация программы научно-технического обеспечения создания и эксплуатации казахстанского термоядерного материаловедческого реактора Токамак в связи с решением Республиканской бюджетной комиссии от 22 августа 2005 года № 16 о признании программы нецелесообразной к разработке по причине носящей узковедомственный характер. По реализации проекта создания казахстанского термоядерного материаловедческого реактора Токамак" так же не исполнен по причине несвоевременного финансирования, и срок исполнения продлен до 2009 года.
В РГП "Национальный ядерный центр Республики Казахстан" без согласования с Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан завышена стоимость закупленного трансформатора на сумму 25,2 млн. тенге. Кроме того, с нарушением законодательства переданы в ТОО "Казэлектромаш" товары на ответственное хранение стоимостью 65,6 млн. тенге.
Здесь же, согласно заключенным договорам между РГП "Национальный ядерный центр Республики Казахстан" и ТОО "Казэлектромаш" в 2005-2006 годах, последним выполнены работы на общую сумму 586,1 млн. тенге. Однако, оборудование и комплектующие к нему стоимостью 150,6 млн. тенге на момент контроля, без заключения соответствующего договора, находятся так же на ответственном хранении в ТОО "Казэлектромаш".
Причинами нарушений при выполнении государственных отраслевых программ являются несоблюдение принципов Бюджетного Кодекса Республики Казахстан, законодательства по государственным закупкам, бухгалтерского учета, строительных норм, ненадлежащего исполнения договорных обязательств, в части недопоставок и поставок некомплектного оборудования.
Контролем исполнения местных бюджетов выявлено финансовых нарушений в общей сумме 9 727,9 млн. тенге, в том числе: необоснованное использование бюджетных средств - 6 582,4 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств - 1 945,3 млн. тенге; неэффективное использование бюджетных средств - 932,2 млн. тенге; нарушения по поступлениям в бюджет - 242,9 млн. тенге; недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств - 25,0 млн. тенге.
Также, установлены нарушения при соблюдении правил, условий и процедур на сумму 10 376,2 млн. тенге.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Республики Казахстан в I полугодии текущего года проведены комплексные контрольные мероприятия по вопросу соблюдения бюджетного законодательства местными исполнительными органами Атырауской, Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей, по результатам которых выявлено финансовых нарушений в сумме 1 260,3 млн. тенге, нарушений законодательства, постановлений и решений маслихатов и акиматов - 7 673,5 млн. тенге, нарушения, выявленные при соблюдении правил, условий и процедур - 3 192,3 млн. тенге; нарушений при проведении государственных закупок - 4 161,6 млн. тенге.
О фактах нарушений выявленных комплексным контролем бюджета Атырауской области докладывалось в Администрацию Президента Республики Казахстан по итогам 1 квартала текущего года (письмо №КФКиГЗ-2-2/3791 от 10.04.2008 г.).
По результатам проверки местных исполнительных органов Восточно-Казахстанской области выявлено финансовых нарушений в сумме 830,7 млн. тенге, нарушений законодательства, постановлений и решений маслихатов и акиматов - 6 321,9 млн. тенге, нарушения, выявленные при соблюдении правил, условий и процедур - 3 192,3 млн. тенге; нарушений при проведении государственных закупок - 2 968,1 млн. тенге.
Без наличия технико-экономического обоснования, а также без заключения экономической экспертизы в перечень инвестиционных проектов включены семь объектов на сумму 995,4 млн. тенге.
Необоснованно предусмотрены и произведены расходы в виде бюджетных субсидий КГКП "Представительство Восточно-Казахстанской области в г. Астане" - 92,5 млн. тенге, КГКП "Управление делами акимата города Усть-Каменогорска" - 162,2 млн. тенге и КГКП "Управление делами Акима области" - 613,4 млн. тенге, из них на сумму 332,3 млн. тенге приобретены легковые автомобили для акимов сельских и поселковых округов, областных департаментов и управлений.
За счет средств бюджета г. Усть-Каменогорска оплачены обязательства ГКП "Оскемен -Водоканал" на 45,0 млн.тенге.
В нарушение Бюджетного кодекса права по распоряжению коммунальной собственностью города в части купли-продажи, имущественного найма и доверительного управления с последующим правом выкупа в собственность, сохранены за государственным учреждением "Департамент финансов Восточно-Казахстанской области".
Кроме того, при уточнении областного бюджета допущено вмешательство уполномоченного органа акима области в бюджетные процессы районов и городов, что привело к нарушениям на сумму 1738,6 млн. тенге, в том числе путем внесения изменений в бюджетные субвенции - 1177,1 млн. тенге, бюджетные изъятия - 561,5 млн. тенге.
В ходе контроля к административной ответственности привлечены семь должностных лиц, в правоохранительные органы для принятия процессуального решения переданы шесть материалов контроля.
По результатам проверки местных исполнительных органов Северо-Казахстанской области выявлено финансовых нарушений в сумме 327,7 млн. тенге, нарушений законодательства, постановлений и решений маслихатов и акиматов - 1 344,1 млн. тенге, нарушений при проведении государственных закупок - 1 017,4 млн. тенге.
Так, в перечень бюджетных инвестиционных проектов областного бюджета включены проекты (программы), не вошедшие в утвержденные региональные программы на сумму 345,2 млн. тенге.
Содержание отдельных мероприятий не соответствует наименованию бюджетных программ и соответственно Единой бюджетной классификации на общую сумму 244,1 млн. тенге, в том числе расходы по выплате различных премий акима на сумму 75,5 млн. тенге.
Необоснованно предусмотрены и произведены расходы в виде бюджетных субсидий на сумму 209,7 млн. тенге.
Целевые текущие трансферты из областного бюджета предоставлены на мероприятия, не предусмотренные государственными, отраслевыми или региональными программами на сумму 104,1 млн. тенге.
В нарушение ст.41 Бюджетного кодекса Республики Казахстан при уточнении областного бюджета допущено вмешательство уполномоченного органа акима области в бюджетные процессы районов и городов, путем внесения изменений в бюджетные субвенции, что привело к нарушениям на сумму 47,7 млн. тенге.
В нарушение Бюджетного кодекса права по распоряжению коммунальной собственностью города в части купли-продажи, имущественного найма и доверительного управления с последующим правом выкупа в собственность, сохранены за Департаментом финансов Северо-Казахстанской области.
Аппаратом акима города Петропавловск реализовано коммунальное жилье в количестве 31 квартиры на сумму 45,9 млн. тенге, без разрешительных документов уполномоченного органа в лице Отдела финансов города Петропавловск.
В ходе контроля к административной ответственности привлечены девять должностных лиц, в правоохранительные органы для принятия процессуального решения переданы два материала контроля.
Контролем хозяйствующих субъектов выявлено финансовых нарушений в общей сумме 14 162,6 млн. тенге, в том числе: неэффективное использование бюджетных средств и активов государства - 6 527,3 млн. тенге; необоснованное использование бюджетных средств, грантов, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении - 4 918,6 млн. тенге; нецелевое использование бюджетных средств, кредитов, гарантированных государством займов - 2 453,1 млн. тенге; нарушения по поступлениям в бюджет - 179,2 млн. тенге и недостачи товарно-материальных ценностей и денежных средств - 84,5 млн. тенге;
Также, установлены нарушения, выявленные при соблюдении правил, условий и процедур, а также связанные с использованием финансовых активов на сумму 2 151,7 млн. тенге.
В целях усиления контроля и обеспечения строгого соблюдения норм действующего законодательства Республики Казахстан, всем проверенным объектам контроля направлены предписания на устранение выявленных нарушений и рассмотрение ответственности виновных должностных лиц в установленном законодательством порядке.
Председатель Комитета финансового контроля МФ РК Ю. Тлеумуратов |