www.procuror.kz, 9 октября
Органами прокуратуры республики проверено применение законодательства о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской беспризорности за 2007 год и 1 полугодие 2008 года.
Проведение данной проверки было обусловлено необходимостью повышения эффективности деятельности госорганов и учреждений, составляющих систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
Характерным нарушением законности, как выяснилось в ходе проверки, является сокрытие органами опеки фактов самовольного ухода детей из детдомов, истинных обстоятельств и причин пропажи детей.
Проверка также показала, что повсеместно органы опеки и попечительства ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по выявлению, обустройству, контролю и защите прав несовершеннолетних.
К примеру, в Северо-Казахстанской области органам опеки и попечительства о несовершеннолетней сироте Н.Зырьяновой стало известно спустя год со смерти матери, когда у бабушки возникла необходимость в получении пособия на содержание девочки. При этом школа об этом факте так и не сообщила в органы внутренних дел.
В рамках данной проверки по республике выявлено еще 54 таких факта.
Причина сложившегося положения - в отсутствии взаимодействия между уполномоченными органами: полицией, учебными заведениями, организациями здравоохранения, органами опеки и попечительства и юстиции.
Неустранимый и повсеместный характер приобретают факты несвоевременного обустройства органами опеки и попечительства несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации.
Так, в ходе проверки в г.Актобе, где на учете в органах опеки состоит 619 детей, прокуратурой выявлено 49 несовершеннолетних, которые, несмотря на сложное положение, не были обустроены в месячный срок.
К примеру, двое несовершеннолетних Н.Арынкулов и В.Евдокимов не были обустроены на протяжении 2-х лет.
Кроме того, при проведении встречных проверок по вышеуказанным фактам прокуратурой г.Актобе были выявлены нарушения жилищных прав несовершеннолетних Мельниковых.
Их мать умерла в 2006г., а до смерти, вместе с детьми, была прописана и проживала в доме, принадлежавшем деду несовершеннолетних.
Однако, как выяснили прокуроры, Мельниковы после смерти матери вынуждены были проживать у соседей, так как родная тетя детей препятствовала их проживанию в дедовском доме.
15 месяцев органы опеки и попечительства не принимали мер по закреплению прав детей на жилплощадь и долю в праве собственности на недвижимость.
Необходимо отметить, что своевременное обустройство этих детей (передача опекунам, попечителям, государственным организациям) позволило бы законным представителям принять меры по защите их имущественных интересов и других прав.
Проведенный анализ свидетельствует о низком уровне правовой квалификации сотрудников органов опеки, способствующих совершению нарушений законности, а также о нехватке кадров в данных учреждениях.
На одного служащего в Казахстане возлагаются обязанности по охране прав 25 тысяч детей. В то время как в мире на 1 специалиста приходится не более 5 тысяч несовершеннолетних.
В рамках реализации Программы "Дети Казахстана" на 2007 - 2011 годы" акиматы областей должны были ввести дополнительных специалистов по вопросам охраны прав и защиты интересов детей в Департаментах и отделах образования. Только в текущем году на эти цели были предусмотрены 217 млн. тенге. Однако, ни в одном регионе дополнительные единицы штатной численности так и не введены.
Отсутствие контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без опеки и попечения, а также за деятельностью опекунов и попечителей является наиболее характерным нарушением органов опеки.
Практически повсеместно уполномоченные органы не требуют от опекунов отчеты о состоянии здоровья подопечных, о работе по их воспитанию. В ряде случаев это стало главной причиной нарушений прав детей на нормальные условия содержания и воспитания.
К примеру, до сих пор орган опеки Актюбинской области не принял решение по обустройству несовершеннолетней Натальи Хорохориной, 1995 года рождения, бывшей воспитанницы Алгинской школы-интерната для детей сирот.
В 6-летнем возрасте девочка была удочерена Надеждой Хорохориной. Вскоре ее новая мать стала злоупотреблять спиртным и, в конце концов, была привлечена к уголовной ответственности за кражу, совершенную группой лиц. В августе 2007 года Хорохорина - старшая скончалась, а девочка осталась проживать вместе с ее гражданским мужем, не имевшим к ребенку никакого отношения.
Ни смотря на это, органами системы профилактики не были приняты своевременные меры по выявлению безнадзорного ребенка и его социальной реабилитации.
Слабый контроль органов опеки привел к тому, что в "Соколовской спецшколе-интернате для детей-сирот" Северо-Казахстанской области по-своему стали распоряжаться имуществом воспитанников.
Как показала проверка, администрация спецшколы-интерната с 2002 года вольно распоряжалась имуществом воспитанников: пособия по случаю потери кормильца переводились на сберегательные счета по депозитным вкладам, открытых на имена воспитанников под различные проценты и на различные сроки хранения.
В отдельных случаях, незаконные решения принималось самими органами опеки и попечительства.
Так, прокуратурой г.Алматы был выявлен факт незаконного распоряжения недвижимым имуществом подопечной.
Несовершеннолетняя Д.Тишкина, в соответствии с Договором приватизации, имела половину доли прав на квартиру в г.Алматы. Вторая часть имущества принадлежала опекуну Е.Суворовой.
С разрешения органов опеки Суворова продала квартиру и приобрела другую. При этом новую недвижимость опекун оформила лишь на свое имя, без выделения доли несовершеннолетней.
Таким образом, при попустительстве органа опеки и попечительства Ауэзовского района г.Алматы, девочка утратила права на свою недвижимость, которые были восстановлены только после вмешательства прокуратуры.
Особое внимание прокуроры уделили вопросу пропажи детей из детских домов и интернатов.
Проверкой были охвачены 102 из 340 организаций, в которых содержатся несовершеннолетние.
Как выяснили прокуроры, в этих учреждениях без уважительных причин отсутствовали 178 детей. При этом, в розыск объявлено лишь 84 ребенка.
Отсутствие детей администрации детских учреждений объяснили самовольным уходом. Однако, в ходе проверок выяснилось, что побеги нередко связаны с неправомерными действиями должностных лиц указанных учреждений.
Так, по возбужденному прокуратурой г.Семей делу по фактам жестокого обращения с детьми к уголовной ответственности была привлечена бывший директор детского дома № 8 семейного типа О.Колесникова.
Другой пример: в сентябре текущего года воспитанники Уштобинского детского дома Алматинской области Н.Вдовин, Р.Лазарев, Р.Мокавичук и В.Евлин в знак протеста ушли с детского дома и до сих пор не вернулись.
Как оказалось, причиной протеста послужили систематические оскорбления и избиения детей воспитательницей Г.Кильтбаевой.
Иногда даже органы внутренних дел не принимают весь комплекс мер к розыску несовершеннолетних.
Так, по данным УВД г.Семей с 2004 г. в межгосударственном розыске числится несовершеннолетний А.Лукиненко, 1991 г.р., но на его пропавшую сестру поисковое дело по каким-то причинам вовсе не заводилось.
Между тем, в текущем году брат с сестрой были найдены в социальном приюте для детей и подростков "Теплый дом" Кемеровской области РФ, в котором находились почти полгода.
Что более удивительно, в настоящее время А.Лукиненко выбыл из детдома в связи с совершеннолетием, а поисковое дело в его отношении до сих пор не прекращено.
Нередко факты самовольного ухода выявляются при совершении детьми-беглецами каких-либо правонарушений.
Так, воспитанник реабилитационного центра "Тин Чэллиндж Казахстан" Д.Александров самовольно покинул центр и не появлялся в нем 5 дней, при этом о его пропаже работники центра так и не уведомили уполномоченные органы.
Однако, спустя непродолжительное время из Бостандыкского РУВД г.Алматы в реабилитационный центр поступило сообщение о совершении Александровым кражи. Сегодня мальчик находится в розыске.
Серьезным последствием для здоровья ребенка обернулись действия руководителя профлицея № 8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Акмолинской области. Как выяснилось, инвалид 3 группы В.Вартик регулярно передавался директором лицея Давыдовой жителям села на подработки.
Вартик был обнаружен со следами побоев на теле в ходе рейда транспортной прокуратуры по зданию железнодорожного вокзала станции Кокшетау. Ребенок сообщил, что его принудительно удерживали в с.Шалкар Айыртауского района СКО для выполнения хозяйственных работ.
Прокуратурой было установлено, что несовершеннолетний действительно эксплуатировался в трудовых целях и в последний раз отсутствовал в лицее с 1 по 16 апреля 2008г. Само собой, за время его отсутствия администрация учебного заведения не принимала меры по установлению его местонахождения.
Интересный факт был выявлен в Госучреждении "Приют для временного содержания несовершеннолетних" г. Алматы, где на момент проверки должно было содержатся 14 детей, а фактически находилось всего 6 детей.
Более того, в ходе проверки установлено, что 4 из них - не воспитанники, а подставные лица, вызванные в приют для сокрытия факта отсутствия несовершеннолетних и являются родственниками служащих данного учреждения.
Как выяснилось, трое братьев Ахмет прибыли в приют по указанию родственницы А.Култаевой, повара приюта, а четвертый - О.Ахметов использовался и.о. директора приюта Р.Ахметовой, родной тетей мальчика.
Также прокуроры выявили попытки сокрытия истинных обстоятельств пропажи детей и дезинформирования органов внутренних дел.
К примеру, руководством Госучреждения "Областной детский дом" г.Жанаозен в отдел внутренних дел города было подано заявление о том, что воспитанницы Н.Бараусова и Ю.Бояркина ушли из детдома 9 февраля 2008 года.
Однако, проверка показала, что сведения о побегах не достоверны.
В частности, согласно записям в амбулаторной медицинской карте Бараусовой Натальи, побег был совершен ранее. Об этом нетрудно догадаться по записи врача от 5 февраля 2008 года о невозможности проведения осмотра несовершеннолетней в связи с ее нахождением в бегах.
Особую озабоченность вызывает состояние защиты прав несовершеннолетних в исправительных учреждениях.
В результате проверок двух воспитательных колоний для несовершеннолетних Комитета уголовно-исполнительной системы Минюста РК были выявлены нарушения законодательства о здравоохранении, санитарно-эпидемиологическом благополучии, лицензировании.
К примеру, было нарушено гарантированное право 67 детей на социальное обеспечение по потере кормильца и по иным законным основаниям.
Проверки также проводились в Домах ребенка при женских исправительных учреждениях. В Учреждении ЛА-155/4 был обнаружен несовершеннолетний Н.Блейх 2008 г.р., страдающий опухолевым заболеванием глаз.
Как выяснилось, серьезному заболеванию ребенка, не смотря на имеющееся заключение окулиста, руководство учреждения и ответственный педиатр не придали большого значения. Более того, в течение 2 месяцев ребенок не наблюдался врачами учреждения.
Лишь по требованию прокуратуры ребенок был направлен в КазНИИ глазных болезней для обследования, постановки диагноза и оказания срочной высокоспециализированной медицинской помощи. После обследования ребенку был поставлен диагноз: "Лимфома". Кроме того, Блейх дано направление на получение квоты на высокоспециализированную помощь.
В настоящее время по 3 аналогичным фактам проводится доследственная проверка.
По результатам прошедшей проверки органами прокуратуры республики внесено 245 представлений об устранении нарушений законности, 14 протестов, в суд предъявлено 18 исковых заявлений, возбуждено 4 уголовных дела, к дисциплинарной ответственности привлечено 142 лица.
Причин указанных нарушений много, чаще всего это халатное отношение к служебным обязанностям сотрудников органов опеки, слабое знание норм законодательства, острая нехватка кадров, а также неадекватность требований действующего законодательства, тенденций роста социального сиротства и возможностей государственного аппарата. |