Сергей БОЙКО, "Око", 5 декабря
Очередной скандал на железной дороге - на фоне крайней изношенности локомотивного хозяйства, когда любая недоделка может обернуться крушением, железнодорожники допускают перепробег локомотивов и их некачественный ремонт с использованием контрафактных запчастей. А инспекторы-приемщики идут на поводу у ремонтников, выпуская на линию технически неисправные поезда.
О том, что ездить в наших поездах становится все опаснее, говорят уже давно. А в качестве причин чаще всего называют изношенность железнодорожного полотна и износ вагонов. Но то, что происходит в локомотивном хозяйстве, все труднее объяснять объективными причинами. Зачастую речь идет о халатности и экономии на здоровье и жизни пассажиров. Многочисленные нарушения требований законодательства по вопросам ремонта и продления срока эксплуатации локомотивов выявлены в деятельности АО "Локомотив", АО "Локомотивный сервисный центр" и ТОО "Локомотив 2030". После вмешательства прокуратуры приостановлена эксплуатация 29 локомотивов, создающих угрозу безопасности движения. Железнодорожники и не думали отправлять их на ремонт.
Так, в Костанайском локомотивном депо использовали два электровоза и тепловоз, сроки эксплуатации которых истекли еще в 2000-2002 годах. Министерство транспорта и коммуникаций продлило срок их использования еще на несколько лет. Очередной срок "годности" электровозов истек в сентябре 2007 и мае 2008 года, но их продолжали использовать в перевозках. Проверкой в Карагандинском эксплуатационном локомотивном депо установлено, что по 7 локомотивам допущен перепробег. Также выявлены электровозы, имеющие перепробег свыше 18 тыс. км. По аналогичным причинам приостановлена эксплуатация 10 локомотивов в Курорт-Боровском депо. Похожие факты выявлены в Жанааркинском депо, где тепловозы имели перепробег более 11 тыс. км, при норме 8-10 тыс. км.
- По центральному транспортному региону имеют место предпосылки к возникновению угрозы на железнодорожном транспорте. Возросло количество браков особого учета. На долю локомотивного хозяйства приходится 59% браков в железнодорожной отрасли, - подчеркнул центральный региональный транспортный прокурор Аман Абдыкаримов. - В деятельности АО НК "КТЖ" и его аффилированных предприятий не в полной мере соблюдаются требования законодательства, направленного на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте.
То, что железной дороге требуется серьезное обновление подвижного состава, прекрасно знают и в локомотивных компаниях. Но проблема в том, что менять изношенную технику 60-х годов выпуска не на что. За последние два года произведена модернизация 46 локомотивов, закуплено 15. В то время как локомотивный парк превышает полторы тысячи тепловозов и электровозов, 75% которых находятся в крайне изношенном состоянии.
СТАВКА НА АВОСЬ
В ходе проверки также выявлены факты некачественного ремонта локомотивов. К примеру, 4 ноября ремонтным предприятием ТОО "Алтын Орда 2004" (станция Астана) был проведен ремонт электровоза ВЛ80С № 392. Эту работу благополучно приняли в Карагандинском депо. Однако осмотр локомотива на станции Караганда-Сортировочная выявил многочисленные неисправности, локомотив снят с эксплуатации. Такой же выявлен в Костанайском депо. 8 октября сюда после ремонта прибыл тепловоз ТЭМ2 № 6836. Инспектор-приемщик Б. Кубеев выявил ряд недоделок и отразил их в журнале. Но вновь поступивший на смену инспектор С. Сокира не обратил на замечания внимания и выпустил тепловоз на линию. Похоже, приемщиков не пугает, что в случае аварии они будут нести уголовную ответственность.
- Мы привлекли к ответственности всех руководителей локомотивных депо. Четыре приемщика уволены за халатность. Главному приемщику объявлен выговор. Но, к сожалению, есть факты, когда приемщики идут на поводу у ремонтников, - пояснил первый вице-президент АО "Локомотив" Казесхан Жуматаев.
Более того, выяснилось, что рассыпающиеся на глазах машины просто нечем "латать". В филиалах АО "Локомотивный сервисный центр", которое занимается техобслуживанием подвижного состава, зафиксирован дефицит запчастей. При проверке астанинского филиала АО "ЛСЦ" установлено, что при норме 100 тормозных колодок, в наличии имеется лишь 40, отсутствуют краны машиниста, краны вспомогательного тормоза. Не хватает запчастей в Карагандинском филиале АО "ЛСЦ". Так, в ПТОЛ Балхаш неснижаемый запас узлов и запчастей не превышает 40%. А в ПТОЛ Караганда при проверке качества используемых запчастей установлено, что по многим из них отсутствуют сертификаты качества. А ряда деталей, повседневно используемых для ремонта, вовсе нет. Но их закуп во втором полугодии не производился.
С дефицитом запчастей столкнулись и 19 ремонтных предприятий. Все они до середины этого года находились в частных руках и предпочитали закупать детали через перекупщиков. Так проще и дешевле. При этом значительная доля закупаемых запчастей была контрафактной. Государство было вынуждено выкупить контрольные пакеты акций этих компаний. Руководители пяти из них были освобождены от занимаемых должностей.
- После создания управляющей компании принято решение о централизации вопросов снабжения для всех локомотивных предприятий. Нам удалось за счет наращивания объемов закупа выйти на заводы-производители, - отметил заместитель генерального директора ТОО "Ремонтная корпорация "Камкор" Мурат Амиров. Однако это не решило всех проблем.
- В течение года сложилась непредсказуемая ситуация с ценообразованием на запчасти. Договоры заключались по одним ценам, а через два месяца поставщики отказывались. Только сейчас ремонтные предприятия стали более-менее их получать.
Транспортная прокуратура потребовала от АО НК "КТЖ" обеспечить содержание локомотивного парка в исправном состоянии и наказать виновных. С учетом негативного положения в локомотивном хозяйстве прокуроры намерены проводить такие проверки на постоянной основе. |