Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 6 декабря
22 сентября 2008 года подразделение Минфина - департамент обеспечения деятельности государственного органа - провело тендер по модернизации внутренней инфраструктуры административного здания - Дом министерств в Астане. Заявку на участие в конкурсе подали 9 компаний, 8 из которых были отклонены: в конкурсной документации, предоставленной потенциальными поставщиками услуг, не были соблюдены государственные стандарты. Как рассказали нашей газете представители одной из компаний, участвовавших в тендере, вся документация была подготовлена в соответствии с требованиями к конкурсной документации, а значит - вина за несостоявшийся тендер лежит полностью на Минфине. В частности, утверждают бизнесмены, члены конкурсной комиссии допустили грубейшие нарушения действующего законодательства о государственных закупках и других нормативно-правовых актов. К примеру, неоднократно менялась техническая спецификация, но участники конкурса об этих изменениях почему-то не были уведомлены, при составлении конкурсной документации организатор "забыл" указать госстандарты Республики Казахстан, но указал при этом международные стандарты технической спецификации. Более того, несколько конвертов с заявками были приняты и участвовали в конкурсе после того, как истек срок их принятия.
В результате только одна заявка не была отклонена - от компании ТОО "Инком ЦентрАзия". И все бы на этом закончилось: пошумели бы конкурсанты, пожаловались на неприкрытое лоббирование интересов одной компании - и разошлись. Но вышло по-другому. Кто-то запомнил: при проведении процедуры вскрытия конвертов председатель конкурсной комиссии огласил, что ТОО "Инком ЦентрАзия" предоставило бухгалтерский баланс по состоянию на 1 января 2008 года. На вопрос, не ошибся ли он, председатель ответил отрицательно. Для тех, кто не знает тонкостей конкурсного законодательства, объясню: по закону годовой бухгалтерский баланс на конкурс должен был быть представлен на 31 декабря 2007 года. Когда проигравшие компании стали возмущаться по поводу этого нарушения, организатор признал тендер несостоявшимся и назначил повторное его проведение на... 8 декабря, тем самым умудрившись нарушить еще и Трудовой кодекс Республики Казахстан (8 декабря объявлен выходным днем в связи с празднованием Курбан-айта). Сомневаюсь, что чиновники оторвутся от праздничного дастархана ради вскрытия конвертов с заявками участников конкурса. Кстати говоря, по их словам, срок выполнения работ по модернизации внутренней инфраструктуры административного здания Дом министерств - 3-4 месяца. То есть если в самый первый раз тендер был бы проведен правильно, то к Новому году работы на объекте были бы уже завершены, Минфин освоил бы бюджет, подрядчик получил расчет - и все были бы счастливы. Но вместо этого возобладали чьи-то интересы…
Однако вернемся к тендеру. В приложении 1 к конкурсной документации есть пункт, определяющий срок поставки товара - "со дня регистрации договора в территориальном органе казначейства до 15 декабря 2008 года". Этот пункт - очередное нарушение Закона "О государственных закупках". Ведь если следовать его букве, то договор должен быть заключен 23 декабря, и никак не ранее. Да и срок поставки оборудования - 26 декабря - является невыполнимым, так как технику нужно не только доставить на место, но и провести монтажные и пусконаладочные работы, что также займет не один день.
Обо всех этих нарушениях одна из компаний написала в своем запросе о разъяснении положений конкурсной документации, направленном в адрес организатора госзакупок еще 27 ноября. Ответ на запрос компания до сих пор не получила и, скорее всего, вообще не получит. Ведь тендер состоится уже в ближайший понедельник, и Минфин навряд ли согласится в очередной раз перенести его проведение - год-то уже заканчивается, а за неосвоение бюджета главное финансовое ведомство страны по головке не погладят. |