NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 18:01 ast
16:01 msk

Количество коррупционных преступлений в сфере госзакупок в 2008 году увеличилось на 76%
В "Казахтелекоме" выявлено незаконное проведение госзакупок на общую сумму 6 млрд тенге, а КТЖ и его дочерние предприятия незаконно использовали средства на сумму свыше 112 млрд тенге
09.12.2008 / криминал и коррупция

АСТАНА. 5 декабря. КАЗИНФОРМ /Курмат Самархан/

Сегодня в Астане проходит шестое заседание Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан", передает корреспондент Казинформа.
Выступая на заседании, председатель совета Оралбай Абдыкаримов отметил, что в настоящее время всех волнует положение дел в сфере государственных закупок. "Как вам известно, недавно были приняты поправки в законодательство по данной тематике, согласно которым при проведении определенных тендеров и госзакупок предпочтение будет отдаваться отечественным производителям. Кроме того, есть много других положительных моментов", - пояснил он.
По данным финансовой полиции, в 2007 году в сфере государственных закупок зарегистрировано 133 коррупционных преступления, а за 10 месяцев текущего года количество подобных уголовно наказуемых деяний увеличилось на 76%, составив 235 фактов, проинформировал председатель совета.
Кроме того, 114 уголовных дел по коррупционным преступлениям были направлены в суды, привлечены к ответственности 25 человек. "В связи с этим актуальность противодействия правонарушениям в сфере госзакупок только растет. Известно, что коррупция непосредственно связана со злоупотреблением полномочиями и властью. То есть руководители различных государственных структур при проведении тендеров отдают предпочтение знакомым представителям бизнеса и тем самым наносят определенный ущерб", - подчеркнул О. Абдыкаримов.

-----

В текущем году более 100 должностных лиц привлечено к ответственности за нарушения в сфере госзакупок – Генпрокуратура РК
АСТАНА. 5 декабря. КАЗИНФОРМ /Курмат Самархан/

В 2007 году в сфере госзакупок выявлено более шести тысяч нарушений. Об этом сегодня в ходе проходящего в Астане шестого заседания Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" сообщил заместитель начальника департамента по надзору за законностью в деятельности государственных органов Генеральной прокуратуры РК Сапарбек Нурпеисов, передает Казинформ.
По словам С. Нурпеисова, органами прокуратура проделана определенная работа по надзору за применением законодательства в сфере государственных закупок. Проведены проверки в государственных органах и национальных компаниях, госпредприятиях учреждениях образования и здравоохранения.
"По результатам проверок внесено более двух тысяч актов прокурорского реагирования, по ним отменено и изменено около 300 актов, защищены конституционные права более 600 лиц, к различным видам ответственности привлечено около 3 тыс. человек. Возбуждено 58 уголовных дел, удовлетворено 9 исков на сумму более 600 млн. тенге", - проинформировал представитель Генпрокуратуры.
В текущем году проведено более 900 проверок, по результатам которых выявлено более 4 тысяч нарушений законности, к ответственности привлечено более 100 должностных лиц, отметил он.
Простое информирование о статистике наглядно демонстрирует масштаб правонарушений в сфере госзакупок. "Нередко имеющиеся в законодательстве упущения дают возможность создания дополнительных административных барьеров для развития предпринимательства. Если взять госзакупки, то ряд должностных лиц настолько проникается корыстолюбием, что забывает даже о самосохранении", - пояснил С. Нурпеисов.

-----

В законодательных актах, относящихся к надзору за госзакупками, остаются большие коррупционные ниши – С. Нурпеисов
АСТАНА. 5 декабря. КАЗИНФОРМ /Курмат Самархан/

До сих пор в законодательных актах, относящихся к разрешительной системе, контрольно-надзорной деятельности за государственными закупками, остаются большие коррупционные ниши. Об этом сегодня на шестом заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" заявил заместитель начальника департамента по надзору за законностью в деятельности государственных органов Генеральной прокуратуры РК Сапарбек Нурпеисов, передает Казинформ.
"Очевидно, что причиной большинства нарушений закона о госзакупках является коррупционное желание заказчика и иных должностных лиц. Нарушения в данной сфере однотипны и системны. Наиболее характерным из них являются неправомерное избрание способов госзакупок, незаконный состав конкурсной комиссии, участие в конкурсе аффилированных поставщиков, незаконное отклонение заявок, неправомерный допуск к участию в конкурсе и другие", - сказал заместитель начальника департамента.
Цитируя Главу государства, С. Нурпеисов отметил, что "необходима глубокая инвентаризация законодательства, регулирующего различные сферы экономики".

----

По результатам прокурорских проверок в области госзакупок в текущем году выявлено более 4 тысяч нарушений - Генпрокуратура РК
Астана. 5 декабря. "Казахстан Сегодня"

По результатам прокурорских проверок в области госзакупок в текущем году выявлено более 4 тыс. нарушений. Об этом сегодня на 6 заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" сообщил заместитель начальника департамента по надзору за законностью в деятельности государственных органов Генеральной прокуратуры РК Сапарбек Нурпеисов, передает корреспондент агентства.
"В текущем году проведено более 900 проверок по государственным закупкам, по результатам которых выявлено более 4 тыс. нарушений законности, к ответственности привлечено более 100 должностных лиц", - сказал С. Нурпеисов. "Простое ознакомление с этой статистикой наглядно демонстрирует масштаб правонарушений в сфере государственных закупок", - добавил он.
По его словам, "до сих пор в законодательных актах, относящихся к разрешительной системе контрольно-надзорной деятельности государственных закупок, остаются большие коррупционные ниши".
Как отметил представитель Генпрокуратуры, нарушения закона о государственных закупках однотипны и системны. "Наиболее характерными из них являются неправомерное избрание способа госзакупок, незаконный состав конкурсной комиссии, участие в одном конкурсе аффилированных поставщиков, незаконное отклонение заявок, неправомерный допуск к участию в конкурсе, определение победителя поставщика, заявка которого подлежит отклонению, нарушение процедуры заключения договоров, ненадлежащее исполнение договоров, оплата за невыполненный объем работ",- пояснил он.

----

В компании "Казахтелеком" выявлено незаконное проведение госзакупок на общую сумму 6 млрд тенге - Генпрокуратура
Астана. 5 декабря. "Казахстан Сегодня"

В компании "Казахтелеком" выявлено незаконное проведение госзакупок на общую сумму 6 млрд тенге. Об этом сегодня на 6 заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" сообщил заместитель начальника департамента по надзору за законностью в деятельности государственных органов Генеральной прокуратуры РК Сапарбек Нурпеисов, передает корреспондент агентства.
"При проверке компании "Казахтелеком" выявлены госзакупки, проведенные с нарушением законодательства о закупках, на общую сумму свыше 6 млрд тенге", - сообщил С. Нурпеисов.
По словам представителя Генпрокуратуры, при проведении конкурса по госзакупкам в компании "Казахтелеком" нарушались принципы добросовестной конкуренции и представления определенным поставщикам разных возможностей. "Конкурсная комиссия "Казахтелекома" при госзакупках лоббировала интересы компании "Сименс", неправомерно определяя их победителями", - уточнил С. Нурпеисов.
Он также отметил, что многие отечественные поставщики были лишены возможности участвовать в госзакупках еще на стадии подготовки конкурсной документации. "Для одного конкурса было установлено такое квалификационное требование: годовой оборот потенциального поставщика должен составлять не менее 5 млн евро", - пояснил он.
"Также "Казахтелеком" вне предусмотренной законом процедуры о госзакупках израсходовал 1 млрд 137 млн тенге под предлогом организации выставок и представительских расходов", - добавил представитель Генпрокуратуры.

----

КТЖ и его дочерние предприятия незаконно использовали средства на сумму свыше 112 млрд тенге - Генпрокуратура
Астана. 5 декабря. "Казахстан Сегодня"

Проверка АО "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и его дочерних предприятий установила незаконное использование средств на сумму свыше 112 млрд тенге. Об этом сегодня на 6 заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан" сообщил заместитель начальника департамента по надзору за законностью в деятельности государственных органов Генеральной прокуратуры Казахстана Сапарбек Нурпеисов, передает корреспондент агентства.
"Проверка КТЖ и его дочерних предприятий установила незаконное использование средств на сумму свыше 112 млрд тенге", - сказал С. Нурпеисов.
По его словам, компанией КТЖ при проведении конкурса по государственным закупкам допускались факты фальсификации, когда одним поставщикам давался усеченный перечень закупаемых товаров, а другим, интересы которого лоббировались, полный.
"Вопреки требованиям закона победителями признавались поставщики, не соответствовавшие квалификационным требованиям", - проинформировал представитель Генпрокуратуры. "Были установлены 56 поставщиков, которые по 40 конкурсам признаны победителями, хотя они не соответствовали квалификационным требованиям", - пояснил он.
С. Нурпеисов также отметил, что "выявлено ненадлежащее исполнение договоров при осуществлении капитального ремонта магистральной железнодорожной сети". "Проектно-сметная документация на капитальный ремонт 60 участков на сумму более 20 млрд тенге вообще не прошла государственную экспертизу. Также были скрыты факты отмывания денег КТЖ через специально созданные для этого фирмы", - сказал С. Нурпеисов.

----

Генеральная прокуратура РК начала проверку в Министерстве внутренних дел
Ярослав Красиенко, www.ktk.kz, 5 декабря

Генеральная прокуратура Казахстана начала специальную проверку в Министерстве внутренних дел. Главное надзорное ведомство республики планирует выяснить, законно ли требование полицейских об обязательном приобретении автовладельцами так называемых "водительских талонов". Проверка будет проведена по инициативе Антикоррупционного совета правящей партии. Сегодня представители прокуратуры докладывали партийцам о ходе борьбы с коррупцией и так увлеклись, что повергли в шок даже всегда оптимистичных активистов "Нур Отана". "Скелет из шкафа" прокуроры достали прямо на глазах Ярослава Красиенко, чем удивили не только его.
Общественный антикоррупционный совет при правящей партии – это такой авангард "Нур Отана" в бескомпромиссной войне с казнокрадством, которую объявил Президент страны. Именно сюда, в "хайтековское" здание на столичном Левобережье со всей страны стекаются вопиющие и не очень факты о мздоимстве, вымогательстве, покровительстве и прочих "непрофильных" действиях чиновников. Сегодня тут решительно взялись за самую больную тему – коррупции при проведении государственных закупок.
Слово предоставили прокурорам.
Сапарбек Нурпеисов, официальный представитель Генеральной прокуратуры РК:
- Конкурсные комиссии "Казахтелекома" при госзакупках лоббировали интересы компании "Siemens", ряда других поставщиков, неправомерно определяя их победителями. Многие отечественные поставщики были лишены возможности участвовать в госзакупках еще на стадии конкурсной документации.
"Как? И это после всех скандалов, увольнений и жестких санкций в отношении топ-менеджеров Национального оператора связи?" - партийные борцы с коррупцией не могли скрыть своего удивления. Похоже, в этот момент они окончательно потеряли веру, если не в человечество, то точно в честность своих коллег по государственной службе.
Оралбай Абдыкаримов, председатель Общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан":
- Если так дальше будет продолжаться, то мы из этого кризиса не вылезем. И те миллиардные деньги, которые направляются на поддержку экономики, малого и среднего бизнеса, опять рассосутся по карманам.
Но позже выяснилось: удручающую статистику прокуроры достали из архива, сдули с папок пыль и, пожалуйста, можно приводить под видом свежих коррупционных преступлений и заодно в качестве примера, что Генпрокуратура не дремлет. Нарушения в "Казахтелекоме" оказались "с бородой" – трех, а то и пятилетней давности. Пришлось подсказать прокурорам адреса, где могут найтись более актуальные нарушения закона.
Артур Платонов, член Общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан":
- Может, стоит Генеральной прокуратуре проверить законность требования иметь талон?
Речь о скандальной инициативе МВД. Напомню, уже с первого января все автовладельцы страны обязаны иметь так называемые "водительские талоны", которые сначала обещали выдать бесплатно, а потом передумали.
Сапарбек Нурпеисов, официальный представитель Генеральной прокуратуры РК:
- Генеральная прокуратура уже начала проверку, комплексную. Я думаю, в ближайшее время нам будут известны результаты этой проверки. Но на сегодня пока рано что-либо говорить.
Очевидно, что "что-либо говорить" можно будет уже после Нового года, когда состоится очередное заседание Общественного антикоррупционного совета при партии "Нур Отан". Генеральная прокуратура свою проверку закончит как раз к этому времени. А заодно запасется какими-нибудь свежими данными о том, кто, в каких размерах и при каких обстоятельствах крадет деньги из государственного бюджета.

-----

Прокурорский надзор в сфере государственных закупок
Доклад заместителя начальника Департамента по надзору за законностью в деятельность государственных органов ГП РК Нурпеисова С.А. на VI заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан"

www.procuror.kz, 5 декабря

Органами прокуратуры проделана определенная работа по надзору за применением законодательства о государственных закупках.
Проведены проверки в государственных органах, нацкомпаниях, госпредприятиях, учреждениях образования и здравоохранения.
В 2007 году в сфере государственных закупок выявлено более 6 тысяч нарушений, внесено более 2 тысяч актов реагирования.
По ним отменено и изменено 299 актов, защищены конституционные права 631 лица, к различным видам ответственности привлечено 2916 лиц. Возбуждено 58 уголовных дел.
Удовлетворено 9 исков на сумму свыше 600 миллионов тенге.
В текущем году проведено более 900 проверок, по результатам которых выявлено более 4000 нарушений законности, к ответственности привлечено более 100 должностных лиц.
О результатах прокурорских проверок информированы Глава государства и его Администрация.
Простое ознакомление с этой статистикой наглядно демонстрирует масштаб правонарушений в сфере госзакупок.
Как отметил Глава государства, выступая на Антикоррупционном форуме, необходима глубокая "инвентаризация" законодательства, регулирующего различные сферы экономики.
До сих пор в законодательных актах, относящихся к разрешительной системе, контрольно-надзорной деятельности, государственным закупкам, остаются большие "коррупционные ниши".
Практика применения законодательства показывает, что оно нередко используется для создания искусственных административных барьеров для развития предпринимательства.
Если речь заходит о госзакупках, ряд должностных лиц настолько проникается корыстолюбием, что забывают даже о самосохранении.
Очевидно, что причиной большинства нарушений Закона о госзакупках являются коррупционные желания заказчика и иных должностных лиц.
Нарушения Закона о госзакупках однотипны и системны.
Наиболее характерными из них являются:
- неправомерное избрание способа закупок;
- незаконный состав конкурсной комиссии;
- участие в одном конкурсе аффилированных поставщиков;
- незаконное отклонение заявок;
- неправомерный допуск к участию в конкурсе и опреде-ление победителем поставщика, заявка которого подлежит отклонению;
- нарушение процедуры заключения договоров;
- ненадлежащее исполнение договоров о госзакупках;
- оплата за невыполненный объем работ;
- непринятие мер за нарушение условий договора и т.д.
К примеру, при проверке АО "Казахтелеком" выявлены госзакупки, проведенные с нарушением законодательства закупках, на общую сумму свыше 6 миллиардов тенге (6 446 734 545).
При этом нарушались принципы добросовестной конкуренции и предоставления поставщикам равных возможностей.
Конкурсные комиссии Казахтелекома при госзакупках лоббировали интересы компании Сименс и ряда других поставщиков, неправомерно определяя их победителями.
Многие отечественные поставщики были лишены возможно-сти участвовать в госзакупках еще на стадии подготовки конкурсной документации. Так, для одного конкурса установлено такое квалификационное требование, как "годовой оборот потенциального поставщика должен составлять не менее 5 миллионов евро".
Выигравшая конкурс компания группы Сименс свои обяза-тельства выполнила с нарушением установленного срока. Однако какой-либо претензионно-исковой работы проведено не было.
В других случаях для сужения конкурентной среды комиссия потребовала согласия на оплату поставленных товаров в течение 2 и более лет.
С такими условиями, как правило, не соглашается никто, кроме "своих" поставщиков, которые могут затем рассчитывать на оплату в гораздо более сжатые сроки.
Также Казахтелеком вне предусмотренной Законом процедуры госзакупок израсходовал 1 миллиард 137 миллионов тенге под предлогом организации выставок и представительских расходов.
Большая часть необоснованно выведенных из-под сферы действия Закона денег была обналичена.
Подробно привожу примеры проверки Казахтелекома. Однако эти нарушения типичны для системы госзакупок. Особое беспокойство вызывают ряд национальных компаний и сфер общественной жизни: "?аза?стан темір жолы", здравоохранение, образование, строительство транспортной структуры и объектов ЖКХ.
Проверка КТЖ и его дочерних предприятий выявила незаконное использование средств на сумму свыше 112 миллиардов тенге.
Не соблюдался принцип равенства возможностей потенциальных поставщиков.
Допускались факты фальсификации, когда одним поставщи-кам выдавался усеченный перечень закупаемых товаров, а другим, интересы которых лоббировались, - полный.
Например, документация в одном варианте предусматривала закуп по 9 лотам машин и механизмов, тогда как в другом содержалось уже 18 лотам, включая запчасти вагонов.
Вопреки требованиям (пп.1 п.3 ст.16) Закона победителями признавались поставщики с несоответствующими квалификационным требованиям заявками.
Установлено, что 56 поставщиков по 40 конкурсам признаны победителями, хотя они не соответствовали квалификационным требованиям (ст.8 Закона).
Выявлено ненадлежащее исполнение договоров при осуществлении капремонта магистральной железнодорожной сети.
Проектно-сметная документация на капремонт 60 участков на сумму более 20 миллиардов тенге вообще не прошла государственную экспертизу.
Вскрыты факты отмывания денег КТЖ через специально созданные для этого фирмы.
Большая разница между закупочной и реальной стоимостью товаров питает коррупцию. Появляются свободные деньги для дачи взяток и "откатов".
Подавляющее большинство поставщиков пользуются услугами "обнальных" фирм. В конечном итоге это наносит громадный вред экономическим интересам государства.
Факты обналичивания денег через лжепредприятия выявлены на сумму более 1,5 млрд. тенге.
По результатам этой проверки КТЖ прокуратурой возбуждено 26 уголовных дел, ряд материалов направлен в финполицию для принятия процессуального решения.
Несмотря на это, нарушения продолжаются. В этом году в АО "Локомотив" выявлено 74 нарушения, допущенных при закупке ГСМ и дизельного масла на сумму свыше 53 миллиардов тенге.
Нарушения установленных законом процедур выбора поставщиков повсеместны и допускаются не только в упомянутых выше нацкомпаниях.
К примеру, Министерством образования и науки победителями конкурсов неоднократно признавались организации, не соответствующие квалификационным требованиям.
Прокуратурой Жамбылской области в областном Департаменте строительства выявлены коррупционные правонарушения по государственным закупкам при строительстве школы в Меркенском районе (победитель конкурса ТОО "Базис – К" с ценовым предложением на сумму 172 миллиона тенге).
Как показала проверка, победитель конкурса не имел лицензии на монтаж строительных конструкций башенного и мачтового типа, дымовых труб. Однако другие поставщики не были допущены к участию в конкурсе именно в связи с отсутствием такой лицензии.
Нарушениям принципа справедливости при выборе поставщика в немалой степени способствует позиция судебных органов.
Дела о признании госзакупок недействительными рассматриваются судами в общем порядке – в течение двух месяцев, что явно не способствует своевременному устранению нарушений.
Даже при очевидных нарушениях иски судами отклоняются со ссылкой на то, что товар уже поставлен, оплата произведена и возврат сторон в первоначальное положение проблематичен.
Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости четкой регламентации порядка и сроков рассмотрения подобных споров в судах.
В этих целях Генеральной прокуратурой в Верховный суд направлено письмо с предложением обобщить судебную практику по делам названной категории.
Незаконное содействие "своим" поставщикам находит свое выражение не только при выборе победителя, но и на последующих этапах.
Заказчики упорно не замечают ни нарушений сроков поставок, ни низкого качества выполненных работ и оказанных услуг. Недобросовестные поставщики в соответствующий реестр не попадают и продолжают кормиться за счет госзаказов.
Встречаются факты составления фиктивных актов приемки выполненных работ или оказанных услуг.
Так, Отделом строительства г. Павлодара произведена 100 % оплата (223,5 млн. тенге) подрядчикам, хотя те строительство 2-х домов по Государственной жилищной программе 2005-2007 г.г. не завершили и теперь уклоняются от выполнения обязательств.
Материалы направлены в финполицию для принятия процессуального решения.
Некоторые нарушения на первый взгляд кажутся формальными, процедурными.
Однако на самом деле на эти формальные нарушения должностные лица часто идут ради другой, более опасной цели – получить мзду за содействие в получении госзаказа.
Последствия этого негативно влияют на жизнь общества самым губительным образом, через самые социальные отрасли – образование, здравоохранение, транспортная инфраструктура, обеспечение питьевой водой.
Наблюдая воочию разворовывание государственных денег в этих сферах, общественность возмущена состоянием законности в сфере госзакупок. И наведение порядка, необходимо в первую очередь именно в этих, социально значимых, публичных сферах.
Так, по отдельным населенным пунктам из-за нарушений законности на грани срыва находится программа "Питьевые воды".
Речь идет не только о нарушении процедур выбора поставщи-ка. Миллиардные убытки причинены нарушением принципа опти-мального и эффективного расходования денег.
Например, в декабре прошлого года в Южно-Казахстанской области завершено строительство Кентау-Туркестанского водопро-вода, общей стоимостью 1,4 миллиарда тенге. Однако разводящие сети города Туркестана и иных населенных пунктов, оказались не готовы к принятию и подаче воды населению.
По прошествии 10 месяцев со дня сдачи группового водопровода не проведен конкурс на реконструкцию разводящих сетей, не разработана проектно-сметная документация по отдельным населенным пунктам.
В итоге Кентау-Туркестанский водопровод законсервирован.
В Кызылординской области при строительстве Жиделинского группового водопровода подрядчик (АО "Арна") своевременно не вы-полнил обязательства, а заказчик – Комитет по водным ресурсам не смог обеспечить продление финансирования. В результате реализация проекта прекращена в 2003 году.
Сейчас недостроенный объект бесхозен, никем не охраняется и разворовывается. "В землю закопано" боле 88 миллионов тенге.
Нарушение требований законодательства к качеству проектно-сметной документации вызывает опасения надежность учреждений образования и здравоохранения, построенных в рамках отдельных госзакупок.
Прокуратурой Павлодарской области в областном Департа-менте строительства выявлен факт проведения конкурса на строительство противотуберкулезного диспансера. Этот конкурс на сумму более 2 миллиардов тенге, проведен в феврале этого года при-том, что проектно-сметная документация утверждена не была.
В Мангистауской области по целому ряду конкурсов, в том числе по строительству школ, технические спецификации конкурсной документации также не прошли государственную экспертизу.
Всего по результатам проверок законности госзакупок в сфере образования прокуратурой возбуждено 17 уголовных дел, внесено 112 актов реагирования, к ответственности привлечено 215 лиц.
Неэффективное использование бюджетных средств выявлено на сумму более 450 млн. тенге. Премьер - Министру внесено соответствующее представление.
Безответственное отношение проявляется и при проведении закупок в сфере здравоохранения.
5 августа текущего года Министру здравоохранения внесено представление об устранении нарушений законности, допущенных при государственных закупках.
Впоследствии факты нецелевого и нерационального расходования денег озвучены на республиканском совещании, прошедшем под председательством Главы государства.
Также проверялась законность приобретения медоборудования местными органами здравоохранения и учреждениями.
В целом нарушений выявлено на сумму более миллиарда тенге.
Нарушения законности и факты простаивания медобору-дования выявлены в каждом регионе.
В 2007 году в 161 медицинском учреждении простаивало 280 единиц медоборудования на сумму более 318 миллионов тенге, а в 1-м полугодии 2008 года, установлено простаивание уже более 460 единиц медтехники на сумму более 206 миллионов тенге.
К числу простаивающей техники относятся аппараты УЗИ, рентгеновские установки, оборудование для кардиохирургии и т.д.
Эти факты стали следствием неэффективного использования бюджетных средств на сумму более 500 млн. тенге.
Органами прокуратуры ЮКО в областном Управлении установлены многочисленные факты признания победителями поставщиков, не соответствующим квалификационным требованиям.
В результате таких закупок (ТОО "Эли фарм", ТОО "Фармация 77", ТОО "Медмаркет" и ТОО "Акзерке-ТМ") в медучреждения поставлено оборудование, незарегистрированное в Государственном реестре.
В связи с нарушениями в сфере здравоохранения прокуратурой внесено 60 представлений, к ответственности привлечено более 80 лиц, 8 материалов направлено в финполицию для принятия процессуального решения.
Уклонение от процедур государственных закупок выявле-но по объектам транспортной инфраструктуры.
В частности, в Западно-Казахстанской области (в ходе проверки Отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Уральска) установлен факт выполнения ремонтно-строительных работ без организации процедур госзакупок.
В октябре 2008 года были проведены закупки работ по ремонту дорог в г. Уральске на сумму более 137 миллионов тенге. Однако фактически эти работы выполнены подрядчиками еще в августе-сентябре, до начала процесса госзакупок. То есть закупки проведены формально, их победители были заранее предопределены.
При наличии таких серьезных проблем неизбежно возрастает значимость работы уполномоченного органа. Однако, к сожалению, его работа еще не в полной мере способствует повышению уровня финансовой дисциплины.
Установлены факты внесения предписаний в случаях, когда в действиях виновных имелись признаки административных правонарушений.
В столице ни одного административного дела не было возбу-ждено по фактам нецелевого и необоснованного использования бюджетных средств (ст. 177-1, ч. 3 ст. 177 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).
По факту неэффективного использования бюджетных средств (ст. 177-2 Кодекса) возбуждено лишь одно административное дело.
И это при многомиллиардном объеме финансирования и всем Вам известном качестве их освоения.
С 2002 года выделено свыше 200 миллионов тенге на разработку системы электронных закупок, а данная система до сих пор так и не внедрена в полном объеме.
Многомиллионные суммы отчетности создают видимость благополучия контрольной деятельности Комитета финансового контроля, однако под видом возмещенных в бюджет сумм часто указывалась общая стоимость закупок, по которым выявлены нарушения, в основном процедурного характера, фактически не влияющие на поступления в бюджет.
По результатам проверки уполномоченного органа прокуратурой внесено 30 актов прокурорского реагирования, возбуждено 3 уголовных дела. К ответственности привлечено 21 лицо.
Разрабатываемые уполномоченным органом нормативные правовые акты не только не способствуют точному и единообразному применению Закона о государственных закупках, но и сами лишь запутывают субъектов системы государственных закупок.
Например, Правила осуществления государственных закупок первоначально предполагались к принятию в сентябре 2007 года.
Однако, вместо запланированного срока утверждение Правил состоялось лишь 27 декабря 2007 года (постановление №1301). При этом в соответствии с пунктом 3 постановления №1301 оно введено в действие с 1 января 2008 года.
Для введения в действие Правил, состоящих из 308 пунктов, занимающих 74 страницы машинописного текста, было отведено 5 дней, из которых два являлись выходными.
Более того, официальное опубликование Правил состоялось только в период с 26 января по 5 февраля 2008 года.
То есть, основной подзаконный акт не был известен людям, обязанным его применять на протяжении месяца, а Правила утверждались при явном осознании невозможности граждан ознакомиться с их текстом.
Безответственное отношение к формированию нормативно-правовой инфраструктуры госзакупок проявилось не только в организационной неразберихе (ни один из 16 актов не был принят в первоначально запланированные сроки), но и в низком юридическом качестве нормативных правовых актов.
Позитивного влияния контролирующего органа на законность во вверенной ему сфере не чувствовалось уже давно, но кульминацией стало разоблачение руководства Комитета финансового контроля, после которого не имеет смысла останавливаться на более мелких нарушениях.
Вместо коренного перелома Министерство финансов стремится снять с себя ответственность за наведение порядка в сфере госзакупок, всячески сокращая функции Комитета финконтроля и задачи уполномоченного органа в этой сфере.
Всем Вам известны громкие уголовные дела последнего времени, когда ради получения сомнительной выгоды люди теряли все: должность, наработанный годами авторитет, личную свободу и, самое главное, уважение в обществе.
Судя по материалам уголовных дел, суммы взяток за принятие решения по государственным закупкам исчисляются десятками, а то и сотнями тысяч долларов США.
Эти "грязные" деньги победителями конкурсов перечисляются на счета лжепредприятий, а затем передаются в наличной форме взяткополучателям.
Пресечь такую деятельность, надзирая только за применением Закона "О государственных закупках", невозможно. Необходи-мы комплекс правоохранительных мероприятий и законодательные инициативы.
Например, Уголовный кодекс предусматривает ответственность только лжепредпринимателей, которыми зачастую оказываются подставные лица.
Нами предлагается ввести уголовную ответственность не только для лжепредпринимателей, но и для тех лиц, которые с ними фиктивные сделки заключают.
Полагаем, что данная мера значительно усложнит процесс перетекания в теневой оборот денег, полученных поставщиками по договорам государственных закупок. Соответственно, возникнут сложности и со сбором крупных сумм наличными для взяток.
С другой стороны процесс легализации преступниками полученных ими взяток предлагается усложнить посредством введения всеобщего декларирования доходов и мер, предусмотренных законопроектом о противодействии легализации преступных доходов.
Готовы мы активно участвовать и в совершенствовании сферы государственных закупок и по другим направлениям.
В частности, нами предлагается предусмотреть в законодательстве принцип ответственности каждого из участников конкурсной комиссии за свое решение.
Также предлагаем ввести процедуру обязательного предварительного изучения цен маркетинговыми службами субъектов госзакупок путем направления запросов в торгово-промышленные палаты, непосредственно поставщикам или получения сведений из иных достоверных источников.
Наличие у заказчика информации о реальных ценах на предмет закупок и обязанность учитывать их при проведении конкурсов, на наш взгляд, способно в определенной степени воспрепятствовать закупке по явно завышенным ценам.
В целях дальнейшего развития равноправных условий для участия поставщиков полагаем необходимым совершенствовать систему электронных государственных закупок, для чего как можно скорее приступить к практической реализации норм Закона, предусматривающих проведение госзакупок электронным методом.
Значительное количество нарушений также допускается вследствие незнания норм законодательства.
Для устранения правовой неграмотности и более оперативного устранения недостатков в работе конкурсных комиссий предлагаем рассмотреть вопрос о введении системы "прикомандирования" экспертов уполномоченного органа в области государственных закупок к министерствам и ведомствам.
Особого внимания также требует вопрос подзаконной регламентации процесса государственных закупок.
Внесенные недавно в Закон о госзакупках изменения требуют скорейшего учета и реализации на подзаконном уровне нормативно-правовой регламентации.
В частности, необходимо ускорить разработку внутренних нормативных процедур контроля за процессом расходования денег для национальных компаний и холдингов.
В любом случае для наведения порядка в сфере государствен-ных закупок необходим комплекс тщательно продуманных и скоор-динированных мер.
В свою очередь, мы готовы к конструктивному сотрудничеству со всеми силами, заинтересованными в обеспечении законности процесса государственных закупок.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Совершено нападение на журналиста газеты "Тасжарган" 31.12.2008
"Нарушения в сфере госзакупок носят массовый характер и являются основной причиной неэффективного использования средств государства" 31.12.2008
В поисках истины 31.12.2008
Стенка на стенку 31.12.2008
За нарушения - к ответу 31.12.2008
МОН - самое коррумпированное в Казахстане ведомство 30.12.2008
Ряд высокопоставленных чиновников задержаны за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии 30.12.2008
Проведен Координационный совет правоохранительных органов Мангистауской области 30.12.2008
Судья осужден 30.12.2008
Прокуратура Жылыойского района Атырауской области защитила конституционные права более 1300 учителей 29.12.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz