NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 03:07 ast
01:07 msk

Пресс-релиз
Генеральной прокуратурой в настоящее время проводится проверка применения законодательства, регламентирующего порядок хранения, размещения и утилизации отходов производства и потребления
15.01.2009 / криминал и коррупция

www.procuror.kz, 14 января

Генеральной прокуратурой в настоящее время проводится проверка применения законодательства, регламентирующего порядок хранения, размещения и утилизации отходов производства и потребления.

Предварительный анализ результатов проверки показал, что, несмотря на снижение объемов производства, ежегодный уровень образования отходов в стране остается высоким и площади 320 полигонов твердо-бытовых отходов, имеющихся в республике, с каждым годом все больше не хватает.

Более того, в связи с недостатком полигонов твердо-бытовые отходы и даже промышленные все чаще валятся на несанкционированные свалки. Это представляет особую опасность для окружающей среды, так как отходы на них хранятся длительное время без захоронения и разделения на компоненты.

При этом, уполномоченные государственные органы не обладает точными сведениями даже о расположении каждого выявленного прокурорами объекта размещения отходов.

Иногда местные исполнительные органы сами являются виновниками образования свалок.

К примеру, в нарушение Закона "О недрах и недропользовании", то есть без заключения уполномоченного органа по изучению и использованию недр решением акима Кызылжарского сельского округа Северо-Казахстанской области был выделен земельный участок площадью 8 га под размещение свалки.

В ходе прокурорской проверки выяснилось, что в недрах участка залегают общераспространенные полезные ископаемые. По итогам рассмотрения принесенного протеста незаконное решение акима было отменено.

Однако, незаконно образовавшаяся свалка до сих пор не убрана так, как акимат еще не принял решение о ее судьбе.

Отсутствие последовательных действий при планировании и финансировании бюджетных программ также стало причиной неэффективного использования бюджетных средств.

Так, в Павлодарском, Северо-Казахстанском, Жамбылском, Алматинском и Актюбинском регионах из областного бюджета ежегодно выделяется от 4 до 10 млн. тенге на технико-экономические обоснование строительства полигонов ТБО.

Разработка технико-экономического обоснования на строительство канализационных и дренажных систем в районных центрах обходится государству в среднем от 3,5 до 15 млн. тенге.

Выходит, что в среднем ежегодно на указанные технико-экономические обоснования и проекты государство затрачивает более 50 млн. тенге. На деле же, реальные мероприятия по оздоровлению окружающей среды не проводятся.

Анализ ряда проектов позволил установить повторность многих вопросов в их содержании.

Половинчатость и незавершенность инициируемых в регионах природоохранных программ также позволяет делать выводы о крайне неэффективном использовании бюджетных средств.

Согласно "Программе управления твердыми бытовыми отходами в Павлодарской области", обошедшейся бюджету в 5,9 млн. тенге, реализация мероприятий по совершенствованию системы управления отходами в области намечалась на 2007-2009 годы с объемом финансирования 5 млрд. тенге. Однако, в настоящее время эта программа не применяется.

Вместе с тем, даже при недостаточном финансировании мероприятий по обустройству полигонов, некоторые структурные подразделения местных исполнительных органов допускают хищение и неэффективное использование бюджетных средств.

Так, в Карасуском районе Костанайской области директор ГКП "Алга", осуществлявшего услуги по содержанию полигона твердых бытовых отходов, похитил и растратил бюджетные деньги, выделенные на строительство помещения для сторожей и персонала на полигоне.

Кроме этого, проверкой установлено, что данное предприятие не имело лицензии на строительство. Несмотря на все это, и.о начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог И.Мусин подписал фиктивный акт приемки выполненных работ.

По признакам преступлений, предусмотренных статьями 176 (присвоение или растрата вверенного чужого имущества) и 314 (служебный подлог) Уголовного Кодекса РК, материалы проверки направлены в финансовую полицию.

Другое госучреждение - "Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Костанайской области" заключило договор с ТОО "Кызыл-Агаш" о госзакупках услуг по очистке берегов реки Тобол от твердых бытовых отходов.

Согласно условиям договора, ТОО "Кызыл-Агаш" намеревалось выполнить работы за 22 дня. И действительно, акт выполненных работ был подписан в определенный условиями договора срок, однако оплата выполненных работ произведена не как за 22 фактически отработанных дня, а почему-то из расчета 90 дней.

В результате, вместо положенных 385 тысяч тенге, Управление выплатило товариществу 1 млн. 51 тысячу тенге. Сумма необоснованно использованных бюджетных средств составила 665 тысяч 760 тенге.

Но отдельного упоминания заслуживают выявленные нами нарушения требований законодательства к порядку обращения с отходами на действующих полигонах.

Основные нарекания к органам местного самоуправления вызвали сильно разросшиеся площади полигонов твердо-бытовых отходов, несоответствие полигонов нормативным требованиям, отсутствие средств на их обустройство в соответствии с санитарными, экологическими, строительными нормами и требованиям, плохой контроль за количеством складируемых отходов, частое самовозгорание, большое количество свалок.

В этой связи территориальными прокурорами в адрес акимов городов и районов внесено 68 представлений об устранении выявленных нарушений.

Сегодня мы хотели бы остановиться лишь на наиболее распространенных нарушениях.

К примеру, прокурорами был выявлен тот факт, что при эксплуатации свалок уполномоченные органы не ведут учет по образованию и размещению отходов.

Точной информацией о полном объеме, количестве и видам отходов госорганы не владеют так, как на полигонах нет весов, а также не применяется метод раздельного сбора и вывоза отходов.

А отсутствие сведений по виду производственных отходов и объектам их размещения уполномоченные органы объясняют тем, что форма и порядок ведения Государственного кадастра отходов производства и потребления все еще не определены, а природопользователи не сдают отчеты об обращении с отходами.

К примеру, в 2007 году за счет бюджетных средств в Павлодарской области было проведено мероприятия по захоронению и обезвреживанию 40 тонн исторических загрязнений, ядохимикатов на полигоне Павлодарского химзавода. Однако, в отчет по размещению отходов данная цифра не была занесена.

Уже потом, при проведении встречной проверки, выяснилось, что на бюджетные деньги были зарыты минеральные удобрения, а яды остались не захороненными. Надо полагать, в связи с высокой стоимостью и трудоемкостью работ. Так или иначе, материалы проверки по данному факту были направлены в департамент финансовой полиции по Павлодарской области. В настоящее время проводится доследственная проверка.

Подавляющее большинство полигонов, как оказалось, не имеет разрешений на загрязнение окружающей среды и, соответственно, не вносят в местные бюджеты плату за загрязнение окружающей среды.

К примеру, проверка коммунальной организаций г. Актобе АО "Спецавтотранспорт" показала, что предприятие оказывает услуги по вывозу отходов с тарифом, не включающим в себя налоговую плату за эмиссии в окружающую среду.

Ущерб от действий акционерного общества и ГКП "Тазалык" с декабря 2007 года составил 227 млн. 992 тысячи тенге. При этом подлежащая уплате в бюджет города сверхнормативная налоговая плата составила более 207 млн тенге.

Акиматами также не ведется мониторинг влияния полигонов на окружающую среду, не разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды, что чревато серьезными последствиями.

К примеру, в Шымкенте был установлен ужасающий факт застройки жилых домов в 300-500 метрах от ямы для захоронения скота, погибшего от заболеваний особо опасными инфекциями. Хотя, согласно требованиям законодательства, место захоронения скота должно быть расположено в 2 километрах от жилой застройки.

Проблемным является также вопрос утилизации тары из-под ядохимикатов и негодных пестицидов - в регионах до сих пор сжигают пластмассовую тару после проведения химических работ.

В Западно-Казахстанской области в складах хранения ядохимикатов, оставшихся после развала колхозов, обнаружены почти 11,5 тонн пестицидов. Надо отметить, что акиматы до сих пор не приняли мер к их захоронению.

В самом областном центре, вблизи больницы, прокурорами найдены 1 300 металлических емкостей из-под ядохимикатов, которые, как оказалось, из-за отсутствия склада токсичных отходов еще с 2004 года расположились буквально под открытым небом.

Уже много лет не решается вопрос размещения токсичных отходов на территории Западно-Казахстанской, Жамбылской и Северо-Казахстанской областей.

Между тем, в Уральске за счет местного бюджета построена первая очередь специального полигона для опасных отходов 1, 2 и 3 класса для захоронения ядовитых химических соединений, пестицидов и минеральных удобрений, непригодных к использованию. Однако, в настоящий момент полигон простаивает из-за отсутствия разрешительных документов.

В результате отходы всех трех классов опасности вынужденно размещаются на площадях крупных предприятий. К примеру, только в 2007 году на предприятиях выгружено свыше 56 тысяч тонн токсичных отходов. В то же время, более 7 тысяч тонн было складировано на полигоны, предназначенные для отходов лишь 5 класса опасности.

К сожалению, все еще часто акимы определяют места размещения отходов без согласования со специалистами в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической службы, при отсутствии положительных заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз.

Всего акимами вынесено 16 незаконных актов. На данные акты прокурорами принесены 14 протестов, которые полностью удовлетворены.

В завершение хотелось бы сообщить об установленных фактах откровенно слабого контроля за объектами повышенной радиационной опасности.

Как известно, 24 ноября 1972 года в Наурзумском районе Костанайской области был произведен подземный ядерный взрыв мощностью 10 килотонн в тротиловом эквиваленте.

В результате взрыва на полукилометровой глубине под избыточным давлением и температурой оказалось более 500 тонн радиоактивного вещества, период полураспада которого истекает только через 250-300 лет.

Последнее обследование района ядерного взрыва, вопреки требованиям Экологического кодекса, было проведено лишь в 2002 году, поэтому в настоящее время какой-либо объективной информации о безопасности данного объекта нет.

Столь же вопиющий факт был выявлен в ходе проверки деятельности одной из воинских частей, расположенных в Аулиекольском районе Костанайской области. В ходе лабораторных исследований, проведенных по требованию прокуроров, подтвердилась повышенная радиоактивность 242 тысяч 320 комплектов средств регенерации воздуха типа "В-64", обнаруженных на складах защитников Родины.

Однако, руководство воинской части до сих пор не приняло меры по захоронению или ликвидации регенераторов воздуха.

Прокуроры также выявили факты умышленной дачи заведомо недостоверных заключений по отходам, подлежащим радиологическому контролю.

В 2007-2008 годах на таможенном посту "Жана-Жол", расположенном на казахстанско-российской границе, радиационная система "Янтарь" срабатывала 9 раз. И каждый раз это был груз с радиационно-загрязненным металлом, следовавший из Алматинской и Карагандинской областей в Германию и КНР.

При этом во всех случаях отправители грузов имели положительные протоколы дозиметрического контроля, а также документы об отсутствии радиационного загрязнения, выданные санэпидемслужбами.

Результаты проведенных нами проверок показали слабую работу как местных исполнительных органов, на которых возложены функции по управлению отходами и вопросы благоустройства, так и уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды. Также выявлено отсутствие взаимодействия между экологами, органами санэпидемнадзора и акиматами.

В целом, по итогам проверок органами прокуратуры внесено 197 представлений об устранении нарушений законности, 28 протестов на незаконные решения местных исполнительных органов, возбуждено и рассмотрено 185 дел об административных правонарушениях, для принятия процессуального решения направлено 8 материалов проверок, по которым к настоящему времени органаГенеральной прокуратурой в настоящее время проводится проверка применения законодательства, регламентирующего порядок хранения, размещения и утилизации отходов производства и потребления.

Предварительный анализ результатов проверки показал, что, несмотря на снижение объемов производства, ежегодный уровень образования отходов в стране остается высоким и площади 320 полигонов твердо-бытовых отходов, имеющихся в республике, с каждым годом все больше не хватает.

Более того, в связи с недостатком полигонов твердо-бытовые отходы и даже промышленные все чаще валятся на несанкционированные свалки. Это представляет особую опасность для окружающей среды, так как отходы на них хранятся длительное время без захоронения и разделения на компоненты.

При этом, уполномоченные государственные органы не обладает точными сведениями даже о расположении каждого выявленного прокурорами объекта размещения отходов.

Иногда местные исполнительные органы сами являются виновниками образования свалок.

К примеру, в нарушение Закона "О недрах и недропользовании", то есть без заключения уполномоченного органа по изучению и использованию недр решением акима Кызылжарского сельского округа Северо-Казахстанской области был выделен земельный участок площадью 8 га под размещение свалки.

В ходе прокурорской проверки выяснилось, что в недрах участка залегают общераспространенные полезные ископаемые. По итогам рассмотрения принесенного протеста незаконное решение акима было отменено.

Однако, незаконно образовавшаяся свалка до сих пор не убрана так, как акимат еще не принял решение о ее судьбе.

Отсутствие последовательных действий при планировании и финансировании бюджетных программ также стало причиной неэффективного использования бюджетных средств.

Так, в Павлодарском, Северо-Казахстанском, Жамбылском, Алматинском и Актюбинском регионах из областного бюджета ежегодно выделяется от 4 до 10 млн. тенге на технико-экономические обоснование строительства полигонов ТБО.

Разработка технико-экономического обоснования на строительство канализационных и дренажных систем в районных центрах обходится государству в среднем от 3,5 до 15 млн. тенге.

Выходит, что в среднем ежегодно на указанные технико-экономические обоснования и проекты государство затрачивает более 50 млн. тенге. На деле же, реальные мероприятия по оздоровлению окружающей среды не проводятся.

Анализ ряда проектов позволил установить повторность многих вопросов в их содержании.

Половинчатость и незавершенность инициируемых в регионах природоохранных программ также позволяет делать выводы о крайне неэффективном использовании бюджетных средств.

Согласно "Программе управления твердыми бытовыми отходами в Павлодарской области", обошедшейся бюджету в 5,9 млн. тенге, реализация мероприятий по совершенствованию системы управления отходами в области намечалась на 2007-2009 годы с объемом финансирования 5 млрд. тенге. Однако, в настоящее время эта программа не применяется.

Вместе с тем, даже при недостаточном финансировании мероприятий по обустройству полигонов, некоторые структурные подразделения местных исполнительных органов допускают хищение и неэффективное использование бюджетных средств.

Так, в Карасуском районе Костанайской области директор ГКП "Алга", осуществлявшего услуги по содержанию полигона твердых бытовых отходов, похитил и растратил бюджетные деньги, выделенные на строительство помещения для сторожей и персонала на полигоне.

Кроме этого, проверкой установлено, что данное предприятие не имело лицензии на строительство. Несмотря на все это, и.о начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог И.Мусин подписал фиктивный акт приемки выполненных работ.

По признакам преступлений, предусмотренных статьями 176 (присвоение или растрата вверенного чужого имущества) и 314 (служебный подлог) Уголовного Кодекса РК, материалы проверки направлены в финансовую полицию.

Другое госучреждение - "Управление природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Костанайской области" заключило договор с ТОО "Кызыл-Агаш" о госзакупках услуг по очистке берегов реки Тобол от твердых бытовых отходов.

Согласно условиям договора, ТОО "Кызыл-Агаш" намеревалось выполнить работы за 22 дня. И действительно, акт выполненных работ был подписан в определенный условиями договора срок, однако оплата выполненных работ произведена не как за 22 фактически отработанных дня, а почему-то из расчета 90 дней.

В результате, вместо положенных 385 тысяч тенге, Управление выплатило товариществу 1 млн. 51 тысячу тенге. Сумма необоснованно использованных бюджетных средств составила 665 тысяч 760 тенге.

Но отдельного упоминания заслуживают выявленные нами нарушения требований законодательства к порядку обращения с отходами на действующих полигонах.

Основные нарекания к органам местного самоуправления вызвали сильно разросшиеся площади полигонов твердо-бытовых отходов, несоответствие полигонов нормативным требованиям, отсутствие средств на их обустройство в соответствии с санитарными, экологическими, строительными нормами и требованиям, плохой контроль за количеством складируемых отходов, частое самовозгорание, большое количество свалок.

В этой связи территориальными прокурорами в адрес акимов городов и районов внесено 68 представлений об устранении выявленных нарушений.

Сегодня мы хотели бы остановиться лишь на наиболее распространенных нарушениях.

К примеру, прокурорами был выявлен тот факт, что при эксплуатации свалок уполномоченные органы не ведут учет по образованию и размещению отходов.

Точной информацией о полном объеме, количестве и видам отходов госорганы не владеют так, как на полигонах нет весов, а также не применяется метод раздельного сбора и вывоза отходов.

А отсутствие сведений по виду производственных отходов и объектам их размещения уполномоченные органы объясняют тем, что форма и порядок ведения Государственного кадастра отходов производства и потребления все еще не определены, а природопользователи не сдают отчеты об обращении с отходами.

К примеру, в 2007 году за счет бюджетных средств в Павлодарской области было проведено мероприятия по захоронению и обезвреживанию 40 тонн исторических загрязнений, ядохимикатов на полигоне Павлодарского химзавода. Однако, в отчет по размещению отходов данная цифра не была занесена.

Уже потом, при проведении встречной проверки, выяснилось, что на бюджетные деньги были зарыты минеральные удобрения, а яды остались не захороненными. Надо полагать, в связи с высокой стоимостью и трудоемкостью работ. Так или иначе, материалы проверки по данному факту были направлены в департамент финансовой полиции по Павлодарской области. В настоящее время проводится доследственная проверка.

Подавляющее большинство полигонов, как оказалось, не имеет разрешений на загрязнение окружающей среды и, соответственно, не вносят в местные бюджеты плату за загрязнение окружающей среды.

К примеру, проверка коммунальной организаций г. Актобе АО "Спецавтотранспорт" показала, что предприятие оказывает услуги по вывозу отходов с тарифом, не включающим в себя налоговую плату за эмиссии в окружающую среду.

Ущерб от действий акционерного общества и ГКП "Тазалык" с декабря 2007 года составил 227 млн. 992 тысячи тенге. При этом подлежащая уплате в бюджет города сверхнормативная налоговая плата составила более 207 млн тенге.

Акиматами также не ведется мониторинг влияния полигонов на окружающую среду, не разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды, что чревато серьезными последствиями.

К примеру, в Шымкенте был установлен ужасающий факт застройки жилых домов в 300-500 метрах от ямы для захоронения скота, погибшего от заболеваний особо опасными инфекциями. Хотя, согласно требованиям законодательства, место захоронения скота должно быть расположено в 2 километрах от жилой застройки.

Проблемным является также вопрос утилизации тары из-под ядохимикатов и негодных пестицидов - в регионах до сих пор сжигают пластмассовую тару после проведения химических работ.

В Западно-Казахстанской области в складах хранения ядохимикатов, оставшихся после развала колхозов, обнаружены почти 11,5 тонн пестицидов. Надо отметить, что акиматы до сих пор не приняли мер к их захоронению.

В самом областном центре, вблизи больницы, прокурорами найдены 1 300 металлических емкостей из-под ядохимикатов, которые, как оказалось, из-за отсутствия склада токсичных отходов еще с 2004 года расположились буквально под открытым небом.

Уже много лет не решается вопрос размещения токсичных отходов на территории Западно-Казахстанской, Жамбылской и Северо-Казахстанской областей.

Между тем, в Уральске за счет местного бюджета построена первая очередь специального полигона для опасных отходов 1, 2 и 3 класса для захоронения ядовитых химических соединений, пестицидов и минеральных удобрений, непригодных к использованию. Однако, в настоящий момент полигон простаивает из-за отсутствия разрешительных документов.

В результате отходы всех трех классов опасности вынужденно размещаются на площадях крупных предприятий. К примеру, только в 2007 году на предприятиях выгружено свыше 56 тысяч тонн токсичных отходов. В то же время, более 7 тысяч тонн было складировано на полигоны, предназначенные для отходов лишь 5 класса опасности.

К сожалению, все еще часто акимы определяют места размещения отходов без согласования со специалистами в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической службы, при отсутствии положительных заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз.

Всего акимами вынесено 16 незаконных актов. На данные акты прокурорами принесены 14 протестов, которые полностью удовлетворены.

В завершение хотелось бы сообщить об установленных фактах откровенно слабого контроля за объектами повышенной радиационной опасности.

Как известно, 24 ноября 1972 года в Наурзумском районе Костанайской области был произведен подземный ядерный взрыв мощностью 10 килотонн в тротиловом эквиваленте.

В результате взрыва на полукилометровой глубине под избыточным давлением и температурой оказалось более 500 тонн радиоактивного вещества, период полураспада которого истекает только через 250-300 лет.

Последнее обследование района ядерного взрыва, вопреки требованиям Экологического кодекса, было проведено лишь в 2002 году, поэтому в настоящее время какой-либо объективной информации о безопасности данного объекта нет.

Столь же вопиющий факт был выявлен в ходе проверки деятельности одной из воинских частей, расположенных в Аулиекольском районе Костанайской области. В ходе лабораторных исследований, проведенных по требованию прокуроров, подтвердилась повышенная радиоактивность 242 тысяч 320 комплектов средств регенерации воздуха типа "В-64", обнаруженных на складах защитников Родины.

Однако, руководство воинской части до сих пор не приняло меры по захоронению или ликвидации регенераторов воздуха.

Прокуроры также выявили факты умышленной дачи заведомо недостоверных заключений по отходам, подлежащим радиологическому контролю.

В 2007-2008 годах на таможенном посту "Жана-Жол", расположенном на казахстанско-российской границе, радиационная система "Янтарь" срабатывала 9 раз. И каждый раз это был груз с радиационно-загрязненным металлом, следовавший из Алматинской и Карагандинской областей в Германию и КНР.

При этом во всех случаях отправители грузов имели положительные протоколы дозиметрического контроля, а также документы об отсутствии радиационного загрязнения, выданные санэпидемслужбами.

Результаты проведенных нами проверок показали слабую работу как местных исполнительных органов, на которых возложены функции по управлению отходами и вопросы благоустройства, так и уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды. Также выявлено отсутствие взаимодействия между экологами, органами санэпидемнадзора и акиматами.

В целом, по итогам проверок органами прокуратуры внесено 197 представлений об устранении нарушений законности, 28 протестов на незаконные решения местных исполнительных органов, возбуждено и рассмотрено 185 дел об административных правонарушениях, для принятия процессуального решения направлено 8 материалов проверок, по которым к настоящему времени органами финансовой полиции возбуждено 4 уголовных дела.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Объединение "Алля Аят" теперь вне закона 29.01.2009
"Алматы: прокуратура в интересах государства…" 29.01.2009
Возбуждено уголовное дело 29.01.2009
Сотрудники таможни привлечены к ответственности по коррупции… 29.01.2009
По обвинению во взятке задержан замакима района 29.01.2009
В Алматы возбуждено уголовное дело по факту убийства гражданина КНР, руководителя китайской нефтегазовой компании 29.01.2009
Ближе к делу! 28.01.2009
В сельском детсаду дошколят учили по запрещенным книжкам 28.01.2009
В Австрии будет возобновлено расследование по делу Рахата Алиева 28.01.2009
За таможню обидно! 28.01.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz