Пресс-служба Генеральной прокуратуры РК, 5 марта
Генеральная прокуратура Республики Казахстан провела проверку состояния законности при применении Закона "О присяжных заседателях", в ходе которой установила, что местные исполнительные власти доверяют решать судьбу подсудимых… осужденным, пациентам наркологических и психоневрологических диспансеров, а также гражданам других стран.
В соответствии с Законом "О присяжных заседателях" местные исполнительные органы ежегодно к 1 декабря, за год до отбора, должны составлять первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. По имеющимся данным, к 1 декабря 2008 года уполномоченные органы представили в территориальные областные суды списки кандидатов в присяжные заседатели в количестве 61 975 человек.
Однако, проведенная проверка показала, что отдельные местные исполнительные органы с завидной регулярностью нарушают сроки составления указанных списков. А некоторые суды нарушают сроки направления представлений (запросов) о предоставлении списков кандидатов. Кроме того, уполномоченные органы не всегда проводят проверку на соответствие кандидатов установленным законом требованиям.
К примеру, суд Алматинской области направил запрос в местные исполнительные органы о предоставлении списка кандидатов в присяжные заседатели только после вмешательства прокуратуры 20 ноября 2008г., тогда как законом установлен срок до 1 сентября. В результате чего были нарушены последующие сроки. В итоге, по состоянию на январь 2009 года, список кандидатов в присяжные заседатели в Алматинской области не готов.
Кроме этого, местными исполнительными органами Акмолинской, Жамбылской и Актюбинской областей не соблюдены установленные законом месячные сроки составления предварительных первичных списков.
Из-за несоблюдения и игнорирования требований других статей Закона "О присяжных заседателях", в кандидаты допускаются лица с сомнительным прошлым, морально не устойчивые и психически не уравновешенные.
В соответствии со ст.10 Закона кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей 25 лет; имеющие непогашенную либо неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере; государственные и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов.
Что бы лица, относящиеся к перечисленным категориям, не попали в упомянутые уже списки местные исполнительные органы, в соответствии со ст.4 Закона, уполномочены запрашивать у госорганов, организаций и граждан информацию, необходимую для проверки соответствия граждан требованиям к кандидатам в присяжные заседатели. При этом ответы должны быть направлены в их адрес в течении трех рабочих дней со дня получения запросов.
Однако, как показала проверка, местные исполнительные органы зачастую не используют предоставленное им законом право на истребование необходимых сведений, а иногда и вовсе не проверяют самые элементарные данные граждан, к примеру, возраст.
Так, акиматом г.Уральск в указанный список был включен Ряхов С.В., отбывающий наказание в виде лишения свободы, числящийся без вести пропавшим Семенов О.В., а также Уаисова Р.И., не достигшая 25-летнего возраста. В последнем случае, сотрудники акимата не удосужились даже посмотреть имеющиеся паспортные данные девушки.
Один из самых вопиющих фактов был выявлен в г.Алматы. Прокуратурой города из первоначальных списков исключено 1066 граждан! В их числе 574 - имели судимость, 84 - состояли на учете в психоневрологическом диспансере, 335 - на наркологическом учете, 40 кандидатов являлись госслужащими и 117 - гражданами других государств.
Но более всех отличились акиматы Мангистауской области и г.Тараз. Они включили в списки государственного инспектора рыбной инспекции и прокурора Меркенского района Жамбылской области!
Аналогичные нарушения выявлены в деятельности акиматов г.Астаны, Акмолинской, Актюбинской и Мангистауской областей.
В г.Астане, кстати, городской акимат дважды включил в списки 34 лица.
В г.г.Алматы и Астане, а также отдельных районах Актюбинской области местными исполнительными органами проигнорированы требования ст.6 Закона о необходимости в течение семидневного срока с момента окончания составления предварительного первичного списка обеспечить граждан возможностью ознакомиться с ним в помещении акимата.
По всем вышеуказанным нарушениям закона приняты меры прокурорского реагирования. |