Пресс-служба Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, 3 апреля
Счетный комитет отмечает необходимость соответствия проектных организаций квалификационным требованиям, предъявляемым для осуществления изыскательских работ.
При использовании средств республиканского бюджета и займов Международного банка реконструкции и развития, выделенных на строительство и реконструкцию систем водоснабжения, допущены нарушения на общую сумму 3,2 млрд. тенге.
Из-за низкого качества проектно-изыскательских работ вносились неоднократные корректировки в сметную документацию строительства объектов водоснабжения. Это обусловило удорожание строительно-монтажных работ. При этом претензионная работа с проектными организациями за некачественные проекты не проводилась. К примеру, по 32 объектам водоснабжения в Южно-Казахстанской области проекты перерабатывались. Сметная стоимость строительства возросла на 742,2 млн. тенге.
Кроме того, в результате корректировок и перерасчетов сметной стоимости в ходе строительства происходило недофинансирование по новой смете. Как следствие, объекты водоснабжения не сдавались в эксплуатацию своевременно. Так, после перерасчета для завершения строительства внутренних водопроводных сетей в 11 населенных пунктах Шиелийского района Кызылординской области необходимо дополнительно 386,2 млн. тенге. Но эта сумма расходов не предусмотрена в республиканском бюджете на 2009-2011 годы.
Как показали проверки, из-за срыва сроков завершения строительства магистральных водопроводов в Южно-Казахстанской, Кызылординской областях более 58 тыс. человек не были обеспечены питьевой водой.
В регионах не осуществляется комплексный подход для решения вопросов строительства и реконструкции систем водоснабжения. Отсутствует согласованность действий Комитета по водным ресурсам министерства сельского хозяйства и местных исполнительных органов. Установлены факты, когда отдельные магистральные водопроводы введены в эксплуатацию, но из-за отсутствия разводящих внутрипоселковых сетей жители близлежащих населенных пунктов не обеспечены качественной питьевой водой. Нередко построенные внутрипоселковые сети водоснабжения не эксплуатируются из-за отсутствия источника водоснабжения.
Например, населенные пункты Шиелийского района Кызылординской области, в которых проживает более 38 тыс. человек, не подключены к построенному Жиделинскому групповому водопроводу. В пос. Жанакорган Кызылординской области введенные в 2006 году внутрипоселковые сети общей стоимостью 107,7 млн. тенге не функционируют из-за отсутствия источника водоснабжения. Из-за несогласованных действий Комитета по водным ресурсам и местных исполнительных органов Южно-Казахстанской области Кентау-Туркестанский групповой водопровод стоимостью 1,4 млрд. тенге не эксплуатируется с 2007 года.
Применение проектными институтами устаревших разведочных данных по запасам пресной воды также снижает эффективность использования средств, выделенных на строительство и реконструкцию систем водоснабжения. Имеются факты, когда в пробуренных скважинах не оказывается пресной воды. Так, на строительство внутрипоселковых сетей с. Абибала Махтааральского района Южно-Казахстанской области было израсходовано 42,6 млн. тенге. Но в пробуренных скважинах вода не соответствует санитарным нормам.
Из целевых трансфертов на общую сумму 467,1 млн. тенге, выделенных для выполнения работ по укреплению берегов реки Сырдарьи и реконструкции защитных дамб г. Кызылорды, строительно-монтажные работы выполнены всего на 4,4 млн. тенге. 462,7 млн. тенге израсходованы на приобретение строительных материалов, которые на момент контроля не использованы и находятся в распоряжении подрядной организации.
В ходе строительства сооружения "Плотина Северного Аральского моря/Сооружение Аклак" нарушается график проведения работ, вносятся многочисленные поправки в проектную документацию, не соблюдаются технические параметры работ. Отклонения и несоответствия условиям контракта составляют в общей сумме 218,4 млн. тенге, в том числе штрафные санкции за несвоевременное завершение отдельных видов работ - 93,5 млн. тенге, переплата в связи с удорожанием материалов - 68,3 млн. тенге и прочие - 56,6 млн. тенге.
Счетный комитет рекомендует правительству провести поисково-разведочные работы для уточнения запасов питьевой воды. Комитету по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства предлагается провести полную инвентаризацию выполненных работ по строительству и реконструкции систем водоснабжения. Счетный комитет отмечает необходимость соответствия проектных организаций квалификационным требованиям, предъявляемым для осуществления проектно-изыскательских работ. Комитету по водным ресурсам также рекомендуется совместно с местными исполнительными органами обеспечить комплексное планирование бюджетных расходов на одновременный ввод в эксплуатацию объектов водоснабжения и обеспечение населения качественной питьевой водой.
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту РК. Осуществляет внешний контроль и оценку исполнения республиканского бюджета, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. |