www.procuror.kz, 14 июля
По результатам хронометражного обследования, проведенного прокуратурой Северо-Казахстанской области за 16 дней на рынках г. Петропавловска фактически установлена выручка от реализации разовых талонов в сумме 16 млн. 145 тыс. тенге. В день собирались налоги в сумме от 1 млн.100 тысяч до 1 млн.200 тысяч тенге. И при такой ситуации сумма налогов, поступающая в госбюджет должна составлять не менее 30 млн. тенге в месяц и более 350 млн. тенге в год. Тогда как сотрудниками уполномоченного органа налог с рынков собирался более чем в два раза меньше и составлял в среднем 440 тысяч тенге в день и менее 14 млн. тенге в месяц.
Прокуратурой проверялась деятельность Управления по сбору местных налогов акимата СКО (далее - Управление) за период 2008-2009г.
Управление создано для осуществления функции обеспечения поступления в бюджет сумм, взимаемых с налогоплательщиков посредством выдачи разовых талонов для торговли на рынках города Петропавловска.
Деятельность Управления регламентирована ст.36 Закона РК "О введении в действие Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".
Результаты проведенной проверки, анализ показателей работы Управления выявили грубейшие нарушения законности, что повлекло недополучение бюджетом существенных денежных средств.
Так, по данным Управления за 2008 год в доход местного бюджета от реализации разовых талонов поступило 165 млн. тенге, за 5 месяцев 2009 года 47 млн. тенге. Таким образом, за 1 месяц 2008г. в среднем в бюджет поступало 13,3 млн. тенге, а в день 443 000 тенге.
По поступившим сведениям, установлено, что на территории 19 рынков г.Петропавловска находится 3 683 торговых мест, в том числе 96 павильонов, 713 палаток, 1253 прилавка и т.д.
Согласно решения Петропавловского городского маслихата №9 от 14.07.2004г. "Об установлении ставок по отдельным видам платежей по г. Петропавловску" ставки на 2008г., 2009 г. в зависимости от торгового места составляли от 70 тенге (торговля с рук) до 584 (торговля с контейнера).
Руководствуясь вышеуказанными установочными данными, результаты проверки позволяют сделать вывод о том, что Управлением прогнозные суммы поступления средств от реализации разовых талонов значительно занижены. До бюджета не дошли денежные суммы от налоговых сборов за торговлю на городских рынках, как минимум в 2 раза превышающие прогноз.
С целью установления реального объема денежных средств, собираемых Управлением, прокуратурой области с налоговыми органами проведено хронометражное обследование по рынкам города с 29 мая 2009г. по 16 июня 2009 года.
По результатам хронометражного обследования за 16 дней на 15 рынках г. Петропавловска установлена выручка от реализации разовых талонов в сумме 16 млн. 145 тыс. тенге.
Фактически, в день собирались суммы от 1 млн.100 тысяч до 1 млн.200 тысяч тенге. То-есть, теоретически, сбор налога с рынков должен составлять более 30 млн.тенге в месяц и более 350 млн.тенге в год, в то время как Управлением собиралось налогов в среднем на сумму 440 тысяч тенге в день и менее 14 млн. тенге в месяц, в два раза меньше, чем полагалось.
В результате проведенной проверки на рынках города, за 16 дней текущего года была собрана сумма от реализации разовых талонов превышающая месячную сумму собранных денежных средств Управлением. Так же установлено, что за весь период 2008-2009г.
Управлением ни разу не собирался такой объем денежных средств за месяц, который поступил при настоящей проверке за указанный период.
Установлены факты недостачи денежных средств со стороны отдельных инспекторов Управления.
Так, при проведении хронометражного обследования 4 июня 2009 года на рынках "Центр оптовой торговли" зафиксировано 324 торгующих лица, сумма, полученная от реализации разовых талонов составила 124 654 тенге, 5 июня - 119 677 тенге, 6 июня - 119 697, и т.д., т.е. сумма в дни проверок стабильно превышала 110 тысяч тенге.
Однако, до 4 июня 2009 года, т.е. до проведения прокурорской проверки, на данном рынке сумма от реализации разовых талонов была снижена почти в 10 раз. Так, 3 июня при 278 торгующих, эта сумма составила 9 100 тенге.
Ни одним инспектором Управления не ведется журнал установленного образца учета разовых талонов, предусмотренный Приказом Министерства финансов РК "О некоторых вопросах, касающихся разовых талонов" №618 от 29.12.2008г., что свидетельствует об отсутствии надлежащего учета талонов, и, как следствие, собранных сборщиками наличных налоговых сумм.
Согласно ст.373 Налогового Кодекса РК стоимость разовых талонов устанавливается решением местных представительных органов на основе среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью.
При этом ставки по разовым талонам были установлены Решением внеочередной 7 сессии №9 от 14.07.2004г. Петропавловского городского маслихата "Об установлении ставок по отдельным видам платежей по г. Петропавловску".
Тем самым, на рынке "Алтын-Арман" г. Петропавловска были определены разные размеры ставок исходя из определенного торгового места - крытый железные прилавок, палатка, прилавки и т.д.
Однако, как установлено проверкой, специалисты Управления по сбору местных налогов по СКО не должным образом применяют к торгующим соответствующие размеры ставок, а именно, занижают плату по разовому талону. В связи с чем, в бюджет недопоступают денежные средства.
Выявлен факт сбора денежных средств с объектов, не учтенных в работе Управления.
Как установлено, по городу Петропавловску 28 инспекторов отдела по администрированию рынков Управления распределены по 15 рынкам в соответствии с Приказом начальника Управления №17 от 5 января 2009 года "О распределении должностных обязанностей и о закреплении рынков за инспекторами отдела администрирования рынков".
При этом, в данных приказах отсутствует рынок "Продтовары". По информации начальника Управления с указанного рынка сбор налогов не осуществлялся, местным исполнительным органом категория указанному торговому объекту не была присвоена.
Однако, проверкой установлено, что налоги с данного торгового объекта необоснованно собираются инспектором на постоянной основе и при хронометражном обследовании зафиксировано поступление денежных средств на рынке "Продтовары" не менее 20 тысяч тенге в день.
Аналогично установлено, что сотрудниками Управления с 28 февраля 2009 года по май 2009 года с торгующих лиц в помещении ТОО "Шапагат" осуществлен сбор денежных средств за выдачу разовых талонов (однодневных в размере 344 тенге), что подтверждается информацией собственника.
Проведенным анализом исполнения Управлением Решения Петропавловского городского маслихата внеочередной 7 сессии №9 от 14.07.2004г. "Об установлении ставок по отдельным видам платежей по г. Петропавловску" установлено, что по всем рынкам города не изменялись ставки налоговых сборов с момента вынесения данного решения, т.е. с 2004г.
При этом, маслихатом не брался во внимание тот факт, что технические характеристики рынков каждый год существенно улучшались.
Как установлено, рынок "Тайга" в 2008г. был реконструирован, из обыкновенной площадки с контейнерами до возведения капитального крытого строения, имеющего все коммуникационные и коммунальные системы, подъездные стоянки, т.е. со всеми техническими требованиями к оснащенности и видам предоставляемых услуг торгового рынка. При этом, он функционирует уже в течении 1,5 лет с применением ставки по вышеназванному решению маслихата от 2004г., т.е. крайне заниженной.
Кроме того, приложением №2 "Стоимость разовых талонов для физических лиц, торгующих на рынках города Петропавловска …" к решению маслихата утверждена стоимости разовых талонов на рынки "Шелковый путь" и "Достык".
Тогда как, согласно представленной информации акиматом города, рынок "Шелковый путь" образован и начал функционировать с 12.11.2004г., рынок "Достык" образован 29.12.2004г., что свидетельствует о том, что маслихат не мог утвердить ставки сбора для данных рынков в июне 2004г., до момента их ввода в эксплуатацию.
Из вышеизложенного следует, что на сегодняшний день по ряду рынков необходимо пересмотреть стоимость разовых талонов исходя из присвоенных им местным исполнительным органом категорий, раскрывающих месторасположение, вид, условия осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью (в соответствии с Налоговым Кодексом РК) и хронометрических обследований налоговыми органами.
По результатам проверки внесено представление в адрес акимата области с требованием устранения всех выявленных нарушений законности.
Кроме того, материалы готовятся для передачи в правоохранительные органы для принятия решения в соответствии с требованиями ст. 185 УПК РК. |