Пресс-служба Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, 20 июля
В 2007-2008 годах при использовании средств республиканского бюджета, выделенных Кызылординской области, допущены нарушения финансовой дисциплины на общую сумму 1,5 млрд. тенге.
Динамика объемов финансирования целевых трансфертов, выделенных Кызылординской области, свидетельствует о недостаточном обеспечении налогооблагаемой базы по поступлениям в местный бюджет. Если в 2007 году поступления из республиканского бюджета составили 38,5 млрд. тенге, или 66 % от уточненного бюджета, то в 2008 году - 61,6 млрд. тенге (74 %).
В Налоговом департаменте по Кызылординской области не на должном уровне проводится работа по учету, анализу административных материалов и отчетных данных. Отмечается низкая результативность налоговых проверок. Так, уровень взыскания сумм в бюджет по результатам налоговых проверок в 2007 году составил 14% от дополнительно начисленных налогов, а в 2008 году снизился до 6 процентов. Принимаемые меры не обеспечивают взыскания сумм недоимки, которая на 1 апреля 2009 года составила 1 367 млн. тенге. В целом рост недоимки за 3 месяца текущего года составил 61,2%.
Из-за неэффективного таможенного контроля со стороны Департамента таможенного контроля по Кызылординской области общая сумма потерь от неуплаты таможенных платежей и налогов составила 254,4 млн. тенге, в том числе из-за отсутствия достоверных данных по таможенной стоимости при импорте автомобилей - 174,6 млн. тенге. В 2007 году произведено таможенное оформление 35,7 тыс. легковых автомобилей на общую сумму 48,2 млн. долларов США. В основном импортировались бывшие в употреблении автомобили со сроком эксплуатации свыше 7 лет (42% от общего импорта). Средняя таможенная стоимость автомобиля составляла 1 тыс. долларов США, тогда как по данным таможенных органов в республике среднестатистическая стоимость данных автомобилей при импорте из дальнего зарубежья выше на 48 процентов.
Установлены факты нарушений таможенных процедур при освобождении от уплаты импортной пошлины и предоставлении льгот на сумму 36,1 млн. тенге. Отсутствие в Комитете таможенного контроля Министерства финансов эффективного механизма контроля за ввозом на территорию Казахстана порожних железнодорожных вагонов повлекло неуплату по области таможенных платежей и налогов на сумму около 500 млн. тенге.
Согласно "Дорожной карте", в Кызылординской области планируется создать 10 843 новых рабочих мест. Отсутствие комплексного подхода не позволяет решить должным образом эту проблему, поскольку инвестиционные проекты области носят в большинстве своем краткосрочный характер и предполагают создание только 4540 рабочих мест.
Из-за неготовности внутренних водопроводных сетей в 13-ти поселках Шиелийского района не достигнуты ожидаемые результаты от ввода Жиделинского группового водопровода, на строительство которого израсходовано 632,1 млн. тенге. Население этих населенных пунктов водой не обеспечено.
Из-за сокращения объемов финансирования проектно-сметные документации, разработанные в 2007-2008 годах на общую сумму 229,8 млн. тенге и предназначенные для реализации 21 инвестиционного проекта, остались невостребованными.
Управлением строительства Кызылординской области подрядчику - ТОО "СК Энергия", оплачены невыполненные работы на сумму 20,3 млн. тенге.
РГП "Инфракос" не выполнены в полном объеме принятые обязательства по ликвидации несанкционированных свалок на космодроме "Байконур" на сумму 160 млн. тенге, переданное из ГУ "Национальное космическое агентство" программное обеспечение "my SAP ERP" стоимостью 11,5 млн. тенге не используется.
Счетный комитет рекомендует правительству регламентировать порядок взаимодействия таможенных органов с АО "НК "Казакстан темір жолы" по созданию системы автоматизированного обмена информацией о пересечении таможенной границы республики железнодорожным подвижным составом. Объектам контроля рекомендовано устранить допущенные нарушения финансовой дисциплины.
* * *
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту РК. Осуществляет внешний контроль и оценку исполнения республиканского бюджета, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. |