www.procuror.kz, 4 сентября
Прокуратурой Западно-Казахстанской области в ходе проверок деятельности местных исполнительных органов при реализации первого этапа государственной Программы "Дети Казахстана" на 2007-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан №1245 от 21.12.07г. (далее Программа), выявлены многочисленные недостатки.
Установлено, что в акимате области отсутствует общий межведомственный план мероприятий по реализации Программы и не решен вопрос финансирования, тогда как первый этап исполнения этого документа ограничен 2009 годом. Акиматом области не разработан собственный план мероприятий по реализации Программы, отсутствуют нормативные документы, отражающие исполнителей и финансовом обеспечении Программы. Организационно-правовая документация ограничивается лишь приказом Управления образования области №762 от 19.11.08года, которым утвержден план мероприятий по реализации отдельных направлений Программы.
В результате Программа не нашла реального применения, фактически местные исполнительные органы отстранились от ее реализации.
Установлены факты игнорирования отдельных специально разработанных мероприятий Программы, действие которых направлено на улучшение эффективности работы по вопросам охраны прав детства. В частности, в нашей области 23 апреля т.г. принято постановление акимата области №99 об изменении штатной численности государственных служащих, согласно которого запланировано введение 23 дополнительных ставок специалистов по охране прав детства.
Однако, проведенные прокурорами города и районов проверки показали, что выделенные дополнительные ставки специалистов по вопросам охраны прав и защиты интересов детей в районных (городском) отделе образования не везде используются по назначению или вообще сокращены. К примеру, в городском отделе образования к имеющимся 2 ставкам органа опеки и попечительства добавлены - 6, т.е., общее количество должно составлять 8 специалистов. Вместе с тем, постановлением акимата города №1535 от 11.06.09 года городскому отделу образования вместо 6 дополнительных ставок даны лишь 4 единицы.
Таким образом, в настоящее время общее количество специалистов по вопросам охраны прав детей в городском отделе образования составляет 6 единиц, тем самым на 1 специалиста возлагаются обязанности по охране прав 7564 детей. В то же время, как показывает мировая практика, количество специалистов по охране детства определяется из расчета один специалист на 5000 детей. В Бурлинском районе выделено 2 единицы специалистов к имеющейся 1, однако постановлением акимата района №450 от 09.06.09года введена должность специалиста по защите и охране интересов детей лишь 1 штатная единица, которая до настоящего времени остается вакантной. В районе же численность детского населения составляет 14 310 человек.
Выявлены факты, когда на специалиста по охране прав детства помимо основных обязанностей по организации деятельности органа опеки и попечительства возлагаются другие функции. К примеру, в Таскалинском районе на одного специалиста дополнительно возложены обязанности по государственной аттестации, лицензировании и информационному обеспечению деятельности организаций образования, контроль за внедрением в учебный процесс новых технологий, кураторство за школами, участие в разработке и реализации плановых мероприятий, организация летнего отдыха детей, смотров-конкурсов, руководство районным объединением социальных педагогов и др. И это, несмотря на то, что детское население в районе составляет около 5000 человек и этот специалист по отчетам РОО значится как освобожденный работник.
По результатам проверок внесен ряд актов прокурорского реагирования, в адрес Акима области подготовлено информационное письмо. |