Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, "Око", 2 октября
Каждая пятая госсубсидия аграриям Алматинской области произведена с нарушением законности. Целевые субсидии для компенсации стоимости ГСМ, запчастей и удобрений подвергаются системным хищениям во всех регионах страны. Но ни Минсельхоз, ни Правительство, похоже, не верят в порочную неэффективность самого механизма распределения огромных бюджетных средств.
В Теректинском районе ЗКО площади засева зерновых культур оказались завышены на 1067 га, государство обчистили на 1,7 млн тенге, получив завышенные субсидии. Финансовая полиция решает, на кого заводить уголовное дело. В Шиелинском районе Кызылординской области КХ "Ержанова" по акту приемки овоще-бахчевых культур выплачено 252 тыс. тенге.
Но проверяющие вообще не увидели здесь никаких посевов, поэтому возбудили против главы хозяйства уголовное дело.
Арбузы эти - еще цветочки! На 4 тыс. га субсидированной земли посевы вовсе не производились. Зато удалось собрать неплохой "урожай" - почти 8 "лимонов" в виде незаконно выплаченных субсидий. В СКО к махинациям с сельхозсубсидиями подошли более творчески. За посевы пшеницы государство выплачивает в виде субсидий 450 тенге, а за рапс в десять раз больше - 4790 тенге. Чувствуете разницу? Ощутили ее в своих карманах и организаторы аферы с подменой данных в актах приемки засеянных культур в ТОО "Содружество-2". Указали, что на поле площадью 257 га зеленеет "субвенционный" рапс, хотя на деле там колосилась "низкобюджетная" пшеничка. Кто заныкал разницу в 3 млн тенге, решает сейчас финполиция.
В Ордабасинском районе ЮКО главой КХ "Онеге", также получившего госсубсидии, являлся, как установили прокуроры, инспектор по карантину растений облтеринспекции Минсельхоза Р. Култас. Госслужащий тоже решил подзаработать на ниве сельского бизнеса, получив 91 тыс. тенге субсидий за посевы кукурузы, овощей, хлопка и клевера. Материалы на "предприимчивого" инспектора направлены в финполицию. А в Казыгуртском районе ЮКО хозяйству "Максат-келешек" сады и виноградники выделили 7,3 млн тенге субсидий. Как показала встречная проверка, сады оказались "липовыми". В отношении акима с/о Кызылкия, подписавшего акт приемки, возбуждены уголовные дела по признакам коррупционных преступлений.
Эти и многие другие не менее "урожайные" факты злоупотреблений выявили сотрудники органов прокуратуры при проверке законности выделения госсубсидий для АПК. Главными "действующими лицами" при реализации программы являются члены межведомственных комиссий (МВК) на местах. Именно они, по мнению надзорных органов, допускают (или пропускают мимо очей) основной вал нарушений. Иногда совсем не проверяют подаваемые на получение субсидий документы, либо делают это крайне формально и поверхностно.
Попробуем копнуть глубже, выявив "корневую систему" столь малоэффективного механизма использования госсубсидий для АПК. По Закону РК "О госрегулировании развития АПК и сельских территорий" субсидирование ведется с 2006 года по методике Правительства: в расчете на один гектар пашни по приоритетным культурам. С 2006 года реализуется целевая республиканская программа, а бюджетам областей выделяются соответствующие трансферты. Республиканским бюджетом на текущий год утверждены целевые трансферты в размере почти 16,5 млрд тенге. Освоение всего объема субсидий предусматривает охват посевными работами 18 млн га пахотных земель. По состоянию на 18 сентября 2009 года по республике засеяно 15,9 млн гектаров и освоено 15,8 млрд тенге, что составляло 96% от общего объема выделенных субсидий. Для сравнения, в 2006 году сумма субсидий составила 8,8 млрд тенге, но при этом было также засеяно 15,8 млн гектаров. В 2007 году - уже 12,805 тыс. тенге (засеяно 16 млн га). А в 2008 году объем субсидий вырос до 21 млрд тенге при площади засеянных культур в 19,1 млн га. Как видим, рост объемов субсидирования значительно превышает рост посевных площадей. Но при этом совсем не учитывает отдачу в виде собранного урожая. Деньги, выброшенные "на ветер", используются сугубо экстенсивным образом. Несмотря на ежегодное увеличение бюджетных субсидий, в 2008 году произошло снижение валового сбора зерновых и бобовых культур (-22,6%), сахарной свеклы (-57,9%), масличных (-9,9%) и практически всех остальных видов субсидируемых культур.
Статистические данные о снижении валового сбора урожая 2008 года при одновременном росте посевных площадей указывают на экономическую несостоятельность данной программы. При этом значительная часть средств используется либо нецелевым образом, либо прямо расхищается. При полном попустительстве Минсельхоза и акиматов.
На основе детального анализа практики субсидирования Генпрокуратурой составлены и направлены в Правительство конкретные предложения по корректировке действующего законодательства. Цель новаций - искоренить системные изъяны при определении критериев эффективности использования субсидий для АПК. Например, не зацикливаться на дутых гектарах, включив в механизм субсидирования каждую тонну урожая продукции, сданной на переработку.
из досье "ОКО"
По результатам проверки органами прокуратуры выявлено более 2000 нарушений законности, ущерб государству превысил 442 млн тенге. Возбуждено 9 уголовных и 2 административных дела, внесено 134 представления об устранении нарушений законности и 53 протеста, к дисциплинарной ответственности привлечено 39 должностных лиц. |