NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 21:34 ast
19:34 msk

Нелегал там правит бал
Пассажирские перевозки отданы на откуп мафиози
09.11.2009 / криминал и коррупция

Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, "Око", 6 ноября

За десятилетия реформ и либерализации в сфере пассажирских перевозок накопилось столько проблем, что разгребать их придется годами. Одна из самых очевидных - полнейшая анархия среди перевозчиков на многих региональных и межобластных маршрутах. Сотни частных водителей-нелегалов обслуживают пассажиров без какой-либо гарантии их безопасности, обкрадывая бюджет. На этом фоне Минтранском и Минфин, демонстрируя свою беспомощность перед нелегалами, два года занимаются "бюрократическими играми", решая, как поделить полномочия в системе транспортного контроля.

Для многих казахстанцев автобус - безальтернативный способ добраться "из пункта А в пункт Б". Особенно для сельчан и жителей областных центров.

К примеру, по маршруту Караганда-Астана, Кокшетау-Астана и обратно бойко барражируют автонелегалы. Можно назвать точную дату зарождения этой "автобусной мафии" - период провозглашения новой столицы и начала массированной миграции в Астану чиновников и гастарбайтеров. Сначала теневыми перевозками занимались потрепанные "ПАЗики", стартующие от площадей перед железнодорожными вокзалами этих городов. Потом на смену им пришли "ГАЗели". В последние годы по капитально отремонтированным автобанам колесят комфортабельные иномарки - бусики и минивэны. Неизменным остается только одно - горластые зазывалы, сотрясающие окрестности различных "пятаков" и "платформ".

И народ откликается, люди спешат занять удобные места. Бусики отправляются в столицу с привокзальной площади Караганды один за другим. Куда чаще, чем большие автобусы АО "Автопарк № 3", следующие с получасовым интервалом. Спрос на услуги нелегалов - стабильный! Частники в обычные дни берут не дороже "официалов", 800 тенге за поездку, едут быстрее - два с половиной часа, к тому же готовы высадить вас чуть ли не у подъезда. Еще и фильмец из серии "ментовские войны" в дороге покажут на установленном в салоне DVD.

Единственным недостатком нелегалов одно время являлось отсутствие билетов. Но и этот вопрос, чутко реагируя на запросы командировочных, они успешно решили. Два-три года назад стали выдавать на принтере отпечатанные, квиточки. С одной стороны в него можно самому вписать дату, маршрут и стоимость проезда. А с обратной - самодеятельность эту "узаконивает" синий штампик какого-нибудь ТОО, занимающегося легальным извозом.

Ситуация с нелегалами, полностью захватившими в свои руки маршрут Караганда-Астана-Караганда и не только его, отлично известна сотрудникам Комитета транспортного контроля. В сентябре председатель КТК Мин-транскома Адилет Барменкулов, рассказывая журналистам о ситуации на рынке междугородных пассажирских перевозок, прямо признал, что "с привокзальной площади Астаны ежедневно в направлении Караганды и Кокшетау перевозку пассажиров осуществляют около 50 микроавтобусов и легковых автомобилей". А с рынка "Шанхай" и других стихийных мест ежедневно в южные регионы отправляются до 10-20 автобусов. "Этот транспорт занимается перевозкой пассажиров на нерегулярной основе, без наличия разрешительных документов", - отметил руководитель КТК, напомнив о предлагаемых мерах по противодействию этому бардаку: введение законодательной нормы о лицензировании междугородных перевозок пассажиров и расширение полномочий транспортноконтрольного ведомства, чтобы сотрудники его могли проверять автобусы не только на стационарных постах.

Ситуация с автошабашниками известна и руководству, водителям предприятий, обслуживающих автобусные маршруты официально - через тендер, договор с министерством, билетные кассы и диспетчеров автовокзалов. Ведь именно у них пираты отбирают честный шоферский хлеб. Сколько ругательств довелось слышать от автопарковских водителей по адресу теневиков. Но извоз и ныне там! Кому-то это явление может показаться малозначимым или даже безобидным. Ну, катаются ребятки, народ возят, те им еще и спасибо говорят. Однако от теневого автобусного извоза - масса издержек: экономических, правовых, морально-нравственных, имиджевых, наконец. Начнем с того, что на каждом билете, оформленном в кассе автовокзалов, пропечатаны тариф и его налоговая составляющая. Нетрудно подсчитать, что от бойкой деятельности нелегалов только на маршруте из Караганды в Астану и обратно и только по НДС бюджет теряет ежедневно около 100 тыс. тенге. Выручка нелегалов (с учетом частных такси и минивэнов) достигает на этом направлении 500 тыс. тенге в день! В предпраздничные дни - и того больше. В месяц общий доход нелегалов, прибравших к рукам этот маршрут, достигает 15 млн тенге. За год - 180 миллионов. И это только с одного маршрута!

Пусть дальше фискалы подсчитают, сколько в масштабах страны недополучает бюджет из-за неупорядоченных, мягко говоря, перевозок.

Изредка стражи порядка и инспекторы транспортного контроля устраивают облавы на привокзальных "пятаках". На день-два нелегалы уходят в "подполье", но вскоре бодрые кричалки (порой с использованием мегафона) вновь зазывают потенциальных пассажиров. Если приглядеться, нетрудно заметить четкое распределение ролей в этой "автобусной мафии". Есть свои диспетчеры, устанавливающие очередность, "контролеры", которым водители тут же отстегивают процент с выручки. Сами водители, занимающиеся нелегальными перевозками, хмуро отнекиваются в ответ на праздные расспросы. Зато мать одного из них однажды позвонила в редакцию и, чуть не плача, рассказала трагическую историю о том, как ее сын попытался "попасть на маршрут".

- Сначала на своем бусике пытался сам собирать пассажиров, - поведала апашка. - Но после двух рейсов к нему подошли крепкие парни и потребовали 500 долларов "вступительных" за право ездить из Караганды в Астану. Главным заправилой у них там некий Жуман. Сын отказался и на следующий день вновь "встал на маршрут". Вечером, когда он привез пассажиров из столицы, его жестоко избили! Тут же, на площади, на виду у других водителей. Несколько недель отлеживался дома, в полицию мы, естественно, обращаться не стали - жизнь дороже!

Пожилая женщина категорически отказалась представиться. Но не доверять ее рассказу нет оснований. В том, что на этом маршруте есть свои боссы, установившие свои порядки, убеждает сама обстановка на "пятаках" и практика безбилетных поездок. Обороты нелегального бизнеса таковы, что их хватает для налаживания непромокаемой "крыши" в лице криминальных авторитетов либо сотрудников контролирующих ведомств. Доходит до того, что "автобусная мафия" в дни зимних метелей и сильного гололеда преодолевает запреты дорожной полиции. Когда трассы из-за непогоды перекрыты и официальные перевозчики стоят на приколе, нелегалы как-то договариваются с блокпостами и везут народ в столицу уже по тройному тарифу.

Говорить о безопасности проезда и страховании пассажиров и багажа при таком раскладе - совсем неуместно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Пока сбежавшие за рубеж бывшие чиновники и банкиры не откликнулись на предложение Назарбаева вернуться на родину 30.11.2009
КНБ РК проведет проверку обстоятельств появления в интернете видеосъемки Джакишева 30.11.2009
Расследование уголовного дела в отношении замначальника финпола Алматы находится на завершающей стадии 30.11.2009
Генпрокурор Казахстана опроверг слухи о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора Алматы 30.11.2009
Более 600 таблеток "Экстази" изъяли сотрудники ДКНБ по Павлодарской области 30.11.2009
Генпрокуратура продлила срок отзыва запроса на экстрадицию Альнура Мусаева 30.11.2009
Генпрокуратурой активно ведется работа по надлежащему разрешению вопросов, поступивших от граждан на имя Главы государства в ходе прямого эфира 30.11.2009
Южан больше всего волнует вода и коррупция 30.11.2009
О результатах проверки применения противопожарного законодательства 30.11.2009
Оперативно реагировать на нарушения 27.11.2009

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz