Пресс-служба Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, 10 ноября
В 2007-2009 годах при исполнении доходной части республиканского бюджета и использовании трансфертов из республиканского бюджета в Жамбылской области допущены финансовые нарушения на общую сумму 1,4 млрд. тенге.
В Жамбылской области реализуются 28 государственных и региональных программ. Их финансирование осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов. При этом значительную долю финансовых вливаний, направленных на социально-экономическое развитие области, составляют трансферты из республиканского бюджета. Поступление трансфертов с учетом субвенций в 2009 году по сравнению с 2007 годом возросло на 93,3% (71,5 млрд. тенге).
При этом динамика объема собственных доходов области сохраняет тенденцию к снижению. Так, объемы собственных доходов в 2007 году составили 16,7 млрд. тенге, в 2008 году - 15 млрд. тенге, в первом полугодии 2009 года - 7,4 млрд. тенге.
Счетный комитет отмечает недостаточный уровень налогового администрирования. Так, в ходе контроля выявлены факты инициирования налоговыми органами упрощенной процедуры банкротства отсутствующих юридических лиц без необходимого в данном случае установления их местонахождения, а также без учета результатов камерального контроля, что приводит к уклонению налогоплательщиков от ответственности за неуплату налогов и потерям доходной части бюджета. В результате, только по ТОО "РосКазтрансметалл" потери бюджета составили 202,3 млн. тенге, по ТОО "Цель и К" - 308,7 млн. тенге.
В 2008 году налоговыми органами дополнительно начислено к взысканию 1 401,1 млн. тенге, при этом взыскано только 170,7 млн. тенге (12,2%). По сравнению с 2007 годом количество безрезультатных проверок возросло на 20%. Из 1960 проведенных проверок 945 (48%) завершено без доначислений, на стадии обжалования находятся дела, по которым предполагается взыскать 743,2 млн. тенге, или 52,4 % от доначисленных сумм.
Кроме того, растет недоимка по налогам и платежам. По состоянию на 1 июля 2009 года этот показатель достиг 1,2 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с данными 1 января 2009 года в 3,6 раза.
Также установлены факты неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на социально-экономическое развитие области. Например, в 2008 году средства республиканского бюджета в сумме 398,2 млн. тенге использованы на реконструкцию группового водопровода в с. Ынтымак Байзакского района. Водопровод протяженностью 40,4 км., рассчитанный на обеспечение водой десяти населенных пунктов, из-за отсутствия внутрипоселковых сетей не эксплуатируется.
Для проведения весенне-полевых и уборочных работ, повышения урожайности и качества продукции растениеводства 31 бездействующему сельскохозяйственному товаропроизводителю области необоснованно выданы субсидии на сумму 4 млн. тенге.
В рамках реализации 14 проектов "Дорожной карты" для выполнения ремонта автомобильных дорог областного значения на работу были приняты 1791 человека, тогда как фактическая потребность в рабочей силе, согласно сметным расчетам стоимости строительства, составляет 235 человек. Привлечение неквалифицированной рабочей силы в ходе реализации программы "Дорожная карта" привело к экономически неоправданному увеличению нагрузки на бюджет подрядчиков. По оценке Счетного комитета, это в конечном итоге может привести к завышению себестоимости работ и банкротству предприятий.
Счетный комитет рекомендовал акиму Жамбылской области повысить финансовую дисциплину бюджетополучателей региона. Министерству труда и социальной защиты населения указано на необходимость разработки нормативного правого акта, регламентирующего норму трудозатрат на каждый вид работ, исходя из фактической потребности в рамках государственной программы "Дорожная карта".
Счетный комитет является высшим органом государственного финансового контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту РК. Осуществляет внешний контроль и оценку реализации республиканского бюджета, использования грантов и активов государства, гарантированных государством займов, а также средств от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении. |