Арман Джакуб, "Бизнес и власть", 19 марта
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета считает, что строительство Алматинского метрополитена ведется без общего сметного плана, а сумма освоенных средств превышает запланированную. Акимат южной столицы обещает достроить первую очередь к концу года и просит около 34 млрд тенге. Еще в далеком 1978 году, когда утверждался Генплан застройки Алма-Аты, правительство СССР для начала строительства метро поставило одно условие: население города должно дорасти до миллиона. 1981 год подарил бывшей столице Казахстана миллионного жителя, однако строительство было начато лишь спустя семь лет. По данным Счетного комитета, проект строительства первой очереди метрополитена сильно устарел, поскольку был разработан московским институтом "Метрогипротранс" еще в 1982 году. "К декабрю 1995-го Министерство строительства, жилья и застройки Казахстана утвердило проект. Общая сметная стоимость строительства метрополитена в базисных ценах 1991 года составила 573,1 млн тенге. Срок проекта – 121 месяц, или 10 лет", – отмечено в последнем отчете Счетного комитета. "За 2009 год на строительство метрополитена было выделено и освоено 26,7 млрд тенге, из них 5,9 млрд – на приобретение оборудования. На сегодня на станциях завершены работы по устройству перегонных тоннелей, установка тоннельных вентиляторов, а также возведение конструкций. Уложено 3,8 км путевого бетона, ведется архитектурная отделка и установка эскалаторов", – отмечено в отчете Владимира Меренкова, начальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы за 2009 год. Как рассказал "&" г-н Меренков, в мае текущего года прибудет первый подвижной состав. Первая очередь пройдет под улицей Фурманова от проспекта Райымбека до проспекта Абая и дальше под проспектом Абая до проспекта Гагарина. Остальные шесть планируется доставить к августу 2010 года. Один вагон будет вмещать 173 человека. Скорость движения поезда составит 40 км/час, а протяженность маршрута – 8,5 км. По его словам, строительство и эксплуатация большинства метрополитенов изначально являются убыточными. "Только Ленинградское метро сумело выйти на рентабельный уровень. Метро будет дотационным предприятием. Приблизительная стоимость проезда составит 75 тенге", – рассказал собеседник. Сделать метро рентабельным, добавил он, должна вторая очередь первой ветки. По информации г-на Меренкова, для этого проекта уже разработано ТЭО, и сейчас оно проходит экспертизу". "Для завершения первой очереди теперь необходимо порядка 34 млрд тенге, однако в этом году правительство выделило лишь 19,6 млрд тенге, которые будут направлены на монтажные и пусконаладочные работы", – отметил г-н Меренков. "В 2001 году сметная стоимость проекта была пересчитана и составила в базовых ценах 2001 года 63,012 млрд тенге. Срок сдачи в эксплуатацию на конец марта 2010 года просрочен ровно на четыре года. При этом за период с 1988 по 2009 год выделено порядка 104,5 млрд тенге, а объем выполненных работ на конец прошлого года составил порядка 64%", – подвели итог в Счетном комитете. В Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы не смогли оперативно прокомментировать претензии Счетного комитета. |