Александр КУЗЕННЫЙ, "Казахстанская правда", 16 июля
По пятницам 34-летний строитель из поселка Жаксы приходил в мечеть на жума-намаз. Имам часто поручал ему читать "Азан". Однажды в беседе Валерий Твердохлеб, украинец по национальности, принявший мусульманство пять лет назад, заявил духовному лицу: "Мусульмане в Жаксах не истинные, они не читают намаз..." Безвинная, на первый взгляд, фраза, как было доказано предварительным следствием, а затем нашло свое подтверждение на суде, имела экстремистские предпосылки. Сегодня отдельные правозащитники пытаются выдать Валерия Твердохлеба за некую жертву беззакония и произвола. По их словам, человек интересовался религиозными течениями, стремился глубже изучить ислам, для чего коллекционировал общедоступные литературу и видеоматериалы, а ему инкриминируют пропаганду исключительности, превосходства граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной принадлежности, идеологии радикального ислама ваххабитского толка, а также призывы к изменению конституционного строя и тому подобное. Впрочем, правозащитники имеют право на личное мнение, вместе с тем не укладывается в голове, как религиозный экстремизм мог поселиться в сельской глубинке, в 300 километрах от областного центра, где люди растят хлеб, производят молоко, мясо, воспитывают детей, оставаясь довольными жизнью, межнациональным согласием, гордясь своей молодой независимой страной. Как? Однако факт остается фактом: В. Твердохлеб приговорен к четырем годам лишения свободы по ч. 1 ст. 164 и ч. 1 ст. 233-1 УК, как раз и карающим за упомянутые выше деяния. Правда, апелляционная коллегия областного суда исключила из описательно-мотивированной части приговора указание о совершении осужденным умышленных действий, направленных на возбуждение социальной, родовой, расовой вражды или розни, а равно пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к родовой или расовой принадлежности. В остальном же приговор оставлен без изменения. Теперь о том, за что "невинно пострадал", как утверждают правозащитники, Валерий Твердохлеб, который в судебном заседании вину свою признал лишь частично. Исламскую веру он принял в 2005 году. Немного позже познакомился с единоверцем Т., снабдившим его религиозной литературой. Затем судьба свела с Алексеем Карасевым и Дмитрием Костомахой. Приехав в июле 2009 года в село Жаксы, Твердохлеб устроился работать на стройке в местной школе, пригласив на объект своих друзей. Кстати, они стали жить у него на квартире. Из показаний свидетеля Карасева: "Однажды у Твердохлеба дома на компьютере я увидел Коран. Из любопытства попросил показать, что еще есть. Тогда он включил видеоролик, на котором какие-то бородатые мужчины в лесу вели разговор. Затем без хозяина квартиры вместе с Костомахой включали компьютер, заходили на сайт, переписывая книжки по исламу. Осенью поехал в Сочи на заработки, по пути завернул в Грозный, чтобы убедиться, все ли, о чем увидел в Интернете, правда. У Твердохлеба взял телефон его знакомого по имени Сеня. Встретив меня, он заявил: в горах бандиты, а к нему часто заходят федералы. Потом Сеня, или как его еще звали Саяхан, посоветовал отправиться в Баку на встречу с его другом Ахмедом..." Из показаний свидетеля Костамахи: "У Твердохлеба в Интернете открывали некоторые сайты, откуда скачивали ролики, статьи по религиозному терроризму. Ранее в Есиле Твердохлеб показывал флешку с видеороликами с участием Саида Бурятского и Доку Умарова, где они звали в Чечню воевать против русских. Карасев же говорил, едет в Грозный, чтобы присоединиться к террористам..." По словам Дмитрия, он добровольно явился в ДКНБ и обо всем рассказал. В. Твердохлеб в поле зрения сотрудников КНБ попал еще раньше. Согласно поступившей информации он общался со своим духовным наставником – гражданином Т. Накануне именно в Жаксынском районе возникла непростая религиозная ситуация, появились экстремистские предпосылки, из-за чего был произведен ряд арестов, а виновные осуждены по статье за терроризм. Твердохлеб, выявило следствие, в свою очередь, имея влияние на Карасева, формировал у последнего религиозные взгляды, давал пояснения как начинающему мусульманину. В результате тот поехал в Чечню, позже был задержан в Азербайджане. Из исследованных и проанализированных судом показаний достоверно установлено: В. Твердохлеб снабжал своих подопечных материалами, содержащими призывы к возбуждению национальной, религиозной вражды, направленными на пропаганду терроризма и джихада. Однако он эти обвинения отрицал, ссылаясь на то, что книги и брошюры покупал в столичном магазине "Рахман", а информацией пользовался из общедоступных источников. Однако не таким уж безобидным на деле оказался он. Как показала комплексная филолого-религиоведо-политологическая судебная экспертиза, исследованные материалы (книги, листовки, брошюры и видеоролики) содержали призывы к осуществлению джихада мечом, то есть к войне против неверных, применению взрывчатых веществ и оружия, совершению актов терроризма, свержению конституционного строя, а также высказывания о превосходстве ислама над другими религиями. Что характерно, "общедоступную" литературу, видео- и аудиозаписи, жесткие компьютерные накопительные диски, восемь SIM-карт связи Билайн, Activ, два сотовых телефона, флешку Твердохлеб хранил в тайниках – в сложенных возле дома кирпичах, за потолочным перекрытием прихожей, в платяном шкафу. Его единоверцы последовали примеру духовного наставника. Карасев прятал карту флеш-памяти с религиозной литературой радикального направления и экстремистского толка под оконным наличником в селе Белагаш, где находился его дом. Костомаха устроил тайник в сарае для угля. Здесь, кстати, сотрудниками спецслужб были обнаружены магнитные носители, нож с кровотоком односторонней заточки, удостоверение личности на имя Сарсенбая Купеева, схема железных дорог 1989 года, цветные схемы железных дорог Дагестана, Ставропольского края, Северного Кавказа, два учебника химии, упаковка SIM-карт Билайн. Как после этих выявленных и доказанных фактов следует расценивать высказывания правозащитников о невиновности Валерия Твердохлеба? Заблудился в религии? Вряд ли. Вовсе не похож он на овцу заблудшую, целеустремленно и напористо собирая вокруг себя знакомых ему людей. Например, житель села Жаксы Дамир Янтураев, случайно увидевший Твердохлеба, когда фотографировался на удостоверение личности, суду показал: встретил его однажды на улице, тот вынес ему из дома брошюру и текст, распечатанный на белых листах. Там говорилось про войну с неверными... Позже, услышав о существовании религиозных общин в Жаксы, которые заманивают к себе односельчан, об арестованных террористах, недолго думая, Янтураев, по его собственному признанию, пошел и сдал полученную от Твердохлеба литературу в акимат. Подводя итог, хотелось бы сказать следующее. У экстремизма, где бы он ни проявлял себя – в сельской ли глубинке или мегаполисе, – одна змеиная суть. Он крайне опасен, прежде всего потому, что норовит возвысить одного человека над другим, разрушить привычные общественные устои, посеять в людях сомнения и страх. Стать мусульманином, хочется напомнить Твердохлебу, не означает возвыситься над верующими других конфессий. Любая истинная вера делает человека добрей и справедливей к окружающим – вот из чего надо исходить. Ибо сказано в Коране: Всевышний Аллах покровительствует тому, кто "уверовал и не затмил свою веру несправедливостью". |