Пресс-служба прокуратуры города Алматы, 28 июля
Прокуратурой города Алматы на основании постановления № 104-10 от 21.05.10 г. проведена проверка применения законодательства о государственных закупках, законности расходования бюджетных средств, антикоррупционного законодательства в ГУ "Республиканский Центр по борьбе и профилактике СПИД" (далее – ГУ) за 2009-2010 г.г. ГУ является специализированным лечебно-профилактическим учреждением особого типа, ориентированным на выполнение комплекса мероприятий, направленного на своевременное выявление, лечение и предупреждение распространения заболевания СПИД, организацию выполнения профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе со СПИД на территории Республики Казахстан. Учредителем ГУ от лица государства является Правительство Республики Казахстан, органом управления Министерство здравоохранения Республики Казахстан, финансируется за счет средств республиканского бюджета. К проверке в качестве специалистов привлечены работники органа финансового контроля и фармацевтического контроля города Алматы. В соответствии со ст. 5 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" (далее-Закон), процесс государственных закупок включает в себя планирование номенклатуры товаров, работ, услуг, разработку и утверждение годового плана государственных закупок, выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках, исполнение договора о государственных закупках. Планируемая номенклатура товаров, работ, услуг ежегодно разрабатывается и утверждается заказчиком и должна содержать сведения о наименовании товара, работы, услуги со ссылкой на соответствующий стандарт Республики Казахстан при наличии такого стандарта, а также, при необходимости, стандарты других стран, количество товаров, объемы выполняемых работ, оказываемых услуг, цену за единицу, а также планируемые суммы денег для осуществления государственных закупок. Документы, подтверждающие выполнение данной работы к проверке представлены не были ввиду их отсутствия, указанные требования закона не исполнены, что в итоге привело к приобретению товаров в завышенном объеме, по завышенным ценам. Далее, на основании утвержденных планируемой номенклатуры товаров, работ, услуг и соответствующего бюджета (бизнес-плана, сметы доходов и расходов) заказчик разрабатывает и утверждает годовой план государственных закупок в порядке и форме, определенных правилами осуществления государственных закупок, при этом не допускается приобретение товаров, работ, услуг, не предусмотренных утвержденным годовым планом государственных закупок. Проверкой установлены многочисленные факты приобретения товаров, работ и услуг, не предусмотренных годовым планом государственных закупок (далее – План). Так, 10.02.09 г. и 16.02.09 г. ГУ "Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД" заключены договора с ТОО "Ажа Фарма" о поставке одноразовых шприцев в количестве 500 000 штук и одноразовых игл в количестве 462 000 штук (не предусмотренных Планом) на сумму 5 млн. тенге и 4, 620 млн. тенге соответственно. Договора о государственных закупках признаны исполненными на основании расходных накладных №№ 00000000002 и 00000000003 от 02.07.09 г. о поставке изделий медицинского назначения в Мангистауский и Карагандинский областные центры по профилактике и борьбе со СПИД. Проверкой установлено, что договор о государственных закупках поставщиком услуг не исполнен вообще, указанные изделия медицинского назначения в ГУ "Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД", Мангистауский и Карагандинский областные центры по профилактике и борьбе со СПИД не поступали. Бюджетные средства в размере 9 620 000 тенге, поступившие на банковские счета поставщика в качестве 100% предоплаты незаконно присвоены руководителем ТОО "Ажа Фарма" Супиевым Р.Ш. По факту мошеннических действий в отношении директора ТОО "Ажа Фарма" Супиева Р.Ш. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.177 ч.3 УК РК, производство расследования поручено органу финансовой полиции. На стадии выбора поставщика и заключения с ним договора о государственных закупках обязанности организатора государственных закупок выполнялись не должным образом, а в большинстве случаев не выполнялись вообще. Получить сведения об исполнении должностными лицами ГУ требований ст.31 Закона не представилось возможным, в связи с их неисполнением. Проверкой исполнения договоров о государственных закупках, установлены факты хищений бюджетных средств путем оформления фиктивных документов бухгалтерского учета (акты выполненных работ, накладные и др.), дальнейшего перечисления денежных средств на счета поставщиков за невыполненные работы. Так, 23.02.09 г., 23.03.09 г., 03.04.09 г., 20.04.09 г. ГУ "Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД" заключены договора с ТОО "Ажа Фарма" о поставке изделий медицинского назначения на общую сумму 13 332 900 тенге. Договора о государственных закупках признаны исполненными на основании расходных накладных № 00000000001 от 01.07.09 г., № 00000000009, № 00000000010, № 00000000011 от 07.07.09 г. о поставке изделий медицинского назначения в Южно-Казахстанский, Мангистауский и Карагандинский областные центры по профилактике и борьбе со СПИД. Проверкой установлено, что договора о государственных закупках поставщиком услуг не исполнены в полном объеме, указанные изделия медицинского назначения в ГУ "Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД", Южно-Казахстанский, Мангыстауский и Карагандинский областные центры по профилактике и борьбе со СПИД не поступали. Бюджетные средства в размере 13 332 900 тенге, поступившие на банковские счета поставщика на основании фиктивных документов бухгалтерского учета, сформированных и подписанных по указанию главного бухгалтера ГУ ""Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД" Недопекиной Т.Б., незаконно присвоены руководителем ТОО "Ажа Фарма" Супиевым Р.Ш. По данному факту 15.07.10 г. возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц ГУ по признакам преступления, предусмотренного ст.176 ч.3 УК РК, производство расследования поручено специальному прокурору по расследованию и руководству следственными группами города Алматы. В производстве прокуратуры города находятся материалы проверки по 13-и договорам государственных закупок, исполненных по принципу снабжения изделиями медицинского назначения общественные объединения в других регионах страны. Правовая оценка по ним будет дана в кратчайшие сроки. |